Смекни!
smekni.com

Курса лекций по истории беларуси Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе (стр. 13 из 30)

7 Абсолютное большинство белорусов проживало в сельской местности - более 90% [1, 387].

Процесс формирования белорусской нации сдерживался общим направлением политики правительства. После подавления восстания 1863 г. царизм окончательно избавился от иллюзий относительно польского культурно-политического влияния на территории Беларуси и перешел на путь интенсивной русификации:

1) основой стало создание социальной базы политики – расширение русского землевладения.

2) Благодатная почва для русификации края – наличие многочисленного православного крестьянства. По переписи 1897 г. православные среди белорусов составляли 81,2 % [1, 387].

3) Школа была целиком переведена на русский язык обучения.

4) В официальной пропаганде насаждалась мысль белорусам, что они русские и не имеют никаких отличий, кроме локально-диалектических.

5) Усиленно насаждалась идеология «западноруссизма»: белорусы не самостоятельный этнос, а ответвление русского народа. Соответственно писалась белорусская история.

Итак, процесс формирования белорусской нации обуславливался особенностями и характером социально-экономического развития, направлением политики российского правительства, традиционными чертами национально-культурного развития. Все это привело к замедленному характеру формирования белорусской нации, ее самобытным чертам. Конец XIX – начало ХХ вв. - период, когда начинается национальное возрождение белорусского народа.

4 Культурная жизнь. Развитие научных знаний о белорусском народе

Культура белорусских земель находилась под сильным влиянием польской и, в меньшей степени, русской культур, что объяснялось как общественными условиями нахождения их в составе Речи Посполитой, а потом Российской империи, так и сознательной политикой руководящих кругов этих государств, направленной на денационализацию белорусского этноса. Только после шляхстского восстания 1830 – 1831 гг. царское правительство всерьез принялось за вытеснение польского языка и культуры, поднимая здесь знамя православия и единой русской народности. Полонизация сменилась и дополнялась русификацией.В конце XVIII - начале XIX вв. Беларусь в научном отношении оставалась неизученным краем. Совсем не было исследований о языке, фольклоре, этнографических границах расселения белорусов, истории Беларуси. Не существовало даже единого названия народа и страны. Так название «Беларусь» в то время закрепилось только за восточными губерниями - Витебской и Могилевской. Минская, Гродненская, Виленская носили название «Литва». Преимущественно безграмотное в своем большинстве белорусское население не выявляло себя особым отдельным народом. Свою национальную принадлежность оно определяло не по этничным (национальным), а по конфессиональным (религиозным) или местным приметам, называя себя «Тутыйшымi». Православие воспринималось или как «русская вера», а католичество – как «польская».

Условия развития культуры Беларуси тесным образом связаны с процессом становления белорусской нации; формирование творческой, национальной интеллигенции, начавшей дело национально-культурного возрождения, возникновением нового научного направления – белорусоведения.

Для пробуждения национального самосознания важное значение имела деятельность собирателей и исследователей фольклора, лингвистов, историков, этнографов.

Со второй половины XIX века национально-культурное движение превращается в главный фактор сохранения этнической самобытности белорусского народа и выступает движущей силой консолидации и формирования патриотизма к своему краю:

1) борьба за возрождение белорусского языка (Ф.Богушевич);

2) на базе возрождения национальной культуры ставятся вопросы о национально-государственном будущем белорусского народа;

3) молодая интеллигенция конца XIX века начала разрабатывать национальную концепцию исторического пути Беларуси (первая попытка сформулировать белорусскую национальную идею);

4) всестороннее изучение быта и традиций края;

5) первая национальная печать, выступившая в роли координатора процесса национального возрождения.

В этом процессе огромную роль сыграли газеты «Наша доля» (1906) и «Наша Нiва» (1906-1915). Газета выступала за национальное равноправие белорусского народа, развитие его культуры, искусства и литературы. С её участием выходил популярный «Беларускi каляндар», журналы «Саха», «Крапiва», «Лучынка». В начале XX века возникли белорусские издательства «Загляне сонца i у наша аконца» (Петербург), «Наша хата» (Вильно), «Саха» (Минск) и др. Они выпустили первые учебники на белорусском языке, «Першае чытанне для дзетак беларусау» Тётки, «Першая навука чытання» К. Каганца, отдельные произведения белорусских писателей, научно-популярные брошюры.

Беларусь стала объектом исследования российских учёных. Уже в 1773 году. Академия наук послала сюда две экспедиции - астрономическую и физическую. Во второй половине XIX века велись научные исследования истории языка, культуры и быта белорусского народа:

1) отделение русского языка и словесности Российской А.Н.

