*...опреснок...— Пресный хлеб, употребляемый иудеями во время их пасхи (Книга Исход, XXIII, 15). Пресный хлеб употребляют во время церковной службы и католики.
ИЗ БЕСЕДЫ ДЕСЯТОЙ :
[Беседа о наятых делателях]
* «Беседа о наятых» (то есть нанятых) делателях» написана ие позднее
1676 г., так как здесь упоминается как здравствующа царь Алексей Михайлович. С этим названием встречается в рукописях.
Стр. 76.
* «нищ же бе некто... не имут веры» — из Евангелия от Луки, XVI, 20—31. Притча о богатом и Лазаре пользовалась большой популярностью в поучительной литературе Древней Руси,
ИЗ «КНИГИ ТОЛКОВАНИЙ»
«Книга толкований» является второй книгой по времени написания. Озаглавлена так одним из первых ее публикаторов П. С. Смирновым в соответствии с ее содержанием: она включает толкования Аввакума на псалмы, притчи и премудрости Соломона, книгу пророка Исайи и поучение самого Аввакума «Что есть тайна христианская и как жити в вере Христове». «Книга» сопровождается обращением к Симеону и приветствием «всем чтущим и послушающим». Адресат «Книги» — Семен Иванович Крашенинников (Симеон), в иночестве Сергий, земляк и один из любимых учеников Аввакума. «Книга» была начата, вероятно, в 1673 г. в первой ее части говорится как о живых о воровских узницах и о царе Алексее Михайловиче (умер в ночь с 29 на 30 января 1676 г.), окончена же (судя по словам Аввакума, что со времени ссылки в Дауры прошло «двадесяте три лета и пол-лета и месяц») —в 1676 г.
«Книга толкований» печатается по полному списку конца XVII—начала XVIII в. (ГПБ, собр. Богданова, 0.1.339.).
[ИЗ ТОЛКОВАНИИ ПСАЛМОВ]
Стр. 76.
* «Обновится, яко орлу, юность твоя» — из Псалтири. СП, 5.
* Егда состареется орел... терние наших грехов.— Это толкование очень близко к тексту Физиолога — средневекового сборника сочинений, большей частью фантастических, о животных, камнях и деревьях (см.: Карнеев, стр. 196—197).
* «Бог наш огнь паядаяй есть» — из Послания ап. Павла к евреям, XII, 29.
* «...И измойся чистою водою естественною» — неточная цитата из Послания ап. Павла к евреям, X, 22.
Стр. 77
* «Господь на небеси уготова... всеми обладает» — из Псалтири, СП, 19.
Стр. 100.
*...упился ecи от жены любодеицы... из золотой чаши подливает,— Аввакум использует апокалипсический образ, где в виде жены, сидящей на «звере червленом» и держащей в руке золотую чашу, «полну мерзости и скверн любодеяния ее», изображается символически греховный город Вавилон (Апокалипсис, XVII, 3-6).
* Упоила римское царство и польское... да и в Русь нашу приехала...— Аввакум здесь явно исходит из учения так называемой Кирилловой книги, согласно которому через 1000 лет после рождества Христова совершилось отпадение римской церкви в «латинство», через 600 лет Западная Русь отпала в унию, а через 60 лет той же судьбы должна была остерегаться Русь.
*...во 160 году...— То есть в 7160 г., или по нашему счету в 1652 г., когда Никон сделался патриархом.
* «Слово законопреступно... не приложит воскреснути» — из Псалтири, X, 9.
*...Жиды лгаху... да распнет его...— По евангельскому преданию, понтийский игемон Пилат предложил народу отпустить на свободу, в соответствии с обычаем, одного из двух осужденных — Иисуса или разбойника Варраву. Архиереи, ненавидевшие Иисуса, подговорили жителей города кричать об освобождении Варравы, и Пилат приказал распять Иисуса, хотя сам был уверен в его невинности (Евангелие от Матфея, XXVII, 15—24).
*...ругающеся глаголаху: «аще снидет с креста... веру имем ему!»— По Евангелию, когда Христос был пригвожден к кресту, проходившие мимо него говорили, издеваясь: если ты Сын Божий, то спаси себя (Евангелие от Матфея, XXVII, 39—42).
*...на кресте Христа... стрелец рогатиною пырнул.— Имеется в виду эпизод, рассказанный в Евангелии от Иоанна, XIX, 34—35.
* «Ибо человек мира моего... возвеличи на мя пяту» — из Псалтири, XL, 10.
*...Сие реченно о Июде предатели... вметаемая ношаше.— Иуда — один из двенадцати апостолов Христа, предавший его за 30 сребреников. В Евангелии от Иоанна (XII, 6) говорится, что он имел «ковчежец», куда складывал деньги, ибо «яко тать бе».
* «Им же образом желает елень... душа моя к тебе, Боже» — из Псалтири, XL, 1, 2.
*...Елень... на вечную смерть устрояюща.— Ср. с Физиологом, где описание оленя, как и у Аввакума, отнесено к 41 псалму (см.: Карнеев, стр. V—VI). Слово о том, что олень «питается мохом, и зиму и лето щиплет подле земли пищу свою», в Физиологе отсутствуют. Эта подробность — результат личных наблюдений писателя над северным оленем.
Стр. 78
* «живых воды... к ней: «...текущи в живот вечный».— Живая вода, которой поит окружающих Христос,—его учение о встрече Христа с самарянкой, напоившей его, рассказано в Евангелии от Иоанна, IV, 7—14.
* «Красотою твоею... десница твоя» — из Псалтири, XLIV, 5.
* Евсевий Самосадцкий — епископ Самосатский (IV в.).
