*...от насилия турскаго Магмета — со времени завоевания турецким султаном Магометом Константинополя в 1453 г.
* ...по преданию святых отец... Максима Грека.— Мелетий, епископ Антиохийский (ум. 381), приобрел себе большой авторитет у старообрядцев тем, что при вступлении на антиохийскую кафедру, как говорится об этом в сказании о нем, вошедшем в русские Прологи с XIV в., он при произнесении речи якобы сначала показал три перста, а потом, два согнув, оставил один. (Видимо, этот жест, если он и был сделан Мелетием, означал единство Божества при троичности лиц).
* Феодорит Киринейский (Киррский; 386—457), крупнейший церковный писатель V в., известен главным образом как борец с ересью монофизитов. В середине XV в., когда рядом о обычным двуперстием на Руси стало распространяться и троеперстие, возникло на русской почве подложное так называемое «Феодоритово слово», в котором от лица Феодорита защищалось двуперстие.
* Петр Дамаскин — ученый монах, живший во второй половине XII в. в Дамаске. В его сочинениях старообрядцы находили подтаерждение правильности двуперстия.
* Максим Грек (1480—1556) — ученый монах, прибывший на Русь в 1518 г. для перевода на славянский язык греческих богослужебных книг и для исправления книг славянских и поплатившийся заточением за критическое отношение к текстам исправлявшихся им книг и за обличение отрицательных явлений в русской церковной и общественной жизни. В своем слове «Како подобает знаменоватися крестным знамением» Максим Грек действительно признавал двуперстие, но, видимо, как разъясняет академик Е. Голубинский, считал его равноправным с троеперстием.
* Еще же и московский поместный... собор... и прочий научиша.— Московский поместный собор 1551 г., так называемый Стоглавый, в главе 31, трактующей о крестном знамении, постановил считать, единственно правильным двуперстие.
* «...при царе Иване... от святых русских».— Гурий (ок. 1500— 1563)—во время Стоглавого собора епископ Смоленский и Брянский, впоследствии архиепископ Казанский. Варсонофий (1495— 1576) —во время Стоглавого собора архимандрит казанского Спасо-преображенского монастыря, впоследствии епископ Тверской, умерший на покое в Казани. Оба канонизованы в 1595 г. Филипп — во время Стоглавого собора игумен Соловецкого монастыря, впоследствии известный митрополит Московский. Все трое названы «знаменоносцами» потому, что у них, как у схимников, на мантии и на клобуке были вышиты знаки (знамения) креста.
*«чист есмь аз... отрясаю» — слова ап. Павла (Деяния апостолов, XVIII, 6).
* «лутче един... тьмы беззаконных!» — из Книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова, XVI, 3.
* «возьми, возьми его!» — Аввакум использует здесь слова из евангельской сцены суда над Христом (Ев. от Луки, XXIII, 18).
Стр. 45.
*...человек их с сорок, чаю, было...— Сорок было, конечно, не патриархов, а членов собора.
* Ухватил... Уаров...— Дьяк Иван Уарович Калитин был доверенным человеком и другом Никона.
*...толмачю-архимариту... — переводчику, состоявшему при греческих патриархах, архимандриту Дионисию. Грек Дионисий, архимандрит афонского Иверского монастыря, прибыл в Москву в качестве настоятеля московского Никольского греческого монастыря в 1655 г. и затем принимал участие в исправлении богослужебных книг. Как человек, хорошо знавший русский язык и хорошо осведомленный в тогдашних русских церковных делах, он был советником патриархов в вопросах, касавшихся старообрядчества.
* «таков нам... незлобив» — из Послания ап. Павла к евреям, VII, 26.
* «мы уроди... мы же немощна!» — из первого Послания ап. Павла к коринфянам, IV, 10.
*...повезли меня на Воробьевы горы...— Аввакум вместе с попом Лазарем и иноком Епифанием отвезен был на Воробьевы горы (в окрестностях Москвы) 17 июня 1667 г., непосредственно после его состязания с патриархами. На Воробьевых горах находился тогда построенный Ф. М. Ртищевым в 1648 г. Андреевский монастырь, в котором были поселены киевские ученые, прибывшие в Москву для исправления книг. Сюда присланы были 26 июня для увещания непокорных расколоучителей дьяк Конюшенного приказа Т. С. Марков и старец Григорий Неронов, тогда уже покаявшийся и примирившийся с никонианами.
*...тут же священника Лазоря и инока Епифания старца...— Священник г. Романова-Борисоглебска (ныне г. Тутаев Ярославской области) Лазарь, принадлежавший в свое время к кружку «ревнителей благочестия», был одним из видных деятелей раннего старообрядчества. За оппозицию к Никону он одновременно с Аввакумом в 1653 г. был сослан в Тобольск, откуда затем его велено было перевести «за неистовое прекословие» в Пустозерск. Из Пустозерска Лазарь в 1666 г. был затребован в Москву на церковный собор для суда над ним и 31 августа того же года выехал из
Пустозерска. В ноябре 1666 г. он был допрошен на соборе, а 17 июля 1667 г. предан анафеме. Сожжен в Пустозерске 14 апреля 1682 г. О Епи-фании см. прим. к стр. 28.
* Анна и Каиафа — иудейские первосвященники, по Евангелию, судившие Христа.
