Смекни!
smekni.com

Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения (стр. 65 из 74)

*...звезда на дискосе... преступала...— То есть на дискосе сдвинулась «звезда» — особое приспособление, состоящее из двух изогнутых пластинок, предназначенных для поддержания покрова над «святыми дарами».

*...по приказу архиепископлю.— В 1663 г. архиепископом в Тобольске был Симеон,

*...яко неистинна глаголют... во исповедании своея веры.— Одно из никоновских исправлений богослужебных книг заключалось в опущении слова «истинный» в символе веры и замене фразы «его же царствию несть конца» фразой «его же царствию не будет конца». Аввакум обвиняет здесь никониан в «бесчестии» Бога и отказе признать Христа «царем небесным».

*...моровое поветрие...— Эпидемия чумы 1654—1655 гг.

*...агарянской меч стоит десять лет беспрестани...— Россия вела войны, начиная с 1654 г.: 1654—1667 гг.— война с Польшей, союзниками которой выступали крымские татары, 1654—1656 гг.— война со Швецией.

Стр. 99

*...при протопопе Стефане...— См. прим. к стр. 30

*...Христа... невоскресша.— В новых служебниках не упоминалось о воскресении Христа.

*...яко уметы, да Христа моего приобрящу — из Послания an. Павла к филиппийцам, 111, 8.

* А Никон меня... мучил недели с три по вся дни...— Другие редакции челобитной сообщают, что Аввакум был бит «на правеже». В. К. Никольский полагал, что это наказание постигло Аввакума а 1652 г. за недоимку налогов в патриаршую казну (см.: Никольский, стр. 137). В автографах «Жития» этот эпизод отсутствует, однако в Прянишниковском списке (см.: Житие, I960, стр. 315) избиение Аввакума по приказу Никона было приурочено к августу — сентябрю 1653 г., когда начались преследования Аввакума за его противодействие никоновской реформе (Аввакум был взят под стражу в ночь на 21 августа 1653 г.). Увеличен здесь и срок мученияАввакума: «...меня бил по ногам четыре недели» (в «первой» челобитной—«недели с три»).

*…не буду... реку — из второго Послания ап. Павла к коринфянам, XII, 6.

Стр. 100

*...яко древняя серафтяныни.— В Библии рассказывается о том, как вдова из Сарепты во время сильного голода поделилась с Ильей-пророком последним запасом пищи" (Третья книга Царств, XVII, 10-15).

*...чашею вина нерастворенна.— Ср.: Псалтирь, LXXIV, 9.

*…отступника Иулияна...— Римский император Юлиан (331—363) восстановил в Риме язычество; рассказ о нем содержится в Хронографе.

* Феофил — александрийский патриарх (ум. 414), противник Иоан. на Златоуста.

*...смерть мужу покой есть...— Ср.: Книга Иова, III, 23.

*...яко Арий древнему Констянтину... — Константин Великий, римский император (285—337), утвердил христианство как государственную религию; на Никейском соборе (325 г.) добился осуждения Ария, но затем выступал за смягчение постановлений, направленных против ариан. О том, как Арий «пленити хотя царя», сообщает Хронограф, русская историческая компиляция XV—XVII вв., содержащая историю Византии и Руси и начинающаяся от сотворения мира.

* Христа он, Никон, не исповедует... «духу лукавому молимся».— Аввакум перечисляет все «ереси», внесенные Никоном а символ веры, богослужебные книги и обряды.

Стр. 101

* Фармос (Формоз) — римский папа (891—896); после смерти был обвинен в узурпации папского престола, предан духовному суду и проклят. Источником сведений для Аввакума служили Хронограф, «Повесть о белом клобуке» и «Книга о вере».

ЗАПИСКА О ЖЕСТОКОСТЯХ ВОЕВОДЫ ПАШКОВА,

ПРИЛОЖЕННАЯ К «ПЕРВОЙ» ЧЕЛОБИТНОЙ

АЛЕКСЕЮ МИХАЙЛОВИЧУ

«Записка» дошла до нас в автографе в том же столбце, что и «первая» челобитная (ГИМ, Синодальное собр. свитков, № 1121 б), и является ее непосредственным продолжением, Записка писалась в одно время с челобитной и вместе с ней была подана царю.

