БЕСЕДА ПЕРВАЯ
«Повесть о страдавших в России so древлецерковная благочестная предания» Заглавие взято из другого списка «Книги бесед» XVIII в. (BAH собр. Дружинина, № 39, л. 181).
Печатается с небольшими сокращениями.
Стр. 60. В лета 7160-го году... в чернецах Никон...— Никон наречен был в
патриархи 25 июля 7160 (1652) г. ;
*...на Иосифово место.— Предшественник Никона, патриарх Иосиф, умер 15 апреля 1652 г.
Стр. 61
* И я, окаянной... приписал свою руку.— Выставляя кандидатуру Никона как своего единомышленника, «ревнители благочестия» рассчитывали играть при нем видную роль в делах церкви.
*...повелеваяй трема персты креститися... почали обличать еретика...— Открытое столкновение между кружком «ревнителей благочестия» и Никоном произошло сразу же после его распоряжения о поклонах и троеперстии, которое он разослал по всем московским церквам весной 1653 г. Это распоряжение казалось Аввакуму и его единомышленникам тем более кощунственным, что двуперстие било закреплено Стоглавым собором (1551).
* И рассеяны быиш... при Стефане апостоли.— Из Деяний апостолов, XI, 19. Своих соратников Аввакум сравнивает с апостолами, которые после смерти «первомученика» Стефана, обвиненного в «глаголах хульных» на Моисея и Бога и избитого за это камнями, разошлись по разным странам и там проповедовали «слово Божие».
*...Даниила... в земляной тюрьме заморил...— Даниил был расстрижен и сослан в Астрахань в августе 1653 г., вскоре после того, как он вместе с Аввакумом подал царю челобитную, в которой просил за Неронова.
*...Логина... сослал, тут и скончался в мор...— О расстрижении Логгина очень образно рассказал Аввакум в своем письме Ивану Неронову от 14 сентября 1653 г. (см.: Материалы, I, стр. 23— 34).
*...со мною 60 человек у всенощнова взял...— В более ранних произведениях Аввакум указывает меньшую цифру. В том же письме к Ивану Неронову, например, он говорит, что «человек с сорок» с ним взяли; Иван Данилов, священник Казанского собора, где служил и Аввакум, в письме к тому же Неронову называет и более точное число — тридцать три. Возможно, Аввакум забыл подробности дела, происходившего двадцать лет назад, но не исключено также, что он умышленно указал большее число своих слушателей, чтобы подчеркнуть как свою популярность, так и жестокость Никона.
*...в Даурскую землю сослал... яко непогребенозо мертвеца.— Аввакум был сослан в Сибирь в сентябре 1653 г., вернулся в Москву весной 1664 г., то есть был в ссылке около одиннадцати лет.
* Егда же выехал на Русь, на старые чепи и беды попал.— В связи с возвращением из ссылки у Аввакума появились надежды на то, что старая вера снова восторжествует. Однако, приехав в Москву, он сразу понял, что эти ожидания напрасны, так как исправление богослужебных порядков в это время распространилось на весь чин церковной службы и было утверждено церковными определениями 1654 и 1656 гг.
* Жена моя... в земли же сидит.— Жена и малолетние дети Аввакума, прибывшие в ссылку на Мезень 29 декабря 1664 г., прожили там около тридцати лет, пока не были освобождены по просьбе князя Василия Голицына и не переехали в Москву, где, как показал на допросе в 1720 г. сын Аввакума Иван, они жили сначала в Елохове, а потому купили свой двор в Троицком приходе.
* Старшие сыновья, Иван и Прокопий, вновь «прибрели» на Мезень летом 1669 г. и с марта 1670 г. были заключены вместе с матерью Анастасиею Марковной в земляную тюрьму.
* И старец Соловецкая пустыни... говорит также.— Как видно из «Жития» Аввакума, в Москве языки были «резаны легко», так что «осталось немного», и подвергнутые казни Епифаний н Лазарь могли говорить. Это обстоятельство явилось причиной возникновения легенды о «чудесном исцелении» обоих, причем, очевидно, дело не обошлось без заимствования чудес из житий византийских богословов и философов Иоанна Дамаскина (конец VII в.— ок. 754} и Максима Исповедника (582—662). Вторичное «урезание языков» было произведено 14 апреля 1670 г.; кроме того, тогда же Епифанию отсекли на руке четыре пальца, а Федору отсекли руку «поперег ладони».
* Киприян — московский юродивый, через которого Аввакум подал Алексею Михайловичу 21 ноября 1664 г. «третью» челобитную. Был казнен в Пустозерске 7 июля 1675 г,
* А Соловецкой монастырь в осаде 7 лет от никониян сидит. — Еще в 1657 г. монахи Соловецкого монастыря отказались принять новые богослужебные книги и обряды, объявив их «латинской прелестью», а через несколько лет, в 1668 г., заявили о своем открытом неподчинении правительству. Начавшись движением в защиту «старой церкви», Соловецкое восстание вылилось в активное выступление против государственной власти. Его основной движущей силой были монастырские трудники — крестьяне и посадские люди, жившие на Соловецких островах, так как монастырь имел соляные варницы, кожевенные избы, слюдяные разработки, поташные заводы, рыбные ловли. Среди монахов находилось много опальных людей, для которых отдаленный монастырь, расположенный на островах Белого моря, был местом ссылки. Окрестное население активно поддерживало восставших, стекаясь под защиту крепких стен монастыря и помогая его обитателям припасами. Упорное сопротивление восставших было сломлено через восемь лет, 27 января 1676 г., в результате предательства монаха-перебежчика, открывшего потайной ход в монастырь.
