Смекни!
smekni.com

Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения (стр. 63 из 74)

*...возопи, яко хананея...— Хананейская жена обратилась с просьбой к Христу исцелить ее бесноватую дочь, что он и сделал (Евангелие от Матфея, XV, 22—28).

*...припади, яко мытарь...—Аввакум имел в виду евангельскую притчу: два человека, фарисей и мытарь, вошли в церковь. Фарисей молился, гордясь своими заслугами перед Богом, мытарь же сокрушался о своей греховности, бия себя в грудь. По словам Христа, второй был более угоден Богу, чем первый (Евангелие от Луки, XVIII, 10—14).

*...яко разбойник, возопи...— Один из двух разбойников, распятых вместе с Христом, обратился к нему со словами: «Помяни меня, Господи, когда будешь в царствии своем»,— на что услышал ответ: «Завтра же со мной будешь в раю» (Евангелие от Луки, XXIII, 42—44).

Стр. 82

* зане яко трава... скоро отпадут — из Псалтири, XXXVI, 2.

*...яко о Феофиле иконоборце Мефодий.— Инок Мефодий, впоследствии константинопольский патриарх (842—846), был противником византийского императора Феофила-иконоборца (829—842); усердно молясь о спасении души еретика Феофила, вымолил ему прощение.

* Пострижена ты... Феодора...— Боярыня Феодосья Прокопьевна Морозова тайно постриглась в монахини в декабре 1671 г., вскоре после того как овдовела.

* Воззри на царя Давыда... отвеща: «...смертному осуждению».— Аввакум

близко пересказывает главы XI—XII Второй книги Царств.

Стр. 83

* И глагола ему Нафан... за беззаконие посещи.— Этого эпизода нет ни в Библии, ни в Хронографе. Вполне возможно, что авторство его принадлежит самому Аввакуму, который очень вольно обращался с текстом священного писания.

*...предал нам и грамоту... и братом его.— Константин (в монашестве Кирилл) и брат его Мефодий — греческие миссионеры, проповедовавшие в IX в. христианство в Моравии. Изобрели славянскую азбуку и перевели на славянский язык ряд богослужебных книг.

* «Да аще бы и ангельски говорили... барабаны ваши» — из первого Послания ап. Павла к коринфянам, XIII, 1.

* «Любы не превозносится... вся любит» — из первого Послания an. Павла к коринфянам, XIII, 4—7.

* На шестом соборе бысть... отца своего еретика...— Константин IV Погонат (Бородатый) — византийский император (668—685), при котором на VI Вселенском соборе (680—681) было осуждено так называемое монофелитство, признававшееся отцом Константина IV — Константином П. (Монофелитство — учение о том, что Христос имеет две природы — божественную и человеческую, но единую волю).

* понеже суд бывает без милости несотворившим милости — из Послания ап. Иакова, XI, 13.

* Взри на неввитян... Господь: «...притекоша ко мне».— Аввакум очень близко к тексту пересказывает содержание Книги пророка Ионы (I, 1—16; II, 1; III, 4—5; IV, 5—11), пересказывает своими словами и с собственными комментариями, внося детали из русского быта.

Стр. 85

* И в лето, в неже умре Озия царь... И нача паки пророчествовати.— Пересказ VI главы Книги пророка Исайи.

ИЗ ТОЛКОВАНИЙ НА КНИГИ ПРИТЧЕЙ И ПРЕМУДРОСТИ СОЛОМОНА

Стр. 85

* Июдейская вся возлюбили... казни неблагодарный прияша...— В Синайской пустыне, куда Моисей привел евреев из Египта по пути в обетованную землю, они возроптали на трудности и говорили, что лучше бы им оставаться в рабстве, но досыта есть. За это они были наказаны нашествием змей (Книга Чисел, XXI, 5-7).

*...Исус Наввин, чад их обрезав...— Об обрезании, которое совершал в пустыне Иисус Навин, рассказано в Книге Иисуса Навина, V, 4-5.

