* «отче... предаю дух мой» — из Евангелия от Луки, XXIII, 46.
* Иоанн, экзарх Болгарский (X в.) — автор широко известного на Руси Шестоднева (распространенное в христианской литературе толкование библейского рассказа о сотворении мира в шесть дней).
ПОСЛАНИЕ БОРИСУ И «ПРОЧИМ РАБАМ БОГА ВЫШНЯГО»
Послание направлено в московскую старообрядческую общину. Помимо вопроса о церковном пении и келейном правиле Аввакум как «духовный отец» разбирает сложные взаимоотношения своей паствы.
Елена Хрущева, уставщица московского Вознесенского монастыря, разлучила с мужем Ксению Гавриловну, молодую вдову, вновь вышедшую замуж, и чуть не «уморила» ее ребенка. Аввакум, строго осуждая Елену и Родиона (вероятно, племянника Акинфия Данилова), поддерживавшего ее, вовлекает многих членов общины в обсуждение проступка Елены. Среди адресатов послания — игумен Досифей, бывший игумен Беседного Никольского монастыря близ Тихвина (1662—1670), пользовавшийся большим авторитетом среди старообрядцев (им был произведен обряд пострижения Ф. П. Морозовой), мать Меланья, игумен Сергий.
Послание датируется предположительно 1681 г., так как Аввакум благословил в нем Досифея на составление челобитных «о исправлении веры», которые были им написаны и использовались старообрядцами в мае 1682 г. во время Стрелецкого восстания и старообрядческих волнений в Москве. Печатается по списку XVII в. (ГИМ, собр. Хлудова, № 149 (доп. каталог), л. 69—75).
Стр. 162.
* Параклит — перифрастическое обозначение Христа, восходящее к греческому языку, что значит «защитник, утешитель» (Спас).
Стр. 163.
*...со отцы, трудилися так... пел единогласно ж.— Аввакум перечисляет здесь известных деятелей раннего старообрядчества: Павел, епископ Коломенский, Даниил, протопоп Костромской, и Логин, протопоп Муромский, упоминаются в «Житии»; сведения о других взяты из книги П. С. Смирнова «Внутренние вопросы в расколе XVII в.». СПб., 1898, стр. LVIII—LIX, сноска 85: Михаил — священник в Москве, Гавриил — в Нижнем Новгороде; Тихон Печерский — очевидно, архимандрит Печерского Вознесенского нижегородского монастыря (1649—1651); Иосиф Суздальский — игумен Дмитриевского суздальского монастыря (1641); «Конон Нижегороцкий» — протопоп, «тетрадки» которого были отобраны в 1666 г. при аресте игумена Феоктиста; Марфа — игуменья Вязниковского Введенского монастыря (1652); Андреян — вероятно, архимандрит Троице-Сергиева монастыря (1640—1656). Игнатий Иванов («Игнатей Бывшей») — бывший дьякон Соловецкого монастыря, известный в Поморье проповедник и писатель (автор челобитной царю Алексею Михайловичу и сочинения «О написании титлы на кресте»), отличался крайним фанатизмом и нетерпимостью (см.: Бубнов Н. Ю. Неизвестная челобитная дьякона Игнатия Соловецкого царю Федору Алексеевичу,— В кн.: Рукописное наследие древней Руси. Л., 1972, стр. 93—102). В послании в Москву Исидору (Памятники, стб. 945) Аввакум писал, что Игнатий «мятежит всею церковью», и упрекал его в невежестве («И азбуки не знает»)
Стр. 164
* Евфимий Великий — византийский святой, житие его читается в ВМЧ под 20 января,
*...Анисьшу сестру... — Анисья — известная в старообрядчестве игуменья в обители Мелании; сохранилось специальное обращение Аввакума к ней (Памятники, стб. 401—405).
*...дщери Каинове и Ламехове!—То есть последовательницы ветхозаветных убийц Каина и Ламеха (Книга Бытия, IV).
Стр. 165
* Елисей — ветхозаветный пророк, наказавший своего ученика за преступление проказой (Четвертая книга Царств, V, 27).
