Смекни!
smekni.com

Методических рекомендаций по интеграции вопросов профилактики (стр. 5 из 8)

Цель:

Активное восприятие учебного материала

Развивающие задачи:

- развитие умений выделять главное и работать с текстом

- развитие самостоятельности, умения преодолевать трудности

- развитие речи, совершенствование выразительного чтения

Воспитательные :

- формирование понятий о философской направленности в творчестве Бунина

- привить интерес к изучению художественных текстов, активизировать мыслительную и познавательную деятельность учащихся

- воспитывать чувство ответственности, коллективизма, индивидуальности

Обучающие:

- научиться определять понятие «частичный анализ текста»

- определять основные стилевые особенности текста

- научиться презентовать работу групп и делать вывод

- уметь сочетать примеры из текста с жизненными ситуациями при современном стиле общения в кругу молодежи

1.3. Описание ожидаемого результата

Продукт деятельности:

По итогам урока учащиеся должны:

Знать и понимать содержание рассказов И.Бунина,вникать в их содержание ,

Научиться определять стилевые особенности текста: повествование, пейзаж, портрет, деталь,символика

Находить созвучия рассказов И.Бунина с его поэтическими строками, раскрывая «вечные темы» творчества писателя

Уметь описывать колорит и настроение картины, определять ее место в тексте

Применять полученные знания при анализе художественных текстов

Презентовать содержание плакатов, отражающих тему урока в сочетании со знаниями о здоровом образе жизни, о негативной практике рискованного поведения

1.4. Фаза планирования и реализации.

Межпредметные связи:

1.Графика и акварель художников В.Покатова, О.Верейского

2.Кинематограф, Х\Ф «Мой ласковый и нежный зверь», сценарий и постановка Э.Лотяну

3.Музыка Е.Дога «Свадебный вальс»

4.Профессиональная этика

5.Культура речи и поведения

6.Русский язык

Организационная форма:

Группа учащихся делится на 3 команды по 5-7 человек

Преподаватель выступает в роли консультанта-фасилитатора

Знания, умения и навыки учащихся, необходимые для выполнения деятельности по теме занятия:

- понятие частичного анализа текста

- сущность стилевых особенностей: :повествование. главные герои, пейзаж, портрет, деталь, символика

- техника и выразительность чтения, литературная речь

Возможности для интеграции вопросов профилактики ВИЧ:

данное занятие базовых технических умений по специальности проводится в сочетании с такими вопросами профилактики ВИЧ, как :

- стигматизирующие термины и выражения

- ответственное поведение, стили поведения

- развитие самостоятельности, умения преодолевать трудности

- умение общения с людьми

Учебно-методическое обеспечение урока:

1. Мультимедийное оборудование.

2. Кассета «Мой ласковый и нежный зверь»

3. Пакет : текст, интервью, ксерокопии иллюстраций

4. Карточки -помощники

5. Таблицы

6. Портреты И.Бунина(1990, -20, -40-х годов)

7. Иллюстрации

8. Плакаты, маркеры

9. Опорный конспект.

10. Справочные издания

Ход урока

Организационный момент – 1 минута:

- Проверка присутствующих учащихся по журналу теоретического обучения

Психологическая подготовка учащихся к восприятию темы – 5 минут:

Фрагмент из х/ф «Драма на охоте»,Свадебный вальс(Е.Дога)

- И не забыть мне этой ночи звездной,

- Когда весь мир любил я для одной!

- Пусть я живу мечтою бесполезной,

- Туманной и обманчивой мечтой –

- Ищу я в этом мире сочетанья

- Прекрасного и тайного, как сон.

- Люблю ее за счастие слиянья

- В одной любви с любовью всех времен!

«НОЧЬ», 1901год

Объявление темы: «Философия любви в творчестве И.А.Бунина» Эпиграф урока:

Всякая любовь- великое счастье,

Даже если она не разделена…

И.Бунин

- Определение целей урока совместно с учащимися –2 минуты

- Объяснение учащимся задач урока, критериев оценки, распределение ролей в команде:

Учащиеся работают в 3-х командах по 6-7 человек :

- капитан

- секретарь-консультант

- поэты-критики

- художники-оформители

- справочный отдел(теоретические понятия, терминология)

Деление на команды осуществляется по желанию учащихся.

Каждый учащийся, работая в микрогруппе, играя определенную роль, выполняя различные задания, должен эффективно работать как часть команды. Учащимся рекомендуется делать основные записи по ходу урока .

Свобода выбора действий и решений учащихся допускается на всех этапах занятия. Преподаватель выступает в роли консультанта и контролирует последовательность и правильность выполнения заданий учащимися. В групповом тренинге преподаватель не несет функции руководителя в общепринятом значении этого слова. В групповой деятельности он является полноправным членом группы, несущим функцию фасилитатора, облегчающего включение всех членов группы в процесс самопроявления и самоактуализации.

Задание на повторение материала.

Задание 1- «Что мы знаем?» - 12 минут.