Стр. 86.

* «Падут грады... потекут жесточае» — из Книги Премудрости Соломона, V, 22.

* «Седина же есть мудрость... нескверное» — из Книги Премудрости Соломона, IV, 9.

* Рачение бо злое губит добрая... ум незлобив» — из Книги Премудрости Соломона, IV, 12.

[ИЗ ТОЛКОВАНИЙ НА КНИГУ ПРОРОКА ИСАЙИ]

Стр. 87

* «И ту будет вселение птицам... стеблие» — вольный пересказ слов пророка Исайи (Книга пророка Исайи, XXXV, 7).

* Сирин бо есть птица краснопеснивая... красно и сладко пение...— Описание птицы Сирин взято из Физиолога (см.: Карнеев, стр. 244 и 13).

*...писано во Алфавите...—См. прим. к стр. 9—10. Сведения естественнонаучного характера, приводимые Аввакумом, попа-ли в Алфавит (Азбуковник), на который он ссылается, из Физиолога.

*...егда хождаше в пустыни Исус... и рыбою их накормил...— В Евангелии (от Матфея, XIV, 19—21, от Марка, VI, 41—44, от Иоанна, VI, 11—14) рассказывается, что Иисус в пустыне, где он учил народ, сотворил чудо и накормил великое множество людей пятью хлебами и двумя рыбами.

* Претерпевый до конца, той спасен будет — из Евангелия от Марка, XIII, 13.

* «И тамо будет путь чист... и не заблудят» — неточная цитата из Книги пророка Исайи, XXXV, 8.

Стр. 88.

* «Почто цените сребро не в хлебы... во благих душа ваша» — из Книги

пророка Исайи, LV, 2.

* Развратився Израиль тогда... и кольца сребряные.— Вся эта выдержка представляет собой вольный пересказ слов пророка Исайи ((Книга пророка Исайи, II, 7).

* «Горы бо и холми изменятся... не оскудеет» — неточная цитата |из Книги пророка Исайи, LV, 12—13.

*...не прах ли был Илинарх-от...— Имеется в виду открытие мощей

соловецкого угодника, игумена Иринарха.

«ЧТО ЕСТЬ ТАЙНА ХРИСТИАНСКАЯ И КАК ЖИТИ В ВЕРЕ ХРИСТОВЕ»

Отрывки из поучения Аввакума, входящего в его «Книгу толкований». Название взято из рукописи (ГПБ, 0.1.399), по которой печатается настоящий текст.

Стр. 89.

*...яко Иосиф Прекрасный... Египта, державы своея.— Иосиф, проданный

своими братьями-завистниками в рабство в Египет, стал первым человеком при дворе фараона и отплатил братьям добром за зло, наградив их богатством. В главе XLVI, 29, Книги Бытия рассказывается о трогательной встрече Иосифа и его отца, Иакова, когда Иосиф публично плакал на шее своего отца.

...яко Соломин царь Вирсавию...— Когда Вирсавия пришла с просьбой к своему сыну, царю Соломону, он почтительно встал ей навстречу, поклонился и поставил справа от своего престола престол для нее (Третья книга Царств, II, 19).

Стр. 90.

*...о вдовице и о сиром попекись... обидимаго заступи,..— Ср. Книгу

пророка Исайи, 1, 17. Эти слова многократно повториются в различных древнерусских «словах» и поучениях, в частности в «Поучении чадом» Владимира Мономаха. Аввакум тут следует общей традиции.

* Скрыся под древо со Еввою Адам...— Этот эпизод взят из книги Бытия

(III, 8).

Стр. 91.

*...кудри бедной расчесывает... сапоги сафьянных.— Обличия модников и

модниц, Аввакум обращался к традиционной теме публицистической литературы. Отталкиваясь в какой-то мере от Книги пророка Исаии (III, 16, 19), где обличаются «дщери Сиона», красующиеся «помизанием очным», «ступанием ног», нарядными «ризами», он следовал главным образом за такими публицистами, как митрополит Даниил и Иоанн Вишенский, давшими яркие сатирические портреты щеголей своего времени.

