Смекни!
smekni.com

Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения (стр. 64 из 74)

Стр. 94

*...по благовещению радишася Сиф... царица небесная...— Все названные библейские герои рождались при необычных обстоятельствах: по горячей мольбе бесплодных родителей или по «благовещению» свыше: Сиф, например, рождается на свет по просьбе Адама дать ему сына вместо Авеля, убитого Каином (Книга Бытия, IV, 25); престарелым Аврааму и Сарре ангел сообщает о том, что у них родится сын Исаак (Книга Бытия, XVIII, 10—14); «божественным промыслом» определено и рождение Иоанна Предтечи, и Богородицы (Евангелие от Луки, 1, 5—25, 27).

* Егда родила Бога-человека...— Характеристика Христа-младенца близка к изображению его в апокрифическом «Сказании Афродитиана» (см.: Тихонравов Н. С. Памятники отреченной русской литературы. Т. II. СПб., 1863, стр. 4).

*...Ария, собаку...— Арий — священник, «еретик» конца III — начала IV в., учение которого, так называемое «арианство», было осуждено на Никейском соборе (325 г.). Отрицал «извечное существование Христа», рассматривая его лишь как «первое творение Бога-Отца». Сведение об Арии, против которого якобы выступал Никола Чудотворец, Аввакум почерпнул из сказаний о жизни Николы, где рассказывается, как «святой» «заушил» еретика.

*...не знаешь... вопроси бабы поселянки...— cр. с высказываниями Савонаролы, что всякая старуха больше знает о вере, чем Платон. Взгляды

Савонаролы излагает Максим Грек в «Повести страшной и достопамятной о совершенном иноческом житии».

ИЗ СТАТЬИ «СПИСАНИЕ И СОБРАНИЕ

О БОЖЕСТВЕ И ТВАРИ И КАКО СОЗДА БОГ ЧЕЛОВЕКА»

Статья известна в двух автографах, которые находятся в подлинных рукописях Аввакума вместе с автографами «Жития» и в ряде списков (подробнее об этом сочинении Аввакума и его автографах см.: Демкова Н. С. Снискание и собрание о Божестве и о твари.— В кн.: Пустозерский сборник, стр. 179—185). В автографах заглавия нет, но оно имеется во всех известных списках произведения. Как показывает полный текст этого заголовка, первый список сочинения был, очевидно, сделан в Пустозерске старцем Епифанием и им же озаглавлен с согласия самого автора: «Списание и собрание о Божестве и о твари и како созда Бог человека. Труды грешнаго протопопа Аввакума от бытии и пророк и святаго Евангелия. Надписал инок грешный Епифаний по его благословению на славу Христу Богу. Аминь».

Статья была написана в Пустозерске в 1672 г.: Аввакум говорит, что «от Христа до сих мест» протекло 1680 лет, а так как по раскольничьему счету от «сотворения мира» до «рождества Христова» прошло 5500 лет, то дата Аввакума соответствует 1672 году.

Печатается по автографу (БАН, собр. Дружинина, № 746, л. 309-320).

Стр. 95.

* «искони сотвори Бог небо и землю» — этими словами начинается Библия (Книга Бытия, I, 1).

* Гранограф толкует...— При толковании Книги Бытия Аввакум в качестве главных источников использует Хронограф и Толковую Палею (Палея — книга, в которой, как и в Библии, излагается священная история, но с добавлением легендарных подробностей. Официальной церковью включалась в число запретных книг).

* Землю взял от воды... пена — лехкое дело...— Аввакум опровергает здесь апокрифический памятник — «Беседу трех святителей», где сказано, что солнце сотворено от ризы Господней, месяц — от Духа Господня, земля — от пены морской.

* «яко небеса убо исперва... Божиим словом» — из второго Послания ап. Петра, III, 5.

* «земля же бе невидима и неукрашенно» — из Книги Бытия, I, 2.

* «и разлучи Бог между водою... и бысть» — из Книги Бытия, I, 7—8.

* «пропиная небо... превыспрення своя» — из Псалтири, СШ, 2—3.

* «и тьма верху безны... верху воды» — из Книги Бытия, 1, 1, 2.

* «да будет свет... день един» —из Книги Бытия, I, 3—5.

* «семижды днем... правды твоея» — Псалтири, CXVIII, 164.

Стр. 96

*...звезду сотворил, ей же имя Аррис...— Названия звезд взяты Аввакумом из апокрифа. Ср., например, с апокрифическим произведением под названием «Громник дванадесяти месяцам собрано Ираклием царем от звездозакония»: «О небеси. Седмь небес имеют великих семь звезд: Крон, Зевс, Арис, Солнце, Афродит, Ермис, Луна» (см.: Ложные и отреченные книги, стр. 156). Непосредственным источником Аввакума были в данном случае-также Хронограф или Толковая Палея.

* И положил солнце... во область нощи — из Книги Бытия, I, 16.

* И повеле Господь... творящая плод — из Книги Бытия, I, 11.

* И израстиша былия прекрасна, травы цветныя разными процветении...— Ср. с изображением природы в Толковой Палее (см.: Палея Толковая, по списку, сделанному в Коломне в 1406 г. Труд учеников Н. С. Тихонравова. М., 1892, стр. 9).

*...всю тварь... сотворил словом, а человека боголепными руками.— Этих

сведений в Библии нет. По мнению А. К. Бороздина, они заимствованы Аввакумом из «Слова о вочеловечении» Иоанна Златоуста (см.: Бороздин, стр. 206). Но возможно, что и здесь источником был апокриф, например «От книг Еноха праведного, преже потопа» (см.: Ложные и отреченные книги, стр. 15).

*...по Филону...— Филон (ок. 20 до н. э.— 50 н. э.) — греческий богослов и философ.