*...его же, аще свяжете... той разрешен.— Ср.: Евангелие от Матфея, XVI, 19.
*достоин бо делатель мзды своея — из Евангелия от Матфея,X, 10.
*...яко Марию Магдалыню...— См.: Евангелие от Луки, VII, 37—50; VIII, 2.
* «аще не имат... преже всех» — из Евангелия от Иоанна,VIII, 7.
* «братке, аще человек... тяготы носите» — из Послания ап. Павла к галатам, VI, 1—2.
* слово Божие... до самыя души — из Послания ап. Павла к евреям, IV, 12.
*...Ефремову книгу...— Книга Ефрема Сирина. И царю Алексею говорено о том.— Аввакум ссылается на свои видения, описанные в «пятой» челобитной Алексею Михайловичу.
Стр. 166
* Максим — личность его не установлена; возможно, это сын
дьякона Федора, живший в Москве.
* ходяще в премудрости ко внешним — из Послания ап. Павла кколоссянам, IV, 5.
* «идеже два... посреди их» — из Евангелия от Матфея, XVIII, 20.
ПИСЬМО АЛЕКСЕЮ КОПЫТОВСКОМУ
Алексей Копытовский, как об этом можно судить по письму,— один из любимых учеников Аввакума, скрывавшийся долгое время от преследований властей. Дату написания письма точно определить невозможно; очевидно, оно было написано спустя несколько лет после собора 1667 г., поставившего старообрядцев вне закона. Письмо печатается по списку конца XVIII — начала XIX в. (ГБЛ,* ф. 17, Ne 200, л. 273 об.—275).
Стр. 166
*...расселинах каменных... — Ср.: Книга пророка Исайи, И, 19.
* Лукиян — личность его не установлена.
* несть сообщения свету со тьмою — из второго Послания ап. Павла к коринфянам, VI, 14.
* Растлил он... самого Бог.— Из первого Послания ап. Павла к коринфянам, III, 17.
*...по непокаянному сердцу — из Послания ая. Павла к
римлянам, II, 5.
Стр. 167
*...изволися Духу... и мне... — Ср.: Деяния апостолов, XV, 28.
* предати тя... спасется — из первого Послания ап. Павла к коринфянам, V, 5.
*...месть Каинова, и Исавова, и Саулова... яко содомлян...— Чтобы усилить мысль о неизбежности наказания Богом нераскаявшегося в каком-то грехе Лукияна, Аввакум объединил в одной фразе несколько библейских сюжетов; месть Каинова...— Аввакум имеет в виду возмездие, постигшее братоубийцу Каина (Книга Бытия, IV); месть Исавова...— то есть месть Исава, преследовавшего своего брата Иакова, похитившего у него право первородства (Книга Бытия, XXV); месть Саулова—наказание, которое понес царь Саул, ослушавшийся Бога; содомляне — жители города Содома, сожженного ангелами за нечестие его жителей (Книга Бытия, XVIII—XX).
*...не наемник я... за овцы...— Ср.: Евангелие от Иоанна, X, 11—12. *...Максим...— См. прим. к стр. 222.
ПИСЬМО «ОТЦАМ СВЯТЫМ» И «ПРЕПОДОБНЫМ МАТКАМ»
Адресаты письма не установлены; оно написано в царствование Федора Алексеевича после января 1676 г. Письмо сохранилось в единственном списке XVII в. (ГПБ, O.XV1I, 37, л. 29—30), по которому и печатается.
Стр. 167.
* Всяк бо возносяяйся... вознесется.— Из Евангелия от Луки, XIV, 11.
* смирил себе... всякого имени — из Послания ап. Павла к филиппийцам, II, 8—9.
* взирающе на начальника... Исуса — из Послания ап. Павла к евреям, XII, 2.
ПИСЬМО «ОТЦАМ ПОМОРСКИМ»
Личности адресатов — Савватия, Евфимия, Тимофея и Авксентия — не установлены. Из письма явствует, что они уважаемые в старообрядчестве «отцы», ревностные поборники «старого благочестия», жившие, вероятно, в одной из обителей на берегу Белого моря. Время написания письма также не установлено. Письмо печатается по списку конца XVIII — начала XIX в. (ГБЛ, ф. 17. 200, л. 210 об — 212).