Работа по таблице: Этапы творчества И.А.Бунина

1. 1880-90е годы 2.1900-1920-годы 3.1920-50 годы

( примерные ответы )

Ведущим началом Расширяется тема- Эмиграция, старые

является поэзия, тематика прозы, за- темы преображают-

лирика:,источник вдох- трагиваются соци- ся новым душевным

новения – природа: ально-исторические состоянием писате-

поэма «Листопад», и философские те- ля: «Темные аллеи»,

ранняя поэтизирован- мы: «Чаша жизни», «Жизнь Арсеньева»

ная проза «Танька» «Господин из С-Ф» и др.

ЭМИГРАЦИЯ

-Как понимаете это слово?

Справочный отдел(ССИС стр.715)

Переход: В какой период творчества написаны рассказы, на примере которых мы будем работать по сегодняшней теме.?

«ГРАММАТИКА ЛЮБВИ», 1915

«ЛЕГКОЕ ДЫХАНИЕ», 1916

«СОЛНЕЧНЫЙ УДАР» 1925

Комментарий ответов каждой группы, дополнения, если этого требует тема урока, секретари-консультанты совместно с преподавателем оценивают ответы, выставляют результаты на экран.

Ввод в изучение новой темы.

Сообщение: 5 мин.

-В коллизии и в самой идее бунинской темы любви выражено общее представление писателя о жизни

(Н.М.Кучеровский «Бунин и его проза» 1980г.)

КОЛЛИЗИЯ

-Как понимаете слово «коллизия» (справочный отдел ССИС,стр.288).

-Как вы можете прокомментировать это высказывание?

-На уроке нам предстоит выполнить следующие задания:

(уч-ся раздаются памятки )

ЗАДАНИЕ 1

Подготовка к аналитической беседе по содержанию рассказов – 5 + 12

Каждая микрогруппа должна:

- распределить обязанности внутри микрогруппы

- изучить и проанализировать свои ответы на предложенный вопрос в течение определенного времени , используя все необходимые инструменты (опорный конспект , учебники, листы бумаги и маркеры)

- обменяться информацией друг с другом

- подготовиться к презентации своего ответа по предложенной опорной схеме:

ГЛАВНЫЕ ГЕРОИ КОМПОЗИЦИЯ

СТИЛЬ

ПОВЕСТВОВАНИЕ = ПЕЙЗАЖ= ПОРТРЕТ= ДЕТАЛЬ= СИМВОЛИКА

Работа с текстами рассказов( по предложенной схеме раскрыть сюжет, композицию и отразить стилевые особенности).

Работа справочного отдела (ЛЭС, стр.164,420,280,272,289,90,378)

КОМПОЗИЦИЯ

СТИЛЬ

ПОВЕСТВОВАНИЕ

ПЕЙЗАЖ

ПОРТРЕТ

ДЕТАЛЬ

СИМВОЛ

Презентация по 4 мин.

Педполагаемые лаконичные ответы:

1.Г.г.Хвощинский,Лушка-верность в любви, кольцевая композиция,рассказ в рассказе-повествование от лица Ивлева,для которого , как и для Бунина, любовь – великая ценность; пейзаж отражает долгие одинокие годы, проведенные в воспоминаниях о любимой Лушке, которая безвременно ушла из жизни , - слякоть, осенний дождь,неуютность,заброшенность усадьбы,портрет – сын Лушки повторил черты матери.Деталь-бусы – камешки голубого цвета , книжка-«Грамматика любви», название которой дало название рассказу,что символично,хотя любить по правилам невозможно ,но сама книжка -как святыня, как символ верности.

2. Г.г. Оля Мещерская – необыкновенная легкость в любви, самой жизни.Кольцевая композиция, философские размышления автора о противоречивости в мире, банальную сцену убийства из ревности автор превратил в загадочную силу притягательности к главной героине,пейзаж печален, отражает чистоту и естественность Оли, к которой мы испытываем сочувствие.Ее глаза сияют, передавая ее непосредственность,деталь – овальная фотография на тяжелом дубовом кресте.Символично название-это и необыкновенно легкое дыхание женственности, и легкость поведения,которое заканчивается для Оли трагедией.

3.Г.г.без имен: он и она; повествование без вступления, как будто яркий, ослепляющий эпизод, душный вечер, душный полдень, нестерпимое солнце - все ,как солнечный удар, даже любовь, таинсвенная, неожиданная, сильная.Портрета героев нет ,но мы видим маленькую сильную руку женщины, слышим ее прелестный смех.Деталь – запах одеколона, шпилька, пустая чашка – все говорит о реальности и о потере, а в названии рассказа – все тот же «солнечный удар» внезапности и боли, и счастья, и мига любви, и драматизма ситуации.

(можно привести эпизоды из текста)

Оценка (каждая команда выставляет себе оценку по 5-ти бальной ситеме), преподаватель отмечает образную литературную речь(дополнительный балл) – 2 мин.

ФИЗПАУЗА 1 – 2 мин.

ЗАДАНИЕ 2

Поэтическая страница 5 +6