Смекни!
smekni.com

Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения (стр. 56 из 74)

*...и детьми...— У Аввакума в ту пору было шестеро детей: три сына — Иван, Прокопий и Афанасий — и три дочери — Агриппина, Акилина и Ксения.

* Полтора года... к Москве взяли...— Аввакум был привезен в Москву 1 марта 1666 г.

* Пафнутьев монастырь — близ города Боровска бывшей Калужской губернии, в 90 верстах от Москвы.

Стр.39

* Скаску им тут... написал... — «Сказка» эта (то есть письмо) до нас не дошла.

* Козьма та... уговаривает...— Дьякон Козьма уговаривал Аввакума о первый раз 12 сентября 1666 г., во второй раз — 30 января 1667 г., то есть уже после того, как Аввакум, просидев семнадцать недель в Никольском монастыре на Угреше, вторично был отправлен в Пафнутьев монастырь.

*...стязався власти со мною...— С Аввакумом состязались церковные власти на соборе, заседания которого начались в феврале 1666 г.

*...и стригли по переносе меня и дьякона Феодора...— Расстриже-ние Аввакума и дьякона Федора в Успенском соборе после так называемого «великого входа», то есть перенесения даров, происходило 13 мая 1666 г. Дьякон Благовещенского собора в Москве Федор Иванов — один из виднейших деятелей раннего старообрядчества. От него дошел до нас ряд посланий и полемических сочинений. На соборе 1666 г. он держался очень агрессивно, результатом чего и были его расстрижение и отлучение от церкви. Далее следовали заключение Федора в Никольский монастырь на Угреше, его временное, видимо неискреннее, раскаяние, новый допрос, перевод в Покровский монастырь, «что на убогих», новые увещания, бегство из монастыря, заключение, вероятно, в Троице-Сергиеву лавру, затем в московский Богоявленский монастырь, опять увещания и оставление собором 1667 г. в силе приговора над ним собора предыдущего, с преданием его «градскому суду». 25 февраля 1668 г. Федору урезали язык и отправили в заключение в Пустозерск, куда он прибыл 20 апреля и где встретился с Аввакумом, с которым у него впоследствии начались раздоры на почве несогласий в догматических вопросах.

*...повезли нас ночью на Угрешу к Николе в монастырь.— Аввакума, Федора и суздальского попа Никиту отправили в Никольский монастырь на Угреше (в 15 верстах от Москвы) 15 мая 1666 г., Никиту арестовали после Федора, и 10 мая 1666 г. он был «сана обнажен и проклят». По словам дьякона Федора, узников везли «мимо Коломенскова, не веси куды, странным путем; по берегу реки Москвы да по болотам, чтобы никто не видал знакомой, куды посадят» (см.: Материалы, V, стр. 422).

* Не им было, а быть же было иным...— То есть если бы ве они это сделали, то сделали бы другие.

* «нужда соблазнам прийти» — из Евангелия от Матфея, XVIII, 7.

* «невозможно соблазнам... приходит соблазн» — из Евангелия от Луки, XVII, I.

* Держали меня у Николы... семнатцеть недель.— Аввакум сидел в Никольском монастыре на Угреше до 5 сентября, после чего был переведен в Пафнутьев монастырь.

* Тут мне... тамо обрящеши.— См. «пятую» челобитную царю Алексею Михайловичу, посланную в 1669 г. из Пустозерска.

*...велико нестроение... отпросила меня.— Царица Мария Ильинична (1625—1669), первая жена царя Алексея Михайловича, была из рода бояр Милославских. Милославские были горячими приверженцами Аввакума; их родственники Морозовы покровительствовали ему.

Стр.40

*...в Верху... — См. прим. к стр. 26.

* И Воротынской... приезжал... — Князь Иван Алексеевич Воротынский (ум. 1679)—с 1664 г. боярин и дворецкий царя Алексея Михайловича.

* Князь Ивана... батожьем били...— Речь идет о князе Иване Ивановиче Хованском (ум. 1701), приверженце старообрядчества. В 1664 г. он был стольником.

*...как Исайю сожгли.— Исайя, дворовый человек боярина Петра-Салтыкова, был сожжен на Москве до февраля 1670 г. (о казни его писал инок Авраамий в феврале 1670 г.).

* А бояроню ту... и ея мучат...— Единственный сын Морозовой, стольник Иван Глебович Морозов, умер в конце 1671 или в 1672 г. Разлученный с матерью, он с горя заболел. Царь прислал к нему лекарей, но, по словам составителя Жития боярыни Морозовой, «они так его улечили, что в малых днях к гробу предаша». Со смертью молодого Морозова дом Морозовых был разорен: почти все движимое и недвижимое имущество их было разделено боярами и распродано. Мучили Морозову сначала в Московском Печерском монастыре, а затем, после смерти патриарха Питирима (19 апреля 1673 г.),—в Боровске.

* Спальное крыльцо — крыльцо перед царским теремом, около которого находилась команда царской стражи. *

* Тайнишные водяные ворота — потайные ворота из Кремля к Москве-реке.

* Дементий Минич Башмаков (1618—1705)—дьяк приказа Тайных дел, доверенное лицо царя Алексея и его секретарь; позднее при царе Федоре — печатник (глава Печатного приказа, хранитель государственной печати).

* «не надейтеся... несть спасения» — из Псалтири, CXLV, 3. :

*...о оне, бедные... в Москву взяли опять...— Федора и Никиту перевезли с Угреши в Москву 26 августа 1666 г.

Стр. 41.

*... цареве послании... обрящеши.— В «пятой» челобитной Аввакума царю Алексею Михайловичу.