ПИСЬМО ИОНЕ И МОИСЕЮ
Письмо направлялось в Заволжье («здесь вас... за Волгою, на родине
моей...»), в керженские скиты, где скрывались многие противники никоновской реформы. Иона — по-видимому, адресат и других писем Аввакума, его земляк «Иона-нижегородец», широко известный деятель старообрядчества XVII в. Письмо относится к числу последних писем Аввакума конца 1670 — начала 1680 гг. (Аввакум называет себя здесь «сиротой», «осиротевша Бога и человек») и по типу весьма близко к письму «отцам поморским» (подробнее см.: Демкова, Малышев, стр. 168—170).
Публикуется по единственному списку XVIII в. (ГБЛ, ф. 17,
№ 1224, л. 1—2 об.).
Стр. 168.
* Горних... мудрствуйте...— Ср.: Послание ап. Павла к колоссянам, III, 1—3.
* Где иду и камо бежу?— Ср.: Псалтирь, CXXXVIII, 7.
Стр. 169.
* Обыдоша ны... нас.—Ср.: Псалтирь, XXI, 17.
* Ануфрий Великий — популярный византийский святой (день памяти 12 июня), египетский пустынник IV в., жизнь которого воспринималась как символ пустыннического жития.
* «Моисею, Моисею... посреде воды и воды».— Ср.: Книга Исход, XIV, 15—16.
*...един. Моисей... 600 000...— Ср.: Книга Исход, XII, 37—38.
* Афонасей Зубов с Лукою Рубашешником...— Эти имена впервые встречаются в сочинениях Аввакума; известен Лука — автор специального «челобитья за рубаху», упоминавшийся Ефросином в «Отразительном писании» (СПб., 1895, стр. 88—89) как сторонник «самоубийственных смертей».
ПИСЬМО «СТАРИЦЕ КАПТЕЛИНЕ»
* «Старица» Каптелина Мелентьевна — видная деятельница движения старообрядчества XVII в., противница «самоубийственных смертей», жившая в Ветлужских лесах, на Керженце и в Пошехонье (см.: Ефросин. Отразительное писание. СПб., 1895, стр. 11), «духовная дочь» Аввакума. Письмо, так же как предыдущее — Ионе и Моисею, относится к числу писем последних лет жизни Аввакума: его занимает мысль о необходимости монашеского, аскетического бытия; мирская жизнь, даже воспоминание о ней осуждаются здесь Аввакумом: «...маленько оплошись — так беда тогда случается: миршины захочю или ризами себя украсить, да старое то житие на ум побредет...» (подробнее см. Демков, Малышев, стр. 168—175).
Печатается по той же рукописи XVIII в. (ГБЛ, ф. 17, № 1224, л. 2 об.— 6 (единственный список),
Стр. 169.
* Виноград едемский именую тя... сладкоглаголивая.— Ср. весьма близкую формулу в обращении Аввакума к Ф. П. Морозовой и Е, П. Урусовой и к его другой «духовной дочери» — К. А. Болотовых (см.: Малышев В. И. Два неизвестных письма протопопа Аввакума.—ТОДРЛ, 1958, т. XIV, стр. 419).
Стр. 170
* Егда тя обыдут... пищу себе...— Ср.: Псалтирь, CIII, 21.
*...за молитв святых отец... Заступнице християном... Отступи, неприязнь.... а не блудить».— Аввакум использует здесь тексты различных молитв (ср.: Псалтирь с восследованием. М,, 1642, л. 257 об.; Требник Петра Могилы. Киев, 1646, ч. 3, л. 347 и др.).
* Сьюзиме плоти... помышления (когда утесняется плоть — смиряется сердце, когда сердцу дается воля — свирепеют помышления).— Ср.: Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова, V, 2; XVIII, 30.
*...заход выпрячешь...— То есть вычистишь отхожее место. : Стр. 229.
* Чернечествуй умови... вопросу и ответу...— Ср.: Ефрем Сирин. Поучения. М., 1647, л. 102—102 об.