Печатается по автографу.

Стр. 101

* В 169...— в 1661 г. по современному летосчислению.

* Пашков — см. прим. к стр. 17.

Стр. 102

*...не достанет ми повествовати лето.— Ср.: Послание ап. Павла к

евреям, XI, 32.

* Софья Алексеевна — дочь царя Алексея Михайловича, родилась в 1657 г.

«ТРЕТЬЯ» ЧЕЛОБИТНАЯ

Сосланный 29 августа 1664 г. в Пустозерск, Аввакум «с великою нуждею доволокся до Колмогор» и отсюда послал челобитную царю, прося оставить его в Холмогорах. В Памятниках (стб. 754) воспроизведена приписка к челобитной, в настоящее время в оригинале не поддающаяся прочтению: «Сию челобитную подал великому государю Киприян, Христа ради уродивый, во 173 году, ноября в 21 день». Написана она незадолго до этой даты —в конце октября —ноябре 1664 г. Печатается по автографу (ГИМ, Синодальное собр. свитков, № 1120).

«ЧЕТВЕРТАЯ» ЧЕЛОБИТНАЯ

Челобитная написана Аввакумом в «темнице пустозерской» в 1668 —начале 1669 г. не позднее марта — апреля, так как царица Мария Ильинична, которой Аввакум посылает благословение в этой челобитной, умерла 3 марта 1669 г. Судя по тому, что Аввакум в челобитной отвечает Алексею Михайловичу на приказ «памятовати» о нем, переданный через Дементия Башмакова еще до отъезда Аввакума из Москвы в июле — августе 1667 г., можно думать, что эта первая челобитная из Пустозерска была послана вскоре по приезде (Аввакум приехал в Пустозерск 12 декабря 1667 г.). Челобитная сохранилась в единственном списке XVII в. (ЦГАДА,: Госархив, р. XXVII, № 589), по которому и печатается.

Стр. 103

*...рабу Господню... ко всем — из второго Послания аи. Павла к Тимофею,

II, 24.

Стр. 104

*...синбирской протопоп... отъиде...— Симбирский протопоп Никифор был сослан в Пустозерск вместе с Аввакумом, Лазарем и Епифанием; умер около 1668 г.

*...с Москвы отпустить двух сынов моих...— Взрослые сыновья Аввакума, Иван и Прокопий, вместе с ним были привезены в Москву 1 марта 1666 г. с Мезени и затем, когда Аввакум был сослан в Пустозерск, оставались в Москве «на поруках» («мучились годы с три») до весны — лета 1669 г.

«ПЯТАЯ» ЧЕЛОБИТНАЯ

Эта челобитная, точнее послание, Аввакума Алексею Михайловичу с его «последним благословением» царю — последняя попытка контакта с ним и одновременно публицистический текст, рассчитанный на широкий круг читателей; она была написана в апреле — августе 1669 г., что явствует из указания самого Аввакума: «...нынешня 177 году», до 1 сентября. Фраза «Жаль нам твоея царские души и всего дому твоего, зело бодезиуем о тебе...» может быть истолкована как выражение сочувствия Аввакума овдовевшему царю: 3 марта 1669 г, умерла царица Мария Ильинична. По свидетельству дьякона Федора, список е челобитной был послан к семье протопопа на Мезень незадолго до 1 сентября 1669 г., еще до того, как челобитная была отправлена к царю (см.: Барское, стр. 68, 70). По наблюдению Н. В. Понырко, в написании первой части челобитной принимал участие дьякон Федор (см.: Понырко Н. В. Дьякон Феодор — соавтор протопопа Аввакума,—ТОДРЛ, 1976, т. XXXI, стр. 362—365). Печатается по автографу (ЦГАДА, Госархив, р. XXVII, № 601).

Стр. 104

* «Честь царева суд любит» — из Псалтири, XCVIII, 4.

* «Жезл» — см. прим, к стр. 66.

