Смекни!
smekni.com

Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения (стр. 68 из 74)

Стр. 124

* Чадо богоприимче! — Обращение к Симеону (в некоторых списках — «Чадо Богоприимче Симеоне»), «Богоприимцем» назывался евангельский праведник Симеон, принявший Христа в Иерусалимском храме (Евангелие от Луки, II, 25—28),

* Распял-де... ево Измаил на кресте...— Сведения о распятии Паисия Александрийского неверны, но этот слух был весьма распространен в 70-х гг. XVII в. Дьякон Федор в письме сыну Максиму также писал о том, что султан приказал повесить вселенских патриархов (см.: Материалы, VI, стр. 248—249).

* «аще кто в пленение... убиенну быти» — из Апокалипсиса, XIII, 10.

Стр. 125

* Яко Таверий древле Пилата и Каияфу...— Сведения о смерти Понтия Пилата и первосвященника Каиафы, осудивших Христа на смерть, Аввакум не совсем точно почерпнул из апокрифического «Послания Пилата к Тиверию Кесарю».

* Еще надеюся... Неглинна течет,—Тит —сын Веспасиана (41—81), римский полководец и император, разрушивший Иерусалим. «Новым Иерусалимом», назывался Воскресенский монастырь на р. Истре, построенный патриархом Никоном с большой пышностью; главный монастырский храм был точным подобием иерусалимского храма. «Пригородок» — Кремль.

* …любодеицу.., См. прим, к стр. 100, здесь — никонианская церковь.

* имущи чашу злату... любодеяния Апокалипсиса, XVII, 4.

*...малакса на чело поп наложит,.. — То есть помажет маслом по учению Николая Малаксы.

* Достоин... своея — из Евангелия от Матфея, X, 10.

* «изведи из темницы... воздаси мне» — из Псалтири, CXLI, 8.

* Егда посла Бог-Отец душу в телеси... — Аввакум утверждал, что Христос сходил в ад не только душою, но и телом. Это положение было признано еретическим не только господствующей церковью, но и старообрядцами.

* к тому уже не умрет... не обладает — из Послания ап. Павла к римлянам, VI, 9.

Стр. 126

*...огнь... коегождо дела искусит... якоже огнем. — Ср.: первое Послание ап. Павла к коринфянам, III, 13—15.

* Никола Чюдотворец... от Максимияна-мучителя. — Об этом рассказывается в Житии Николая Чудотворца (Пролог, память 6 декабря); Максимиян — римский император Максимилиан (285—310), преследовавший христиан.

* А мучитель ревет... матица огня! — Рассказ о наказании «Максимияна» воспринимается как иносказание о загробной судьбе царя Алексея Михайловича, весьма прозрачное в силу определенных параллелей: «Где строение сел любимых?

* Где все затеи и заводы?..» Алексей Михайлович увлекался строительством дворцовых палат, охотой, различными светскими забавами, театром; ср. развитие этой темы в челобитной царю Федору.

* «Славно бо прославися» — из Книги Исход, XV, I.

Стр. 127

*...Макар Антиохийский забежал в Грузи... — Из Москвы патриарх возвращался в Антиохию через Грузию.

*...сею книгою — Имеется в виду «Книга толкований» Аввакума, посланная им Симеону.

3

Письмо датируется февралем 1677 г., так как Аввакум указывает в нем, что со времени его ссылки в Сибирь (сентябрь 1653 г.) прошло «двадесяте три лета и поллета и месяц». Печатается по списку конца XVII— начала XVIII в. (ГПБ. собр. Богданова. О. 1.339, л. 296 об.— 309 об.).

Стр. 128.

* Отрадние, чадо... житие бысть...— Лот — библейский патриарх, жил в «нечестивых» городах Содоме и Гоморре (см.: Книга Бытия, XV11I— XIX).