* Посем свезли... без мала.— Аввакум на этот раз пробыл в Пафнутьевом

монастыре с 5 сентября 1666 г. до 30 апреля 1667 г. Говоря о своем пребывании здесь в течение «года без мала», Аввакум ведет счет, очевидно, со времени первоначального заточения своего в Пафнутьев монастырь — 9 марта 1666 г. На этот раз отсылка его в Пафнутьев монастырь сопровождалась данным игумену монастыря Парфению строгим наказом: «посадить Аввакума в тюрьму и... ево беречь накрепко с великим опасением, чтоб он с тюрьмы не ушел и дурна никакова б над собою не учинил, и чернил и бумаги ему не давать, и никого к нему пускати не велеть, а корму давать как и прочим колодником» (см.: Материалы, I, стр. 372).

*...табаку испил... творят.— Митрополит Газский Паисий Лигарид, приехавший в Москву 12 февраля 1662 г., сразу же сумевший завоевать себе выдающееся положение в церковных делах и внушить к себе доверие царя, был человек от природы умный и образованный; он был типичным авантюристом, жадным до денег и почестей, не пренебрегавшим самыми неблаговидными средствами Для достижения всяческих жизненных благ, Для своего обогащения он занимался торговлей, спекуляцией и даже не брезговал присвоением чужой собственности. «Операции» Лигарида с таким запретным на Москве зельем, как табак, весьма для него показательны.

*своему владыке... падает.— Переделка из Послания ап. Павла к римлянам, XIV, 4.

*...на велик день...— То есть на пасху.

* «блаженна обитель... и юзы!» — Аввакум использует здесь стилистические формулы житийной литературы (см.: Робинсон, стр. 274).

Стр. 42

* «горе... ecи человецы» — из Евангелия от Луки, VI, 26.

* Тут же приезжал... удавленой мой...— Тайное посещение Аввакума в заключении его сыновьями, Иваном и Прокопием (на этот раз вместе с юродивым Федором, позже, в марте 1670 г., повешенным в Мезени), было вторичным. В первый раз сыновья Аввакума вместе с его племянником Макаром Козьминым тайно навещали его в Никольском-на-Угреше монастыре 7 июля 1666 г., за что все трое подверглись аресту и допросам (см.: Материалы, I, стр. 359—370).

*...у архиепископа на воре... антихристову таинству.— Об Иларионе, епископе Рязанском, см. прим. к стр. 66.

Стр. 43.

* Хорош был и Афонасьюшко...— Афанасий, в иночестве Авраамий, был

преданным учеником Аввакума и одним из видных деятелей раннего старообрядчества. Ему принадлежат полемические и исторические сочинения, важнейшие из которых «Христиано-опасный щит веры», «Челобитная» царю Алексею Михайловичу, «Вопрос и ответ». В 1670 г. за хранение и распространение противониконианских писаний и за переписку с Аввакумом он был арестован, расстрижен и, видимо, весной 1672 г. сожжен в Москве на Болоте (см. письмо Аввакума Афанасию, стр. 175—176). Об Авраамий как о представителе школы приказного стихотворства XVII в. см. в новейшем исследовании А. М. Панченко «Русская стихотворная культура XVII в.» (Л., 1973, стр. 82—102).

Стр. 44.

*Павел Крутицкой...— См. прим. к стр. 48—49. Подробное описание заключения и допросов инока Авраамия Павлом, митрополитом Крутицким, см. в сочинении Авраамия «Вопрос и ответ старца Авраамия» (см.: Материалы, VII, стр. 386—416).

*...и, волоча многажды... вселенских патриархов...— Авв.э-кума приводили в Чудов монастырь 3 и 11 мая 1667 г. Там его уговаривали архимандриты — Чудовский Иоаким и Спасский (из Ярославля) Сергий. 17 июня его «поставили» перед патриархами, заседавшими на церковном соборе,— Макарием Антиохийским, Паисием Александрийским и Иосафом Вторым Московским. *Макарий, «патриарх Божия града великая Антиохии и всего Востока», и Паисий, «папа и патриарх великого Божия града Александрии и всей вселенной судия», прибыли в Москву (2 ноября 1666 г.) по приглашению русских властей для участия в церковном соборе 1666— 1667 гг., созванном для рассмотрения положения дел в русской церкви — для лишения Никона патриаршего сана, избрания нового патриарха и анафематствования старообрядцев. Было широко известно, что «сребролюбныя» вселенские патриархи приехали за милостынею к русскому царю и рассчитывают на богатые подарки в обмен на свое участие в церковном соборе.

*Бог отверз... уста — из Псалтири, L, 16 (Аввакум уподобляет здесь свою речь речи пророка Давида).

* Последнее слово... рекли: ...так-де не подобает!»— Вряд ли патриархи в защиту троеперстия могли подкреплять его ссылкой на католиков-римлян, к благочестию которых одинаково недоверчиво относились и никониане и старообрядцы. Тут, очевидно, мы имеем дело с передержкой со стороны Аввакума. Здесь и ниже о крестном знамении старообрядцев говорится как о пятиперстии, что, однако, не расходилось с двуперстием, так как при двуперстном знамении крест возлагался молящимся всеми пятью пальцами, тогда как у никониан лишь тремя — большим, указательным и средним, в то время как безымянный и мизинец оставались прижатыми к руке.

* Рим давно упал... и церковь немятежна.— В этих строках отразилось чувство национально-религиозного превосходства, свойственное деятелям русской церкви, которое с начала XVI в. нашло свое выражение в представлении о Москве как о третьем Риме, наиболее определенно впервые сформулированном старцем Филофеем в его послании к Василию III в 1516 г.