*...египтяныня, Петерфийна жена...— Жена царедворца фараона Пентефрия, соблазнявшая Иосифа (Книга Бытия, XXXIX, 7).

* Диалида (Долила) — блудница. Узнав, что сила полюбившего ее библейского богатыря Самсона заключается в волосах, она остригла его и выдала филистимлянам, которые его ослепили (Книга Судей израилевых, XVI, 17—21).

Стр. 93

* Не подобает скрывати данного нам таланта... во огни негасимом.— Аввакум имеет в виду евангельскую притчу о рабе, который получил от своего господина один талант (талант — денежная единица) и, вместо того, чтобы пустить его в оборот, закопал в землю, не принеся, таким образом, прибыли своему хозяину (Евангелие от Матфея, XXV, 14—30).

* Я, окаянный, в Сибири...— Аввакум вспоминает о событиях

1654—1655 гг., когда он жил в Тобольске и служил в Вознесенской церкви протопопом.

*...«хочешь ли вина и пива?» — Наказание, которому подвергает Аввакум

«любодеицу», очень напоминает меры, предпринятые героиней «Повести о целомудренной вдове»; убедив искателя ее руки несколько дней не есть, она потом предложила ему на выбор «трапезу или одр», на что он отвечал: «ниже помысла имам, что есть жена, от одержащего мя глада».

ИЗ «КНИГИ ОБЛИЧЕНИЙ, ИЛИ ЕВАНГЕЛИЯ ВЕЧНОГО»

«Книга» эта — полемическое произведение Аввакума, созданное в период

пустозерской ссылки и направленное против дьякона Федора, одного из «соузников» автора. Споры, которые начались вскоре после «казни» 14 апреля 1670 г., велись по догматическим вопросам (о святой Троице, о сошествии Христа в ад, о непорочном зачатии и т. д.) и носили чрезвычайно острый характер, причем Аввакум в этом споре особой принципиальностью не отличался: с помощью стрельцов он выкрал у дьякона Федора сочинение, посвященное этим вопросам, и уничтожил его, оставив лишь несколько листков, которые послал в Москву. Федор писал: «Что се, Господи, будет? Тамо на Москве клятвы вси власти налагают на мя за старую веру и на прочих верных, и зде у нас между собою клятвы, и свои друзи мене проклинают за несогласие с ними в вере же, во многих догматех, больши и никонианских». «Книга обличений» была написана, очевидно, в 1679 г.— на это указывают слова Аввакума: «а с тобою уже десять лет мучуся, а не могу бесов тех отогнать». Адресована непосредственно Федору и отличается чрезвычайно ругательным тоном.

«Книга» сохранилась в единственном списке XVIII в., по которому и печатается (ГПБ, собр. Михайловского, Q.173).

Сочинение в рукописи заглавия не имеет. Печатается с названием, которое

присвоено произведению первым его публикатором П. С. Смирновым.

Стр. 93.

*...нелепо мудрствуешь о образе святыя Троицы.— Аввакум отрицал

единосущность Троицы и, с точки зрения православия, впадал в ересь. Он

утверждал, что в Троице три существа, «три царя небесные», каждому «особое седение»; вместе с тем он отделял Иисуса Христа от третьего члена Троицы, или «четверил» Троицу, как говорил дьякон Федор. Аввакум и Лазарь обвиняли Федора в «единобожии», говорили, что он прячет «существа в существо».

* Подобно Федьке бешенному...— Имеется в виду юродивый Федор, с которым Аввакум познакомился в Устюге во время возвращения из сибирской ссылки в Москву, Федор вместе с Аввакумом отправился в Москву и стал одним из ревностнейших его приверженцев.