* Беспрестанно ратуюся с попами пьяными...— Аввакум не преувеличивал, говоря о тех бесчинствах, которые происходили во время церковной службы. В одной из «записок» патриарха Иосифа в 1636 г., например, читаем: «...дети во время святыя службы в олтари бесчинствуют, и во время же святого пения ходят по церквам шпыни, с бестрашием, человек по десятку и больши, и от них в церквах великая смута и мятеж, и в церквах овогда бранятся, овогда и дерутся». О попах и дьяконах, упивающихся вином и дерзающих «не истрезвився служить божественную литургию», говорится в соборном ответе 1681 г. на вопросы царя Федора Алексеевича. Подтверждаются эти факты и многими другими документами (см.: Щапов А. П. Сочинения. Т. 1. СПб., 1906, стр. 383—386).

* Беседы апостольские — то есть Беседы Иоанна Златоуста на Деяния

апостолов.

Стр. 129.

* Честного отца сын... вся приобрете.— Ср.: Житие Иоанна Златоуста. Мелетий (ум. 381)—антиохийский епископ, учитель Златоуста; Флавиан (ум. 404) — антиохийский епископ, учитель Златоуста; Аркадий (347—408) — византийский император; Евдоксия (ум. 404) — императрица.

*...рыкнул Иркан в царице...— Ирканом Аввакум называет, очевидно, александрийского патриарха Феофила (ум. 414), союзника императрицы в борьбе против Иоанна Златоуста; Иркан— Гиркан II (79—40 гг. до н. э.)—первосвященник Иудеи; был известен Аввакуму по «Истории иудейской войны» Иосифа Флавия.

*...собор на извержение Иванново! — То есть собор для лишения Иоанна Златоуста сана патриарха.

*...Алексеюшко-то с Марьюшкой...— Царь Алексей Михайлович и царица Мария Ильинична.

*...Куксы арменския, потом в Каманы...— город Кукуз в Армении, куда в 404 г. был сослан Златоуст; в Команах (на побережье Черного моря) Златоуст умер в 407 г.

*...греки... патриархи кушают...— Греческая церковь находилась в полной

зависимости от власти турецкого султана; это было для Аввакума лишним доводом неприемлемости обрядов, введенных Никоном по греческому образцу.

Стр. 130

* В Казани никонияня тридесять человек сожгли... сами во огнь дерзнувше...— См. прим. к стр. 81. Одобрение Аввакума относится к самосожжению как средству спасения из рук никониан (см.: Бороздин, стр. 311—314).

ПИСЬМО ИГУМЕНУ ФЕОКТИСТУ

Феоктист — игумен Златоустовского монастыря, деятель раннего старообрядчества. В 1666 г. был арестован в Вятке, где он скрывался от преследований никониан. Умер до собора 1666 г.

Письмо было послано Аввакумом с Мезени, где он находился в ссылке с 29 декабря 1664 по февраль 1666 г. Судя по тому, что год приезда в Москву из сибирской ссылки (весна 1664 г.) Аввакум называет «прошлым годом», письмо написано в 1665 г., зимой (Аввакум просит прислать ответ «до весны»). Печатается по единственному списку XVII в. (ГИМ, Синодальное собр. свитков, № 1119).

Стр. 130

* «аще согрешают... прощайте их». — Ср.: Евангелие от Матфея, XVIII, 21-22.

*...имущаго ревность Божию не по разуму. — Ср.: Послание ап. Павла к римлянам, X, 2.

* Аще Бог по нас... проповедует о нас. — Из Послания ап. Павла к римлянам, VIII, 31, 33—34.

* наша брань... плоти — из Послания ап. Павла к ефесянам, VI, 12.

* «ходяй во тьме... грядет» — из Евангелия от Иоанна, XII, 35.

*...в горькой Сион! — Сион — один из холмов, на которых был построен Иерусалим, Сионом назывался и сам иерусалимский храм. В иносказательном смысле означает церковь вообще; «горькой Сион» —никонианская, «неистинная» церковь.

* Около Воскресенскова... — Около Воскресенского монастыря.

* дщи Вавилоня, окаянная! — Из Псалтири, CXXXVI, 8.