* На Мезени... двух человек удавили...— В марте 1670 г. были повешены два преданнейших ученика Аввакума — юродивый Федор и двадцатипятилетний Лука Лаврентьевич.
* В Нижнем человека сожгли... тысяща тысящими положено под меч...— В этом перечне никоновых мучительств, очевидно, много преувеличений. Кажется странным, что были казнены второстепенные представители раскола, люди совсем неизвестные, а главные его деятели только отправлены в ссылку.
* А иные ревнители... сожигахуся огнем своею волею.— Первые случаи самосожжения относятся к 1665 и 1666 гг. Но особенно распространилась практика «огненного крещения» после разгрома крестьянской войны под предводительством С. Т. Разина, тогда крестьяне, не имея возможности активно сопротивляться притеснениям со стороны помещиков и правительства, бежали на восток, юг и юго-восток государства, уходили в леса и пустыни, морили себя голодом и, наконец, сжигали себя в срубах. Массовые самосожжения имели, например, место около Нижнего Новгорода в 1671—1672 гг. после карательной экспедиции князя Ю. А. Долгорукова (ум. 1682), отряды которого пролили море крестьянской крови. Об этом самосожжении Аввакум неоднократно вспоминает (например, в письме к Симеону) и одобряет его.
Стр. 62.
* Мы же еще в море, плаваем пучиною — образ, идущий от Евангелия
(Евангелие от Марка, VI, 45—48).
* Душе моя, душе моя, восстани... вся исполняли — молитва, читаемая на пятой неделе великого поста.
*...Феодосья Прокопьевна Морозова... в землю живы закопаны...— Морозова, Урусова и жена стрелецкого полковника Данилова были сосланы в Боровск в 1673 г. Когда Аввакум писал о них в беседе первой, они доживали последние месяцы: Урусова умерла 11 сентября 1675 г., Морозова — 2 ноября, Мария Данилова — 1 декабря того же года. В Житии боярыни Морозовой утверждается, очевидно, не без оснований, как показывают близкие даты смерти узниц, что их уморили голодом: питание вначале было самое скудное, а с Петрова дня (29 июня) им вообще под страхом смертной казни запрещалось передавать какую-либо еду.
* Осмь тысящ хрестиян имела...— Утверждение Аввакума не преувеличение, так как и Соковнины, из рода которых происходила боярыня Морозова, были очень состоятельны, Морозовы же принадлежали к числу самых богатых людей русского государства.
*...дети малы... разориться не хощется...— Говоря о суетности мирских интересов, Аввакум явно отталкивается от евангельской притчи о званых на брак, которая толкуется так: за мирскими делами люди забывают о своем долге перед Богом (Евангелие от Луки, XIV, 16-21).
ИЗ БЕСЕДЫ ВТОРОЙ
[Об образе креста Христова]
В рукописях эта беседа является непосредственным продолжением первой и, очевидно, была написана в то же время — в 1675 г., хотя и не содержит точных указаний на время создания.
Стр. 62
* «приидет к тебе слава Ливанова... ногу моею прославлю» — из Книги
пророка Исайи, LX, 13.
Стр. 63
*...крест трисоставный... четвероконечный римский крыж почитают...— В числе разногласий между старообрядцами и никонианами были разногласия и о форме креста. Опираясь на церковное предание, старообрядцы отдавали предпочтение восьмиконечному кресту, на котором якобы был распят Христос. Они не соглашались с никонианами, которые признавали четырехконечный крест равным с восьмиконечным, и объявили первый «латинским крыжом» (крыж— крест, польск.).
*...Василий Великий рече: «не прелагай пределы, яже положиша отцы!» — Василий Кесарийский, или Великий (329—379),— епископ Кесарии Каппадокийской, один из так называемых «отцов церкви», сыгравший крупную роль в процессе оформления христианства в религию господствующего класса и создании института монашества. Его требование не изменять правил, введенных «отцами», чрезвычайно импонирует Аввакуму, который неоднократно повторяет его в своих сочинениях.
*...научением сатаны,— говорят: Соломону-де царю бес... в лежащих и не
свидетельствованных.— Для того, чтобы обличить никониан и доказать превосходство восьмиконечного креста над четырехконечным, Аввакум вспоминает события ветхозаветной истории, используя в качестве источника наряду с канонической Библией апокрифические сказания о крестном древе. К рассказу Аввакума можно провести параллели из следующих апокрифов: «О винограде и како растяше»; «Севирияна епископа Авасильского о древе спасенного креста, где обрегеся и како бысть»; «Сказания Григория Богослова о кресте честном и о двух крестах разбойничьих»; «Исповедания Еввы»; «Слова о Адаме и Евге от зачала и свершения»; «Слова о древе крестном» (см.: Ложные и отреченные книги).