*...инии глаголют три годы...— В апокрифическом памятнике «Беседа трех святителей» сообщается, что Адам пробыл в раю три часа, с шестого часа до девятого. Правда, к этому произведению Аввакум относится без доверия и даже опровергает его, как сказано выше.

*...инии шесть часов... — Об этом говорится в одном из списков апокрифического сказания «Како сотвори Бог Адама» (см.: Мочульский В. Следы народной Библии в славянской и древнерусской письменности. Одесса, 1893, стр. 80).

* Вниде во змию, лучшаго зверя...— Характеристика змия и сам рассказ об искушении Евы созданы под влиянием апокрифического произведения «Исповедание Еввы». Подробность о том, что у змия «крылья были», возникла под влиянием живописных изображений змиев и народных поэтических представлений.

Стр. 97.

* «и вкусиста Адам и Евва...» и дальше — вольный пересказ библейской

легенды (Книга Бытия, III, 6).

ЧЕЛОБИТНЫЕ, ПИСЬМА, ПОСЛАНИЯ

Письма и послания Аввакума разделены на несколько тематических групп: выделены и объединены вместе письма Аввакума к одним и тем же адресатам; внутри каждой группы письма расположены по возможности в хронологической последовательности.

ЧЕЛОБИТНЫЕ ЦАРЮ АЛЕКСЕЮ МИХАИЛОВИЧУ

Из сочинений Аввакума и других старообрядцев известно о десяти челобитных протопопа к царю Алексею Михайловичу, из которых до нас дошло только шесть. Не сохранились две ранние челобитные Аввакума (1653), написанные им совместно с костромским протопопом Даниилом: одна написана после присылки патриархом Никоном «памяти» Ивану Неронову — «Из книг выписки о сложении перст и о поклонах» (см. прим. к стр. 39); другая —по поводу ссылки Ивана Неронова (см. письмо протопопа Аввакума к Ивану Неронову в Спасов-Камеиный монастырь—Материалы, I, стр. 23—24).

Не сохранилась и челобитная, послужившая непосредственным поводом для новой ссылки Аввакума в 1664 г.,— «моленей-це» «о духовных властях», как он сам ее называет (см.: Памятники, стб. 751), или «роспись о том, хто в какие владыки годитца», как значится в описи бумаг, отобранных у игумена Феоктиста при аресте (см.: Материалы, I, стр. 335, 336, 189). Не дошло до нас послание Аввакума, которое он написал царю в июне 1667 г., находясь в Андреевском монастыре на Воробьевых горах в Москве {см. стр. 81).

До 1951 г. были известны лишь пять челобитных Аввакума царю Алексею (см.: Памятники, стб. 723—766), в 1951 г. В. И. Малышев опубликовал еще одну, написанную Аввакумом в мезенской сылке в январе 1665 г. (см.: Доклады и сообщения Филблогического института ЛГУ, 1951, вып. 3, стр. 261).

Публикуются четыре челобитные Аввакума Алексею Михайловичу: «первая», «третья», «четвертая» и «пятая»; их обозначение дается по Памятникам (кавычки в заглавии введены издателем для обозначения условности такой нумерации).

«ПЕРВАЯ» ЧЕЛОБИТНАЯ

«Первая челобитная была написана Аввакумом в Москве вскоре после возвращения из сибирской ссылки весной 1664 г. (приехал в Москву не позднее середины мая 1664 г.) и представляет собой не документ, не жалобу («Не челобитьем тебе, государю... глаголю...»), а литературно-публицистическое сочинение, в котором автобиографический рассказ Аввакума о собственной судьбе и сибирских испытаниях становится аргументом и материалом для обсуждения проблем современности: Аввакум хочет «возвещать» царю, «како строится в его державе»; кроме того, цель обращения Аввакума — просьба об аудиенции: Аввакум надеется на откровенное и тщательное обсуждение церковной реформы (подробнее см.: Демин А. С. Для чего Аввакум написал первую челобитную? — ТОДРЛ, 1969, т. XXIV,, стр. 233—236; Демкова Н. С. К вопросу об истоках автобиографического повествования в Житии Аввакума.— Там же, стр. 228— 232).

Аввакум, рассказывая в «Житии» о своем пребывании в Тобольске на обратном пути в Москву зимой 1663—1664 гг., упоминает о боярине Иване Андреевиче Хилкове. Иван Андреевич Хилков Большой был воеводой в Тобольске с 3 февраля 1659 г. по 19 февраля 1664 г. (см.: Барсуков А. П. Списки городовых воевод и других лиц воеводского управления Московского государства XVII столетия. СПб., 1902, стр. 239, 585). Следовательно, Аввакум выехал из Тобольска до 19 февраля. Путь Аввакума от Тобольска до Москвы мог продолжаться около тринадцати недель: это же расстояние из Москвы до Тобольска в 1653 г. он ехал «недель с тринатцеть» по зимним и осенним дорогам. Таким образом, Аввакум должен был приехать в Москву не позднее середины мая (если он выехал из Тобольска незадолго перед 19 февраля).

Челобитная известна в трех редакциях; печатается первая редакция, сохранившаяся в автографе (ГИМ, Синодальное собр. свитков, № 1121 б).

Стр. 97.

* Златаустый пишет на Послании к ефесеом...— Иоанн Златоуст (ок. 345—407) — один из учителей христианской церкви. Сборники поучений с его «словами» были очень распространены в ревней Руси. Здесь Аввакум имеет в виду одну из бесед Иоанна Златоуста, посвященную толкованию Послания ап. Павла к ефесянам.

* Летом, в Преображениев день...— Праздник преображения — 6 августа. Во второй и третьей редакциях челобитной указан год, в который свершилось «чудо»,— 171-й (1663 г. по современному летосчислению).