Смекни!
smekni.com

Казаки и новая власть (стр. 10 из 13)

V. ПРОДНАЛОГ ИЛИ ГОЛОД 30-Х ГОДОВ

А как же жил Дон в те годы? Каким бы большим число сосланных ни было, все же среди населения остались и казаки, хотя признавать себя таковыми никто не решался. Всех пугала возможность быть причисленными к категории "деклассированных элементов". Поэтому, интересно, было бы узнать, как чувствовали себя те, кто занял место хозяев этого благодатного края, попавших в немилость к новой власти. Была ли жизнь в колхозах настолько безоблачна, как хотели показать это большевики?

Самым лучшим показателем служат воспоминания людей, живших в то время в области. Все они говорят о голоде 30-х, который был не менее масштабным, чем в 20-х годах. Создавались новые рецепты, помогавшие выжить в это тяжелое время: "В 33-ем году снова голод был. Мы собирали подорожник, мололи в муку, пышки пекли. А он клейкий: начнешь на этой муке тесто месить, а его не растянешь, как резина! Мать с младшей сестрой ходили к старикам рыбакам, приносили оттуда рыбью чешую, требуху, кости, и вот их варили (или жарили) и ели".[70]

А те, в ком эти страшные годы устранили все нравственные барьеров, решались даже на преступления. "Как-то раз, во время голода в 30-х годах, я приехала на Углерод и, идя по улице, встретила девушку (с ней мы раньше жили в одном хуторе, знакомы с самого детства). Она очень мне обрадовалась: "Зина!.. Пойдем скорей со мной, мама будет рада!" Я ей поверила и пошла. Мы долго шли по каким-то переулкам и, в конце концов, пришли к какому-то странному дому, он был уж очень запущенный, даже для тех лет. На улице не было людей. Мы зашли в коридор, тут я увидела под занавеской, которая отделяла часть коридора, несколько пар мужских сапог: там кто-то сидел. В дому никого не было, на полу валялись какие-то тряпки, мебели не было, везде страшный беспорядок. Я сразу почувствовала что-то неладное, а здесь вообще стало жутко. Тут моя знакомая схватила меня за руки и попыталась втащить в комнату, причем молча, не привлекая внимания с улицы. Но я была сильнее, поэтому смогла вырваться и убежать. Больше я ее не видела. Позже я узнала, что были случаи людоедства".[71]

Значит, жертв голода было не меньше, чем в 20-е годы, а отсутствие публикаций о нем объясняется появлением строгой цензуры. Однако, в рассекреченных фондах ГАРО мы находили множество документов, свидетельствующих о высоком уровне смертности населения в тот период, и упоминающих о "многочисленных случаях голода". Там же мы нашли и объяснение этому факту.

"Широкие льготы, данные бедняцкому и середняцкому крестьянству и казачеству новым законом о ЕСХН, предопределяют известное снижение роли сельхозналога в государственном и местном бюджетах. Тем не менее, роль сельхозналога в местном бюджете, благодаря особому характеру его строения, продолжает оставаться весьма значительной, обязывает во всей полноте исчерпать сельхозналог, как доходный источник местного бюджета, обращаемый в первую очередь на нужды культурно-хозяйственного строения деревни"[72]. То есть сельхоз. налог снижен, но в связи с тем, что в области довольно много еще единоличных хозяйств, и к тому же крепких, зажиточных, предлагается "исчерпать сельхозналог, как доходный источник местного бюджета". И еще одно положение того же документа: "развернуть массовую досрочную уплату сельхозналога, добившись уже в самом начале напряженного темпа поступлений на уровне, гарантирующем 100%-й безнедоимочный сбор причитающихся платежей, твердо применяя, при строгом соблюдении классовой линии, законные меры воздействия в отношении неисправных плательщиков".[73]

О том же свидетельствуют и воспоминания очевидцев: "В 32-ом, с началом колхозов, вырубили сливы, отобрали все сады и виноградник. Урожай был замечательный, забрали все до зернышка. Опять начался голод. Мы копали корешки, ловили ежиков, пекли, ели ракушки. И все равно много людей умерло голодной смертью"

То есть и в колхозах жизнь была – не сахар. Кстати, подобные действия властей привели к тому, что пострадали не только казаки, но и приезжие. Так не выполнялись многие положения о помощи семьям красноармейцев. Но уже один тот факт, что подобные положения существовали, указывает на те цели, которые ставило перед собой правительство в отношении Донской области. Примером беззаконий, творящихся на местах, причем, по отношению как раз к "культурно-хозяйственному строению деревни", можно считать следующий документ:

"…Учебными пособиями школы снабжены не в достаточном количестве. Нет достаточного количества парт, досок, методических пособий и книг,

Оклад заведующего школой 50руб., учителей 45руб., тех. служащих 18руб. Зарплата выдается неисправно. Задерживается сельсоветом вплоть до 5-10 следующего месяца, якобы за неотпуском средств РНК-ом.