*...клабуки те рогатые... носят.— Позднейший монашеский -клобук, верхняя часть которого, камилавка, представляет собой род высокого ставца — расширенного кверху цилиндра с обрезанными полями, вошел в употребление со времени Никона. Доникониановская камилавка, сохраненная старообрядческим духовенством и теперь,— круглая маленькая шапочка, скуфейка. Никоновский клобук Аввакум называет «рогатым», очевидно, потому, что, значительно возвышаясь над головой,
он напоминал собой рога.
* Я после ево написал послание и... к царю послал...— Это послание Аввакума до нас не дошло.
Стр. 46
* Потом с Воробьевых гор... «в... молитвах своих!» — События, кратко и
иногда с нарушением хронологической последовательности рассказанные Аввакумом в этих двух абзацах, развертывались следующим образом. 30 июня Аввакум, Лазарь и Епифаний были отвезены на Андреевское подворье (в Москве), куда приезжал к Аввакуму Д. М. Башмаков. Отсюда узников перевезли в Саввину слободку близ Москвы, а затем в Никольский-на-Угреше монастырь. В ночь с 4 на 5 июля Аввакум был отправлен назад в Москву, на Никольское подворье, где его уговаривали три архимандрита — владимирского Рождественского монастыря Филарет, новгородского Хутынского — Иосиф и ярославского Спасского — Сергий. 8 июля к Аввакуму «по цареву велению» для новых уговоров приезжал Д. М. Башмаков. 10 июля с той же целью приезжали друг и приближенный Алексея Михайловича Артамон Сергеевич Матвеев (1625— 1682), в то время состоявший при восточных патриархах, заседавших на церковном соборе, и архимандрит Чудовский Иоаким, и в тот же день Аввакума брали в Чудов монастырь для уговоров митрополит Павел Крутицкий и архиепископ Иларион Рязанский. 11 июля Аввакума вновь уговаривал архимандрит Иоаким. 17 июля состоялся над «расколоучителями» приговор церковного собора, осудившего их и предавшего анафеме. 20 июля Аввакум, Лазарь, Епи-,фаний, дьякон Федор и симбирский протопоп Никифор отправлены были в Никольский монастырь на Угрешу; 22 июля к Аввакуму приезжал стрелецкий голова Юрий Петрович Лутохин. После этого в июле же Аввакума, Лазаря и Епифания вновь перевезли в Москау на Никольское подворье. Здесь 5 августа всех троих вторично допрашивали архимандриты Филарет, Иосиф и Сергий и взяли у них «сказки о правоверии». (Вопросы, предложенные
архимандритами Аввакуму, и ответы на них Аввакума см. в Материалах, II, стр. 21—23) 22 и 24 августа к Аввакуму приходили Артамон Матвеев и доверенное лицо царя, придворный учитель и стихотворец Симеон Полоцкий, «и зело было стязание. много: разошлись яко пьяни» (см.: Материалы, II, стр. 21—26, 32—34; V, стр. 115, 117, 118).
* Таже, братию казня, а меня не казня, сослали...— Указ о ссылке в Пустозерск Аввакума, Никифора, Лазаря и Епифания был подписан 26 августа 1667 г. На следующий день Лазаря и Епифания «казнили» на Болоте (в Замоскворечье), урезав им языки. Сосланные прибыли в Пустозерск 12 декабря 1667 г.
* И я из Пустозерья послал к царю... чтый да разумеет.— Аввакум имеет здесь в виду «четвертую» и «пятую» свои челобитные Алексею Михайловичу.
*...а двоих сынов моих... на Мезень к матери прибрели...— «Порушная запись» с сыновей Аввакума Ивана и Прокопия была взята 20 сентября 1666 г. «Прибрели» они из Москвы на Мезень летом 1669 г., а весной 1670 г. (в марте) вместе с матерью были заключены в земляную тюрьму.
Стр. 47
* Еще же от меня... о догматех церковных.— Речь идет о сочинении дьякона Федора «Сказание о церковных догматех» (напечатано в Материалах, VI, стр. 269—298 и 315—334), посланном около1 сентября 1669 г.
* Еще же и от Лазаря... царю и патриарху.— Лазарь написал «сказки» царю и патриарху и подал о них челобитную 20 февраля 1668 г. (см.: Материалы, IV, стр. 223—284; Бареков, стр. 53-67).
*...вопросил его Пилат...— Пилатом Аввакум называет стрелецкого полуголову Ивана Елагина, упоминаемого ниже под своим собственным именем. Присвоение Елагину ставшего нарицательным имени «Пилат» объясняется тем, что своей жестокостью Елагин ассоциировался у Аввакума с Пилатом, предавшим Христа на казнь.
Стр. 60.
* Некогда и друг... прощен бысть.— Речь идет об отречении от Христа апостола Петра, рассказанном в Евангелии (Евангелие от Матфея, XXVI, 75).
* Посем той же полуголова...— Стрелецкий полуголова Иван Елагин приехал в Пустозерск весной 1670 г. после казней на Мезени в марте. 14 апреля того же года состоялась «казнь» Лазаря, Епифания и Федора, после которой все, включая и Аввакума, были помещены в земляную тюрьму.
*...с доброю дружиною...— То есть с Федором юродивым и Лукой Лаврентьевичем.
Стр. 49.
*...стражие же пре[д]дверьми стрежаху темницы — из Деяний апостолов,
XII, 6.
*...поем... Песни Песням... «се ecи... в силе своей»...— Здесь Аввакум перефразирует первые два стиха IV главы Песни Песней Соломона, в которой, однако, Соломон воспевает не мать свою Бирсавию, а возлюбленную Суламифь.
* «шедше в мир... осужден будет» — из Евангелия от Марка, XVI, 15—16.