* «и печаль мою.., Господи!» — Ср.: Псалтирь, CXLI, 3.
*...что Исакия Печерскаго затомили.— Рассказ о борьбе Исакия Печерского с бесами находится в Киево-Печерском патерике, древнейшем сборнике оригинальных русских житий монахов Киево-Печерского монастыря.
* Анна Амосовна — одна из «ближних» женщин боярыни Морозовой.
ПОСЛАНИЕ «ВЕРНЫМ»
Послание сохранилось в двух редакциях — сокращенной (1673) и распространенной (1678). Печатаем первую редакцию (датировка ее устанавливается на основании фразы послания: «...ныне и Соловки в осаде морят, пять лет не етчи»; Соловецкий монастырь был осажден в 1668 г.).
Печатается по списку XVIII в. (БАН, собр. Дружинина, № 166, (202), л. 207-210 об.).
Стр. 133
*...ил же аз люблю воистинну — из второго Соборного послания Иоанна
Богослова, I,
* «влающихся и скитающихся.» в коварстве льщения — из Послания ап. Павла к ефесянам, IV, 14.
* «не бойся... царство небесное» —из Евангелия от Луки, XII, 32.
* Зде есть терпение святых — из Апокалипсиса, XIII
* Лествичник Иоанн, или Иоанн Синаит (ум. ок. 606) — игумен Синайской обители, автор «Лестницы райской» — руководство к иноческой жизни (издана в Москве в 1647 г.).
Стр. 134
* Не убоимся... убити — из Евангелия от Матфея, Х.28.
*...убоимся вторыя смерти...— Ср.: Апокалипсис, XX, 6.
* Братия моя... руки секли...— Первая «казнь» Лазаря и Епифания с «урезанием языков» состоялась 27 августа 1667 г. в Москве, вторая— 14 апреля 1670 г.; Лазарю, Епифанию и дьякону Федору «языки резали и руки секли».
* Горе им... предашася! — Ср.: Соборное послание Иуды, I, 11.
* …видя виждь озлобление людей сих...— Ср.: Книга Исход, III, 7.
* Спаситеся... строптивого сего — из Деяний апостолов, II, 40.
* И в моем дому двоих повесили...— В марте 1670 г. были повешены юродивый Федор и Лука Лаврентьевич, жившие с семьей протопопа на Мезени.
* не имам зде града... взыскуем — кз Послания ап. Павла к евреям, XIII, 14.
ПОСЛАНИЕ «ГОРЕМЫКАМ МИЛЕНЬКИМ»
Послание было отправлено в московскую старообрядческую общину, содержит ответы на многочисленные вопросы старообрядцев о «неведомых вещех»: как исповедаться и причаститься без священника, как «почитати» сожженных за принадлежность к расколу и ряд других. Послание датируется концом лета 1675 г.: в нем как о трагической новости сообщается о казни в Пустозерске Киприяна 7 июля 1675 г.; оно сопровождало, по-видимому, «Книгу бесед» Аввакума. Оно известно в четырех редакциях; в настоящем издании печатается редакция А (по обозначению их в Памятниках) по списку конца XVIII в. (ГБЛ, собр. Егорова, № 1898, л. 115—122).
Стр. 135.
* «житие наше... есть» — из Послания ап. Павла к фи-липпийцам, III, 20.
оболкшеся... приемше — из Послания ап, Павла к ефесянам, VI, 14 и 17.
взирающе на начальника... Исуса — из Послания ап. Павла к евреям, XII, 2.
* да уклонится от зла... земля — из первого Соборного послания ап. Петра, III, 11—12.
Стр. 136
*...истинным запасом...— То есть святыми дарами, освященными старопоставленными священниками.
* «Исповедайте... да исцелеете».— Из Соборного послания ап. Иакова, V, 16.
Стр. 137
*...Лев в огонь посадил же такова вора.— Лев (ум. ок. 780), епископ Катанский. В Житии его (память 20 февраля) рассказывается о сожжении им неуловимого для светских властей волхва Илиодора.
* отец Авраамий — инок Авраамий (см. прим. к стр. 54).