…письменных же принадлежностей совершенно нет, и заведующему часто приходится покупать их за свои средства и выдавать ученикам, иначе занятия прекращались бы совершенно, также занятия тормозятся из-за недостаточности освещения и по случаю сильных холодов, т. к. здание (в зимнее время) не отапливается. Зарплату заведующая ликпункта должна получать из сельсовета села Ново-Батайска, но в каком размере и когда – не известно, т. к. зарплату ни разу еще не получали, хотя ликпункт функционирует с 17/II­–26 года".[74]

Халатное обращение к подбору кадров на Дону, кроме всего прочего, ослабило деревню, низовой сектор, "…наличие многочисленных недочетов внутреннего порядка, коренящихся в самой системе сельхоз. кредитных коопераций: плохой подбор руководящего и рабочего аппарата, его текучесть, неудовлетворительное руководство и контроль со стороны кооперативных Союзов и многое др.

В результате всех указанных причин в совокупности сеть сельхоз. кредитных товариществ находится в состоянии перманентных финансовых кризисов, наблюдается хроническая неплатежеспособность низовки, частные протесты и ликвидация ряда товариществ.

Показателем финансовой неустойчивости низовки является огромный процент опротестованных товариществ: например, в Донском округе опротестовано 60% товариществ"[75].

Примером могут служить приведенные ниже таблицы.[76]

Среди существующих колхозов

Годы Организовано Распалось Ост. 1/X–28г.
1920 1921 1922 1923 1924 1925 1926 1927 97 179 333 114 229 239 255 307 96 169 313 106 180 256 113 121 1 4 20 8 48 83 142 186

Из общего числа колхозов, 2000, осталось 493, что свидетельствует о большой неустойчивости состава товариществ и о неудовлетворенности населения положением в области. Причем а архивных документах это объясняется так: "заметно влияла классовая борьба в деревне. В результате этой борьбы кулак вносил элементы разложения в коллективное движение".[77] А на наш взгляд, создавшееся расслоение свидетельствует о плохом качестве руководства колхозами и о неправильных условиях создания колхозов в нашей области.

виды колхозов

1924г.

1925г.

1926г.

1927г.

1928г.

Коммуны

5

3

12

9

11

Артели

2

8

28

34

56

ТЗТ

173

436

436

463

1255

Машинные т-ва

14

66

101

124

Без машинные т-в

180

330

476

506

1322

Данная таблица[78] свидетельствует о том, что люди объединялись главным образом в ТЗТ и Машинные товарищества, то есть объединялись так, чтобы вместе обрабатывать землю, полное обобществление имущества, как в коммунах, было им глубоко чуждо. Поэтому, разочаровываясь в многочисленных недостатках колхозной системы, население все больше стремится выйти из коллективных хозяйств.

"Качество работы товариществ во многих отношениях неудовлетворительно, контрольные задания по паевому накоплению, вкладам выполнены всего в размере 35,2% за полугодие, план кооперирования выполнен всего на 60,1%"[79]

Таким образом, проводимая правительством политика продразверстки и плохое руководство на местах привели к ослаблению низовой сети хозяйств и, в конечном счете, к голоду 30-х годов. Но, несмотря на это, правительство достигло своей основной задачи в отношении Дона: с одной стороны, все же прошла коллективизация, а с другой, казачество и правда постепенно ассимилировало, растворилось в общей массе, появилась даже привычка называть себя крестьянами. Последним этапом стал голод 30-х годов, разрушивший в сознании людей последние нити, связующие их с прошлым. И все же где-то в глубине души у людей, причем, как ни странно, у репрессированных, сохранилось это деление на казаков и русских, какая-то защитная реакция, не позволяющая раствориться в толпе, забыть окончательно о том, что когда-то они были частью Всевеликого Войска Донского. Наверное, поэтому сейчас и стоит вопрос о возрождении казачества: не удалось большевикам до конца разрушить в людях мысль о принадлежности к казачьему сословию.