Смекни!
smekni.com

Факторинг – финансирование под уступку денежного требования (стр. 3 из 8)

В случаях, когда операции, проводимые по договору, носят систематический характер, содержание отношений финансового агента с клиентом по общему правилу не исчерпывается предоставлением финансирования и уступкой денежных требований. Чтобы обеспечить реальное поступление средств по денежным требованиям, финансовый агент должен играть активную роль в области контроля за финансово-хозяйственной деятельностью клиента и своевременным исполнением третьими лицами (должниками) обязательств по оплате денежных требований. Со своей стороны клиент, в особенности если это небольшое предприятие, не менее заинтересован в квалифицированном финансовом обслуживании его деятельности. В этих целях обязательства финансового агента по договору финансирования под уступку денежного требования могут включать оказание клиенту ряда финансово-бухгалтерских, консультационных и информационных услуг (ведение для клиента бухгалтерского учета, проверка платежеспособности третьих лиц (должников) и получение с них дебиторской задолженности, в том числе ее взыскание в судебном порядке, и т.п.).

Под денежным требованием понимается основанное на обязательственном отношении право кредитора на получение от третьего лица денежных средств. Предметом уступки, под которую предоставляется финансирование, могут выступать денежные требования двух видов (абз. 1 п. 1 ст. 826): существующее требование, срок платежа по которому на дату заключения договора финансирования под уступку денежного требования уже наступил; будущее требование, по которому срок платежа, определяемый условиями сделки клиента с третьим лицом (должником), наступает после даты заключения договора финансирования под уступку денежного требования. В первом случае имеется в виду уступка уже возникшего у клиента права на получение денежных средств от должника. Во втором случае уступается право на получение денежных средств, которое возникнет в будущем.

Условие договора клиента с финансовым агентом о денежном требовании, являющемся предметом уступки, должно содержать признаки, позволяющие отличить уступаемое денежное требование от других однородных требований либо уже в момент заключения договора (существующее требование), либо не позднее возникновения права на получение с должника денежных средств (будущее требование).

Денежное требование может быть индивидуализировано путем указания должника, суммы требования (долга), основания его возникновения (договора между клиентом и должником) и (или) иных характеристик, служащих целям идентификации требования. Достаточно определенным может быть признано денежное требование и в отсутствие точного указания его денежной суммы либо должника.

Если клиент уступает финансовому агенту не отдельное требование, а совокупность денежных требований, то для их определения достаточным может быть указание на признаки группы, к которой они относятся, в частности: на предпринимательскую деятельность (или один из видов деятельности) клиента, из которой вытекают требования; на круг должников, к которым обращены требования; на территорию, с которой связано возникновение требований или на которой имеют место нахождения должники; на период времени, в течение которого возникают требования, подлежащие уступке; на суммарный денежный размер уступаемых требований.

При уступке будущего денежного требования заключение договора, предусматривающего обязательство клиента уступить требование, и переход требования к финансовому агенту, которым завершается уступка, не совпадают во времени. С учетом этого п. 2 ст 826 определяет момент перехода требования к финансовому агенту, связывая его с наступлением срока платежа, т.е. с преобразованием будущего требования в существующее. Иначе говоря, будущие денежные требования переходят к финансовому агенту по мере их возникновения. Если уступка денежного требования обусловлена определенным событием, то денежное требование переходит к финансовому агенту после наступления этого события, но, естественно, не ранее наступления срока платежа по данному требованию.

По общему правилу риск недействительности денежного требования несет клиент (первоначальный кредитор) (п. 1 ст.827 ГК - Ответственность клиента перед финансовым агентом), а риск неисполнения должником денежного требования возлагается на финансового агента (нового кредитора) (п. 3 ст 827 ГК). При этом нормы, содержащиеся в п. 1 и 3 данной статьи, имеют диспозитивный характер. Договором финансирования под уступку денежного требования могут быть предусмотрены иные правила распределения рисков.

Клиент отвечает перед финансовым агентом за действительность денежного требования, являющегося предметом уступки, т.е. за то, что клиент обладает правом на передачу денежного требования и в момент уступки этого требования ему не известны обстоятельства, вследствие которых должник вправе его не исполнять.

Право клиента на передачу денежного требования предполагает, что требование реально существует и принадлежит клиенту, что оно основано на действительной сделке и не относится к категории прав, которые не могут переходить к другим лицам (см. ст. 383 ГК), что клиентом соблюдены условия допустимости уступки требования (см. ст. 388 и 828 ГК). К обстоятельствам, вследствие которых должник вправе не исполнять денежное требование, относятся, в частности, случаи полного или частичного прекращения денежного обязательства (об основаниях и способах прекращения сказано в гл. 26 ГК), истечение срока исковой давности, а также случаи нарушения клиентом своих обязательств по договору, заключенному с должником.

Клиент обязан передать финансовому агенту документы, удостоверяющие уступаемое требование, и сообщить сведения, имеющие значение для осуществления требования (текст договора, заключенного с должником; документы, подтверждающие факт поставки товара, выполнения работ, оказания услуг; информацию о встречных требованиях должника и т.д.).

Финансовый агент вправе требовать от клиента возмещения убытков, причиненных финансовому агенту вследствие недействительности денежного требования, являющегося предметом уступки.

Клиент не отвечает за неисполнение или ненадлежащее исполнение должником требования, являющегося предметом уступки, в случае предъявления его финансовым агентом к исполнению, если иное не предусмотрено договором между клиентом и финансовым агентом.

Уступка финансовому агенту денежного требования является действительной, даже если между клиентом и его должником существует соглашение о ее запрете или ограничении. Это не освобождает клиента от обязательств или ответственности перед должником в связи с уступкой требования в нарушение существующего между ними соглашения о ее запрете или ограничении (ст. 828 ГК)

Если договором финансирования под уступку денежного требования не предусмотрено иное, последующая уступка денежного требования финансовым агентом не допускается.

В случае, когда последующая уступка денежного требования допускается договором, к ней соответственно применяются положения настоящей главы. (ст. 829 ГК)

К исполнению должником денежного требования финансовому агенту применяются общие правила исполнения обязательств. Должник обязан произвести платеж финансовому агенту при условии, что он получил от клиента либо от финансового агента письменное уведомление об уступке денежного требования данному финансовому агенту и в уведомлении определено подлежащее исполнению денежное требование, а также указан финансовый агент, которому должен быть произведен платеж. По просьбе должника финансовый агент обязан в разумный срок представить должнику доказательство того, что уступка денежного требования финансовому агенту действительно имела место. Если финансовый агент не выполнит эту обязанность, должник вправе произвести по данному требованию платеж клиенту во исполнение своего обязательства перед последним. Исполнение денежного требования должником финансовому агенту в соответствии с правилами настоящей статьи освобождает должника от соответствующего обязательства перед клиентом. (ст. 830 ГК).

Уведомление об уступке денежного требования может быть направлено должнику как клиентом, так и финансовым агентом. При этом следует учитывать, что по смыслу п. 3 ст. 382 ГК обязанность уведомления должника об уступке требования возлагается на финансового агента как на нового кредитора, поскольку именно он несет риск вызванных для него неуведомлением должника неблагоприятных последствий. Во избежание недоразумений порядок и условия уведомления следует определять в договоре финансирования под уступку денежного требования. Должник, не получивший письменное уведомление об уступке, считается надлежащим образом исполнившим денежное требование, произведя платеж по нему клиенту.