* Родион, Иван — московские священники, принявшие реформу Никона; начальник их Иларион — архиепископ Рязанский, один из главных деятелей церковной реформы (о нем см. прим. к стр. 90).

* А аще бы нам умолчать, камение возопиет,— Из Евангелия от Луки, XIX, 40.

* «не бойся... дати царство» — из Евангелия от Луки, XII, 32.

* А Ондрей Самойлов у меня на Колмогорах недели с четыре жил... — Андрей Самойлов — сторож московского Благовещенского собора, один из учеников и последователей Аввакума. При отъезде Аввакума из Москвы в ссылку на Мезень 29 августа 1664 г. А. Самойлов проводил его до Холмогор.

*...Афонасья заставь,— Юродивый Афанасий, впоследствии известный расколоучитель инок Авраамий.

Стр. 131

*...про старцово житье мне не пиши... — Речь идет о бывшем протопопе собора Казанской Божьей матери — Иване Неронове, в монашестве — старце Григории, наставнике и друге Аввакума, принявшем реформу.

*...в рогах ходят... — «Рогами» Аввакум называет новую форму клобука, введенную Никоном.

* Фетинья, Григорей — домочадцы Аввакума.

ПИСЬМО АФАНАСИЮ

Афанасий — мирское имя известного расколоучителя и писателя инока Авраамия. Написано письмо в пустозерский период жизни Аввакума — очевидно, до февраля 1670 г., так как уже в феврале 1670 г. инок Авраамий находился в заключении. Некоторые исследователи полагают, что адресат этого послания не инок Авраамий, а его тезка — другой Афанасий, москвич (см.: Смирнов П. С. Внутренние вопросы в расколе в XVII в. СПб., 1898, стр. LIX— LX; Панченко А. М. Русская стихотворная культура XVII в. Л., 1973, стр. 92, сноска 95). Письмо печатается по единственному списку XVII в. {ГПБ, O.XVII. 37, л. 33-35 об.).

Стр. 131.

* А Борис Афанасьевич еще ли троицу ту страху ради не принял? — Личность боярина Бориса Афанасьевича не установлена; троица — здесь означает троеперстие.

* А Хованской князь Иван Большой...— Князь Иван Иванович Хованский.

* Антиох Египетский — Антиох IV Епифан (176—164 до н. э.), «нечестивый» царь Сирии, во время правления Иудеей ввел поклонение идолам и вакханалии (см.: Первая книга Маккавейекая, I, 10; XVI, 20; Вторая книга Маккавейская, I, V, IX).

*...Илия и Енох не вкусили смерти плотски... постраждют...— Библейский патриарх Енох и пророк Илья были взяты на небо живыми (Книга Бытия, V, 18—24; Четвертая книга Царств. II, 11). По предсказанию Апокалипсиса, перед концом света они вернутся на землю свидетельствовать против антихриста и будут им убиты (Апокалипсис, XI, 3—12).

ПИСЬМО МАРЕМЬЯНЕ ФЕОДОРОВНЕ

Маремьяна Федоровна, часто упоминаемая в письмах Аввакума,— одна из его любимых «духовных дочерей». По-видимому, она была женой московского священника Дмитрия, который служил «у крестов» у кн. Анны Милославской. Дмитрий уклонился на некоторое время от старообрядчества, стал служить по новым книгам, и Маремьяна отказалась жить с ним. Очевидно, Дмитрий и прислал Аввакуму просфору, о которой идет речь в письме. Письмо написано после марта 1670 г., так как «протопопица» была «посажена... в землю... с Иваном и Прокопием» в марте 1670 г. Печатается по списку начала XIX в. (ГИМ, собр. Хлудова, № 257, л. 135—139 об.).

Стр. 132

* Козьма, Стефан — московские священники; Максим — очевидно, сын дьякона Федора, одного из пустозерских узников.

* Без веры.., угодите Богу — из Послания ап. Павла к евреям, XI, 6.

Стр. 133

* «Лучше бы не родился человек той» — из Евангелия от Марка, XIV, 21.