Смекни!
smekni.com

Общество с ограниченной ответственностью (стр. 8 из 19)

Для обществ с ограниченной ответственностью, в соответствии с законом имеющих особенности в правовом положении, специальными законами может быть установлен иной (более высокий) минимальный размер уставного капитала. Так, например, в соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» минимальный размер уставного капитала вновь создаваемых кредитных организаций (в том числе и обществ с ограниченной ответственностью) устанавливается Центральным банком Российской Федерации. Специальные правила установлены и для обществ с ограниченной ответственностью в сфере страховой деятельности.

Законодательства большинства европейских стран также содержат нормы о минимальном размере уставного капитала общества с ограниченной ответственностью.

Так, например, в Германии минимальный размер уставного капитала (основного капитала) общества с ограниченной ответственностью составляет 50 000 марок[53], во Франции по закону уставный капитал общества не может быть менее 50 000 франков[54].

Во-вторых, установлено правило об обязательности оплаты уставного капитала вновь создаваемого общества с ограниченной ответственностью не менее чем на 50 % на дату представления документов для государственной регистрации общества. Оставшаяся часть подлежит оплате в течение первого года деятельности общества, в противном случае, по окончании первого года общество будет обязано уменьшить свой уставный капитал до фактически оплаченного либо принять решение о ликвидации (если в результате уменьшения уставный капитал окажется ниже установленного законом минимального размера).

В-третьих, законодателем подробно регламентируется порядок формирования уставного капитала общества. В качестве вклада в уставный капитал общества с ограниченной ответственностью могут выступать как деньги, так и иное имущество, т.е. вещи, ценные бумаги, имущественные права. Денежная оценка вносимого в качестве вклада в уставный капитал имущества производится по соглашению между учредителями общества с ограниченной ответственностью. При возникновении спора между учредителями о стоимости неденежного вклада, они вправе для определения стоимости привлечь независимого оценщика. В судебном же порядке данный спор разрешению не подлежит.

В случае внесения в уставный капитал имущества, стоимость которого превышает двести установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда, оценка такого имущества в обязательном порядке должна производиться независимым оценщиком. В качестве оценщика может выступать лицо, имеющее соответствующую лицензию на право осуществлять оценку того или иного имущества. Порядок и общие условия проведения такой оценки регламентируются Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»[55]. Правило об обязательной оценке неденежного вклада в равной мере подлежит применению как при учреждении общества, так и в случае последующего увеличения его уставного капитала.

На защиту интересов кредиторов общества направлено и установленное законом положение об ответственности участников общества и независимого оценщика за завышение стоимости неденежных вкладов. В этом случае участники общества и независимый оценщик могут быть солидарно привлечены к субсидиарной ответственности по обязательствам общества при недостаточности его имущества для погашения долгов перед кредиторами.

Такая ответственность участников общества и независимого оценщика может наступить в пределах завышения стоимости соответствующих неденежных вкладов. Привлечение указанных лиц к субсидиарной ответственности по долгам общества возможно лишь в пределах трех лет со дня государственной регистрации общества либо государственной регистрации изменений в уставе, касающихся увеличения уставного капитала.

В качестве вклада в уставный капитал общества может выступать и интеллектуальная собственность. При внесении в уставный капитал интеллектуальной собственности, наиболее сложным является вопрос об определении стоимости такого вклада. На существование данной проблемы справедливо указывается в юридической литературе[56], однако на законодательном уровне данная проблема до настоящего времени не решена.

Оценка подобного вклада в уставный капитал по соглашению между учредителями общества вряд ли возможна, поскольку для этого необходимы специальные знания, которыми обладают не все учредители. В связи с этим для объективной оценки стоимости интеллектуальной собственности целесообразно привлекать независимого оценщика, владеющего соответствующими методиками.

Экспертная оценка интеллектуальной собственности производится в соответствии с международными стандартами «TIAVSC» Международного комитета по стандартам оценки имущества, стандартами оценки бизнеса, стандартами Российского общества оценщиков, стандартами Ассоциации оценщиков интеллектуальной собственности IPEA[57]. По указанным методикам и стандартам можно оценить стоимость таких объектов интеллектуальной собственности как изобретения, промышленные образцы техники, рационализаторские предложения. В то же время для ряда объектов интеллектуальной собственности строго обоснованную оценку стоимости произвести достаточно сложно. Это касается отдельных ноу-хау, товарного знака или знака обслуживания[58].

Некоторые авторы предлагают оценивать стоимость объектов промышленной собственности и «ноу-хау» по модели определения лицензионных платежей или сумм за передачу «ноу-хау»[59]. В то же время, в литературе высказано мнение о том, что реально существующее «ноу-хау» вообще не может выступать в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного общества, поскольку обладатель такого «ноу-хау» в этом случае не имеет возможности обеспечить конфиденциальность передаваемой информации[60].

Необходимо отметить, что в качестве вклада в уставный капитал выступает не сам объект интеллектуальной собственности (патент, объект авторского права и т.п.) или «ноу-хау», так как они не могут вноситься в качестве вклада в имущество хозяйственных товариществ и обществ, а право пользования таким объектом, передаваемое обществу в соответствии с лицензионным договором[61]. Право на использование объектов интеллектуальной собственности оценивается в денежном выражении и учитывается на балансе юридического лица в качестве нематериальных активов. Не являются объектами интеллектуальной собственности знания, опыт и квалификация гражданина, т.е. его способность к труду. «Поэтому интеллектуальные и деловые качества гражданина, его квалификация и способность к труду не могут являться вкладом в уставный капитал предприятия, поскольку они не могут быть отчуждены от гражданина и переданы другим лицам»[62].

В связи с нерешенностью на законодательном уровне проблем, касающихся внесения в качестве вклада в уставный капитал общества с ограниченной ответственностью объектов интеллектуальной собственности, на практике может возникнуть как ситуация, когда стоимость такого вклада завышается учредителями, так и ситуация, при которой в уставный капитал вносится интеллектуальная собственность не имеющая никакой коммерческой ценности.

В случае выхода или исключения из общества участника, внесшего в качестве вклада в уставный капитал общества право пользования имуществом на определенный срок, до истечения этого срока, общество сохраняет право пользования этим имуществом в течение срока, на который имущество было передано. В учредительном договоре общества это правило может быть изменено.

В процессе функционирования общества с ограниченной ответственностью его уставный капитал может изменяться как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения.

Решение об изменении уставного капитала относится к исключительной компетенции общего собрания участников общества (пп. 2 п. 2 ст. 33 Закона). Для принятия подобного решения в ряде случаев установлен более высокий кворум (квалифицированное большинство участников общества либо даже обязательность единогласия). Поскольку размер уставного капитала фиксируется в учредительных документах общества, принятие решения об изменении его размера влечет необходимость внесения изменений в устав и учредительный договор общества, причем законодатель достаточно четко разделяет эти вопросы, несмотря на их взаимосвязь. Вопрос о внесении изменений в учредительные документы общества является производным от решения вопроса об изменении уставного капитала, ведь если бы не принималось такое решение, не возникало бы и необходимости в изменении учредительных документов. Однако, непоследовательность законодателя в определении порядка принятия решения по данным вопросам, привела к тому, что фактически гораздо сложнее принять решение именно по производному вопросу - о внесении изменений в учредительные документы общества. Если для принятия решения о внесении изменений в устав требуется большинство в две третьих голосов участников общества (п. 8 ст. 37 Закона), то решение о внесении изменений в учредительный договор может быть принято только единогласно всеми участниками общества (абз. 2 п. 8 ст. 37 Закона).