2) общество любителей естествознания, антропологии и этнографии при МГУ

3) вольное экономическое общество

4) в 1867 году в Вильно был создан Северо-Западный отдел Русского географического общества

5) в 1870 году в Петербурге был издан первый фундаментальный «Словарь белорусского наречия» И. Носовича

6) началась публикация исторических источников - «Акт ...»

7) большую роль в собирании белорусского фольклора и изучении этнографии Беларуси сыграли русские и польские учёные П.Владимиров, И. Срезневский, А. Соболевский, А. Потебня, М. Федеровский.

8) всесторонним исследованием края занимались белорусские учёные М. Довнар-Запольский, Н. Никифоровский, Е. Романов, М. Любавский, и др.

9) к 1914 году действовало более 50 научных и культурно-просветительских обществ;

10) развитие науки и техники в начале XX века связано с именами учёных-физиков А. Наркевича-Едки, Е.Сняткова, А.Садовского и талантливых инженеров М. Стульгинского, К.Павловского. Технические новшества - автомобиль, радио, теле фон, кинематограф - все в мире входили в повседневный обиход городского населения;

11) основатель белорусской трилогии У. Карский подготовил и частично опубликовал фундаментальную работу в 3-х томах "Беларусы", названную энциклопедией белорусоведения. В работе впервые доказывалась национальная самобытность белорусов как самостоятельного славянского этноса. Он составил карту расселения белорусов.

12) в литературе в начале XX века сложилось мощное реалистическое направление, которое является цветом белорусской национальной творческой мысли. Представлено произведениями Я.Купалы, Я.Коласа, Т.Гартного, М.Горецкого, А.Пашкевича и др. белорусов.

Итак, в условиях продолжительной колонизации и русификации белорусский народ сумел сохранить этнический облик и, несмотря на большие потери, отстоял свою национальную перспективу. Вторая половина XIX и начало ХХ вв. в истории белорусской культуры ознаменовались значительными достижениями.

Тема 2.1.7 Беларусь в период становления буржуазного общества (вторая половина XIXв.- февраль 1917г.). Борьба за демократию и национальное возрождение

1 Аграрная реформа 1861г. и механизм ее реализации на Беларуси.

2 Буржуазные реформы 60-70-х и контрреформы 80-90-х годов, особенности их проведения на Беларуси.

3 Сложности перестройки экономики Беларуси на капиталистический путь. Столыпинские реформы.

4 Революция 1905-1907гг. на Беларуси.

5 Первая мировая война и Беларусь.

6 Социально-экономический кризис в России и февральская революция 1917г. Особенности двоевластия в Беларуси.

1 Аграрная реформа 1861г. и механизм ее реализации на Беларуси

Беларусь из страны шляхетских вольностей вошла в состав строго центральной монархической Российской Империи. Поэтому все последующие развитие Беларуси надо рассматривать в тесной связи с историей России, её огромного влияния на судьбу своего западного края. Вместе с тем, в значительной мере на территории Беларуси сохранялись и традиции Речи Посполитой, влияние польской шляхты и культуры. Отсюда и многие особенности дальнейшего развития нашей Родины в составе России.

К середине ХIХ века явственно проявилось отставание России от передовых капиталистических государств в экономической и социально–политической сферах. Отставание стало таким, что России грозила опасность оказаться навсегда вне пути мировой цивилизации. Взволнованное общественное мнение требовало перемен. Поэтому главной целью внутренней политики царизма приведение социально – экономической системы России в соответствии с потребностями времени. Одновременно не менее важной задачей было сохранение самодержавия и господствующего положения дворянства – опоры абсолютизма. Вот почему реформационный процесс был непоследователен, преобразования не проводились комплексно.

Отмена крепостного права в России стало свидетельством процесса модернизации, связанного с переходом от феодальных к буржуазным отношениям. Аграрный вопрос к середине ХIХ века стал острейшей социально – политической проблемой в России. Феодальные отношения почти исчерпали все свои ресурсы для внутреннего развития:

1) феодальные отношения препятствовали развитию капитализма; 2) крестьяне уже не могли обеспечить нормальные условия для самовоспроизводства; 3) 2/3 их помещичьих хозяйств были нерентабельны. Дворянство усиленно переводит своих крепостных на барщину, а это ещё больше обостряет ситуацию; 4) промышленное развитие страны в те годы было затруднено, так как предпринимательское деятельность организовывалась помещичьей собственностью на землю и крестьян, а подневольный труд крепостных был непроизводителен, затруднял технический процесс; 5) усиление феодальной эксплуатации крестьян усиливает их сопротивление; 6) Военно-техническая отсталость России ухудшила внешнеполитические позиции Империи.