Стр. 138
*...июля в 7 день, в среду.— То есть 7 июля 1675 г.
* Посылайте деньги мои к жене моей и детям...— Семья Аввакума в это время находилась на Мезени.
* Инок Епифаний — один из пустозерских «соузников» протопопа.
«СОВЕТ СВЯТЫМ ОТЦЕМ ПРЕПОДОБНЫМ»
Это послание, возможно, не имеет в виду определенных адресатов, а обращено ко всем старообрядцам, живущим замкнутыми общинами, в скитах, и содержит указания и советы Аввакума своей пастве относительно внутриобщинного уклада жизни (подобно письму «отцам святым» и «преподобным маткам»). Послание написано после смерти царя Алексея Михайловича (в ночь с 29 на 30 января 1676 г.): в нем рассказывается о страшной кончине царя, по старообрядческой легенде постигшей его за разрушение Соловецкого монастыря (монастырь был взят царскими войсками 27 января 1676 г.),— и, по-видимому, после московского пожара 9 июня 1676 г., который Аввакум рассматривает в ряду апокалиптических знамений, предвещающих «конец света».
Печатается по списку конца XVII — первой четверти XVIII в. (ГИМ, Музейское собр., № 3003, л. 175-186 об.).
Стр. 138.
* Лида, Ассарон — в Деяниях апостолов (IX, 32, 35, 38) упоминаются иудейские города Лидда и Ассарон, все жители которых приняли учение Христа.
*...в горнем Сионе.— То есть на небе.
*...корабли, фарсийскаго исполнены злата...— См.: Вторая книга Паралипоменон, IX, 21.
Стр. 139.
* Гаваон — библейский город в Палестине, жители которого (гаваониты)
хитростью добились пощады от Иисуса Навина и союза с ним во время войны Израиля с Ханааном (см.: Книга Иисуса Навина, IX).
* велиар — одно из наименований дьявола, встречающееся в Библии , (см.: второе Послание ап. Павла к коринфянам, VI, 15).
* фараониты — слуги библейского египетского фараона, преследовавшего евреев (см.: Книга Исход, I—XV); здесь — преследователи старообрядцев.
* Вавилон, как символ нечестия и развращенности, означает здесь «никонианский мир».
* Прогневася брат на брата, на Авеля Каин...— См.: Книга Бытия, IV, 1-15.
Стр. 141.
* «глаголи ты... да оправдишись».— Ср.; Книга пророка Исайи, XLIII, 9.
* Видите... уже посечены быша,— Очень близкое описание смерти царя
Алексея Михайловича имеется в сочинениях дьякона Федора (см.: Материалы, VI, стр. 313—314) и во вновь найденном сочинении 1676 г. «Вопрошание от сына духовного ко отцу...» (ИРЛИ, Древлехранилище. Северодвинское собр., № 65, л. 392—399 об.; в печати), в основе которого лежит текст послания из Москвы в Пустозерск неизвестного автора, подробно описывающего важнейшие для пустозерских узников московские новости первых месяцев 1676 г.: падение Соловков, смерть царя, поведение придворных и т. п. Соловецкий монастырь был взят царскими войсками 27 января 1676 г. (см. прим. к стр. 207).
*...играя... детину голоуса Богословом...— Речь идет о театральных представлениях при дворе царя Алексея на тему «Страстей Христовых».
*...пречистая Богородица... не приведоша их.— В упоминавшемся выше «Вопрошании» подробно описано как действительно бывшее явление царю Федору Богородицы и воровских узнии (л. 395—396), требовавших отмены церковной реформы.