* «Помяну имя твое во всяком роде... в век века» — из Псалтири, XLIV, 18.
* Богородицу согнали со престола...— Имеется в виду икона Богородицы, снятая с престола Никоном.
*...перерезал... что Илья пророк... у тряпезы Иезавели-ны...— Илья-пророк уничтожает 850 языческих жрецов, поклонявшихся Ваалу, в ответ на убийство по приказанию царицы Иезавели пророков «Бога единого» Саваофа (Третья книга Царств, XVIII, 1—40). Образ грозного и жестокого пророка Ильи, решительного в средствах борьбы с врагами, чрезвычайно импонирует Аввакуму, который неоднократно уподобляет себя пророкам, в том числе и пророку Илье (см. челобитную царю Федору Алексеевичу).
*...держаще учение Валаамово... любы творити — из Апокалипсиса, 11, 14. О прорицателе Валааме и моавитском царе Валаке рассказывается также в Книге Чисел, XVIII—XXIII.
*...новой Валаам.— Аввакум имеет в виду Никона, лишенного церковным собором 1666 г. патриаршего сана и сосланного в белозерский Ферапонтов монастырь.
*...повесил бы его на высокое древо... род Израилев искоренить— Советник царя Артаксеркса Аман, злобствуя на израильтянина Мардохея, которого отличал царь, решил клеветой погубить весь израильский род, якобы сопротивляющийся распоряжениям царя и в первую очередь Мардохея. Но на дереве, которое Аман приготовил для Мардохея, царь приказал повесить самого клеветника (Книга Есфири, I—VII).
*...царь Иван Васильевич...— Иван IV (Грозный).
Стр. 79
*...антихрист, зачнется от блуда... летает к женам...— Рассказ Аввакума о приходе антихриста представляет собой соединение апокалипсического предсказания (Апокалипсис, XX, 7) с народными легендами и сказками о происхождении змеевичей.
* Этот мотив отражен в известной повести XV в. о Петре и Февронии.
Стр. 103.
*...слово в слово как Никон... что прилично блуду.— Трудно сказать, насколько факты, приведенные Аввакумом, соответствовали действительности,— в других материалах они не находят подтверждения. Изображение патриарха здесь имеет явно полемический оттенок. Оно положило начало обличительным раскольничьим рассказам о Никоне конца XVII —начала XVIII в., например, таким, как «Житие инока Корнилия», где Никон представлен как «больший брат» и «друг» бесов, которому они поклоняются; как «Сказание о Никоне патриархе» и повесть «О Никоне волхве, бывшем патриархе московском», где Никон теряет человеческие черты и превращается в какое-то сверхъестественное существо, «пестрого и страшного змия».
* И веков тех... ересь содержит.— До исправления церковных книг была принята неверная грамматически, возникшая в результате искажений при переписывании форма — во веки веком,— ее и защищает Аввакум. «Кириллова книга! была составлена в 1644 г, протопопом Черниговского московского собора Михаилом Роговым из полемических сочинений южнорусских писателей: Стефана Зизания (XVI в.), Захария Копыстенского (ум, 1627), Василия, священника Острожского. Была направлена против «латинства» и содержала «учение» о приходе антихриста.
* «херувим из среды огня... неправда в нем» — веточная цитата из Книги пророка Иезекииля, XXVIII, 16.
Стр. 80.
* А во Отечниках написано...— Отечники, или патерики,—сборники рассказов о разных случаях из жизни христианских подвижников, были не лишены занимательности в пользовались популярностью у читателей.
* Во Апокалипсисе писано: «аще кто в пленение ведет... убиенну быти»,— Ср.: Апокалипсис, XIII, 10.
* Манасии пятьдесят лет терпел, да дождался.— По рассказу Четвертой книги Царств (XXI, 2—7) в Второй книги Паралипоменов (XXXIII, 2—13), Манассия «сотворил лукавое перед Господом», поклонялся идолам и пролил много неповинной крови. В наказание за грехи попал в плен к ассирийскому царю, после чего покаялся. Из Хронографа Аввакум заимствовал подробности о том, что «персы» хотели изжарить Манассию в медном котле, но ангел спас его.
* …Ионе Ростовскому... с палестинскими седит...— Ростовский митрополит Иона (1607—1690) принимал участие в церковном соборе 1666—1667 гг., на котором присутствовали вселенские патриархи.
* А о Павле... мерено и говорить...— О жестокости Павла Крупиц-кого по отношению к старообрядцам говорит и современник Аввакума, инок Авраамий, в «Книге, глаголемой челобитной» (см.: Материалы, VII, стр. 267).
* Вот пророк, Давыд не солгал, рекше: «браздами и уздою... неприближающихся к тебе».— Из Псалтири, XXXI, 9,
* Не гляди на Озию... дерзнувшаго святая покадити...— Царь Озия, в результате многочисленных побед над врагами, возгордился и решил сам покадить в храме, то есть присвоить себе права священников. В наказание за это Бог послал на него проказу (Вторая книга Паралипоменон, XXVI, 16—20).
*...зри на богоотца... и пророка Давыда... престати от пагубы людцкой — Царь Давид разгневал Бога намерением сосчитать население Израиля в Иудеи. Бог наказывает его тем, что в его земле «от утра до часа обеденного» царит смерть. Видя гибель людей, Давид просит покарать его самого (Вторая книга Царств, XXIV, 7).
*...прибегни, яко блудница...—Шкал грешная жена, каясь в своих проступках, омыла ноги Христа своими слезами, и ои отпустил ей грехи, так как она «возлюбила много» (Евангелие от Луки, VII, 38).