Стр. 105

*...глаголы сия потопныя... — То есть неразумные слова, подобные тем, которые произносили люди накануне потопа, когда, согласно Библии, вся земля «исполнися... неправды» (Книга Бытия, VI, И— 133).

* «егда приидет... на земли?» — Ср.: Евангелие от Луки, XVIII, 8.

Стр. 106

* Арсений Суханов (ум. 1668) — келарь Троице-Сергиева монастыря. По поручению Алексея Михайловича ездил на Афон, в Грецию, Египет, Иерусалим, чтобы изучить вопрос о различии между русским и греческим богослужением.

*...во Истории о белом клабуце... — «Повесть о Новгородском белом клобуке» — публицистический памятник XV в., пользовался большой популярностью у старообрядцев; основная идея его — идея величия и духовного преимущества Руси перед Римом и Византией. Император Константин Великий (285—337), его современник епископ римский Сильвестр и царьградский патриарх Филофей (1355— 1377)—герои «Повести о белом клобуке».

* И увидех на брюхе твоем язву зело велику...— Видение Аввакума, возможно, имеет своим источником «Повесть о Новгородском белом клобуке», где также рассказывается о язвах, поразивших царя Константина за его неверие в Христа.

Стр. 107

* Нынешня 177 году... на первой неделе...—Первая неделя великого поста в 1669 г. была с 22 по 28 февраля.

*...прежде часов... — Часы — краткие богослужения, соответствующие первому, третьему, шестому и девятому часу дня.

Стр. 108

*...ангел... восхитил Авраама выспрь...— В апокрифическом «Откровении Аввраама», вошедшем в Толковую Палею, рассказывается о том, как ангел Альтез «восхитил» Авраама на небо и показал ему всю вселенную.

* И в полунощи... Бысть же ми радость неизреченна...— Первоначальный

набросок этого описания см. в письме семье.

ЧЕЛОБИТНАЯ ЦАРЮ ФЕДОРУ АЛЕКСЕЕВИЧУ

Челобитная написана, очевидно, в начале 1676 г., вскоре после вступления на престол Федора Алексеевича (30 января 1676 г.), выражает надежды на изменение отношения нового царя к старообрядцам. Челобитная беспрецедентна по тону обращения к царю, поражает смелостью Аввакума и пренебрежением к требованиям придворного и литературного этикета. По-видимому, именно она была причиной резкого ужесточения режима в пустозерской тюрьме в 1676 г. (см.: Малышев В. И. Новые материалы о протопопе Аввакуме.—ТО ДРЛ, 1965, т. XXI, стр. 329). Печатается по списку конца XVIII в. (ГБЛ, собр. Егорова, № 1885, л. 201—204 об.).

Стр. 109

* Не смею нарещися богомолец твой...— Ср.: Евангелие от Луки, XV, 21.

*...яко некий изверг...— Ср.: первое Послание ап. Павла к коринфянам,

XV, 8.

*...милостив буди ми, Господи...— Ср.: Евангелие от Луки, XVIII, 13.

*...серафинисса, жена еллинска...— В Евангелии от Марка (VII, 26;) рассказывается о том, как «жена еллинска» «сирофиникисса родом» (язычница сирофиникиянка), просила Христа об исцелении ее дочери.

*...пси... господий своих — из Евангелия от Матфея, XV, 27; ср.: Евангелие от Марка, VII, 28.

*...помазан елеом радости...— Ср.: Послание ап. Павла к евреям, I, 9.

* Проклят день... буди тьма...— Ср.: Книга Иова, III, 3—4.

* Помилуй мя, сыне Давыдов — из Евангелия от Матфея, XV, 22.

Услыши моление мое... льстивых! — Ср.: Псалтирь, XVI, 1.

*...что Илия пророк, всех перепластал во един час.— См. прим. к стр. 102.

Князь Юрий Алексеевич Долгорукий (ум. 1682) —опекун царя Федора Алексеевича, известен своими победами в войне с Польшей; участвовал в подавлении восстания С. Т. Разина. С 1676 г.— начальник Стрелецкого приказа.