ПОСЛАНИЕ СИМЕОНУ [?], КСЕНИИ ИВАНОВНЕ
и АЛЕКСАНДРЕ ГРИГОРЬЕВНЕ
Это послание дефектно: отсутствует его начало, и поэтому имя первого адресата не названо. Однако известно, что он занимает видное положение в старообрядческой общине Москвы, хорошо осведомлен о жизни Аввакума, деятельности Ф. М. Ртищева и А. С. Матвеева в защиту никоновской реформы, находится в постоянном общении с двумя другими адресатами — Ксенией Ивановной, бывшей казначеей в доме Ф. П. Морозовой, и Александрой Григорьевной— инокиней Меланьей (см. прим. к стр. 163); можно предположить, что это Симеон, в иночестве игумен Сергий. Послание, помимо рассказа о «бедах» «нынешнего времени» и «лживых» учителях, содержит толкование 103 псалма «о мирстем бытии». Датируется 1678—1679 гг. (подробнее см.: Сарафан о-ва Н. С. Неизданное сочинение протопопа Аввакума.— ТОДРЛ, I960, т. XVI, стр. 257-269. Послание сохранилось в единственном списке начала XVIII в. (ГИБ, собр. Михайловского. Q. 173, л. 1—21 об.).
Стр. 143
*...царица Марья...— Мария Ильинична (1625—1669), первая жена царя
Алексея Михайловича.
*...фигуру.— Возможно, здесь порча текста, смысл ясен только приблизительный: речь идет о послании Аввакума властям из Пустозерска.
* Анна Веньяминоопа — см. прим. к стр. 22. О Ф. М. Ртищеве см. прим. к стр. 43.
* Арталюн — Артамон Сергеевич Матвеев (1625—1682), ближний боярин царя Алексея Михайловича, государственный деятель, был в ссылке в Пустозерске с 1678 по 1680 г.
* Во крещении напечатано: «...дух лукавый... помыслом наводяй».—
Старообрядцы обвиняли никониан в том, что, изменив расстановку слов в крещенской молитве, никониане молятся теперь «духу лукавому», то есть сатане, называя его «Господом».
* Иоанн Дамаскин (конец VII в.— ок. 754)—византийский богослов и философ, автор многих богословских сочинений я церковных песнопений.
* «и прият Иосиф жену... первенца» — из Евангелия от Матфея, 1,25.
*...всех бы еретиков... яко Илия, ножем переколол... при Ахаве.— См. прим, к стр. 102.
Стр. 144
*...Ариева ересь...— См. прим. к стр. 122,
* «Благослови, душе моя, Господа» — из Псалтири, CIII, 1.
Стр. 145
* Да гряди убо, чадо... не хотящу... видети? — Ср.: Шестоднев Иоанна,
экзарха Болгарского, изд. О. М. Бодянским.— Чтения в обществе истории и древностей российских, 1879, кн. 3, л. 134. Начиная истолкование 103 псалма, Аввакум здесь и далее обращается к тексту сочинения популярного славянского философа и богослова Иоанна, экзарха Болгарского (X в.),— и «Шестодневу», своеобразной энциклопедии раннесредневековых знаний о мире (подробнее см.: Сарафанова-Демкова Н. С. Иоанн, экзарх Болгарский, в сочинениях Аввакума.— ТОДРЛ, 1963, т. XIX, стр, 357-372).
* Давид — полулегендарный древнееврейский царь (конец XI-— начало X в. до н. э.), автор псалмов.
* «Господи... ecи зело» — из Псалтири, CIII, 1.
* «Исповедание... яко ризою» — из Псалтири, CIII, 1—2, якоже жених от чертога — из Псалтири, XVIII, 6.
* «Пропиная небо... на крилу ветреню» — из Псалтири, CIII, 2—3.
* «полагали облака... огнь палящ» — из Псалтири, CIII, 3—4.
* «и се сын человеч... царство его не престанет» — из Книги пророка Даниила, VII, 13—14.
* «Основаяй землю... одеяние ея» — из Псалтири, CIII, 5—6.
* Патрикий, епископ Прусский (ок. 100)—святой восточнохристианской церкви.
Стр. 147
* «На горах станут воды... устрашатся» — из Псалтири, CIII, 6-7.
* «восходят горы... покрыта землю» — из Псалтири, CIII, 8—9.
* «Посылая источники... дадят глас» — из Псалтири, C1II, 10—12.
* «Напояя горы... сердце человеку» — из Псалтири, CIIF, 13-15.
* «умастити лице... укрепит» — из Псалтири, CIII, 15.
Стр. 148
* «Насытятся древа... обладает ими» — из Псалтири, CIII, 16—17. Рассказы об еродии (аисте) читаются в Азбуковнике и Физиологе.