Смекни!
smekni.com

Курса лекций по истории беларуси Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе (стр. 5 из 30)

Например, во второй половине 11в., при Всеславе Чародее (1044-1101гг.), Полоцк начинает проводить самостоятельную политику, которая не всегда вписывалась в планы Ярослава Мудрого. Поэтому киевские летописцы и присвоили Всеславу Полоцкому прозвище «Чародей», что указывало на то, что все его успехи не от Бога. Всеслав возводит в Полоцке Софийский собор, который на Руси был символом могущества и самостоятельности (по образу Константинополя, где София играла роль главного собора). На Руси Софии были только в Киеве, Новгороде и Полоцке — 3 центра, заявлявших о своём преобладании в регионе. Тогда же Полоцк начинает бороться за подчинение Северной Руси. В 1066г. полоцкие дружины захватили и ограбили Новгород. В 1067г. установили свой контроль над Новогородком (совр. Новогрудок), который давал возможность контроля над литовскими племенами. Чтобы воспрепятствовать усилению Полоцка сыновья Ярослава пошли войной на него. 3 марта 1067г. состоялась битва древнерусских дружин на реке Немиге с которой связано первое упоминание о Минске. Всеслав отступил. Этот этап борьбы закончился его пленением под Оршей. Оказавшись в киевском остроге, в 1068г. в результате народного восстания, вече его избрало князем киевским, но Всеслав отказывается и возвращается в Полоцк, понимая, что в ином случае нарушит порядок престолонаследования, против чего могут выступить все Рюриковичи (коим он сам и являлся).

Укреплению позиций Полоцкого княжества способствовало и то, что оно смогло подчинить своему политическому влиянию балтские племена Нижнего Подвинья (земгалов, корсь, нарому (латыголь)). Во второй половине 12в. в низовьях Западной Двины возникают 2 зависимых от Полоцка города — Герцике и Кукенойс. Однако дробление Полоцкого княжества в 12в., появление и усиление крестоносцев в Прибалтике вели к его ослаблению.

Туровское княжество имело существенное экономическое значение: по Припяти осуществлялась торговля с центрально европейскими странами. Святополк (сын Рогнеды) получил в управление Туров. Во время своего княжения он женился на польской принцессе и начал потворствовать проникновению в своё княжество священников, признававших главенство Папы Римского. Однако сам он вероятнее всего оставался язычником, как и большинство его подданных. После смерти Владимира он по праву занял Киевский престол, но против его выступает киевская христианизированная знать и его брат Ярослав, сидевший тогда в Новгороде. Всё закончилось победой Ярослава (Мудрого).

Полоцкое и Туровское княжества находились на торговых путях, и контроль над ними усиливал мощь Киева, но успешно контролировать получалось только Туров, т.к. это княжество находилось в непосредственной близости от Киева.

3 Социально-экономическое развитие западных земель Руси в IXXII вв.

Княжества на территории Беларуси, как и другие княжества Древней Руси, были раннефеодальными восточноевропейскими государствами.

Феодализм – общественный строй, основанный на сочетании крупной земельной собственности класса феодалов и мелкого индивидуального хозяйства крестьян, эксплуатируемых с помощью внеэкономического принуждения. Внеэкономическое принуждение — безвозмездное присвоение части результатов крестьянского труда по праву на феодальную земельную ренту, выступавшую в виде барщины, натурального или денежного оброка. Земельная рента – натуральная, денежная или отработочная плата феодалу за пользование землёй.

Основные классы-сословия:

- феодалы (светские и духовны);

- крестьяне;

- городское торгово-ремесленное население.

Сословная иерархия в среде светских феодалов.

Великий князь Киевский (старший в роду, удел – Киевское княжество, по праву старшинства мог воздействовать на других князей (удельных князей Киевской Руси)).

Удельные князья (Полоцкий, Туровский, Смоленский и другие), «младшие» родственники Киевского князя, обязанные прислушиваться к мнению старшего в роду.

Бояре — вассалы удельных князей, т.е. бывшая родоплеменная знать и высшие дружинники, владевшие землёй в княжеских уделах.

Дружинники — вассалы князей или бояр, владели землёй в удельных и боярских землях и составляли основу войска.

Верховная политическая власть принадлежала князю, который правил, опираясь на поддержку знати (Боярской думы), существенную роль играло и вече (народное собрание), которое по традиции имело права приглашения и изгнания князя, решало вопросы войны и мира, обсуждения принимаемых князем законов. Боярская дума имела функции совещательного органа и символизировала права и автономию вассалов, имела право «вето» по отношению к княжеским решениям.

В низу социальной лестницы при феодализме стояли крестьяне. Крестьяне объединялись в территориальную общину "мир", "весь", которая отвечала перед землевладельцем за порядок и повинности по принципу "круговой поруки" (все отвечают за провинности одного).

Формы феодальной зависимости крестьянства:

- экономическая зависимость (сохранение личной свободы, но выполнение повинностей в пользу господина за пользование землёй);

- личная зависимость (лишение личной свободы и возможности распоряжаться собой).

Категории крестьян:

- люди, смерды - свободные общинники, в более поздний период (по мере укрепления феодальной собственности на землю и закабаления крестьян, начинает преобладать термин «смерд», обозначающий простолюдина);

- закупы - временно зависимое состояние, до возращения долга («купы») (человека, получившего купу (в долг), хлеб или что-либо, т.е. закупа, нельзя было держать в личной зависимости более года);

- рядовичи - временно зависимое состояние, на период выполнения договора («ряда»);

- изгои - лично свободные, но не участвующие в самоуправлении общиной крестьяне;

- челядь - лично зависимое от феодала население, выполнявшие работы в палатах (слуги);

- холопы - лично зависимое население, со временем — основная производительная сила в феодальном поместье. В древнерусских документах холопы часто называются «рабами», но в данном случае это является указанием на их личную зависимость, что сближало их положение с рабами, но холопы могли иметь собственность и семью, что говорит о принадлежности их не к классу рабов, а лично зависимой категории крестьянства.

Город. По мере роста производительных сил стало возможным отделение ремесла от сельского хозяйства. Одними из первых обособились кузнецы. По мере превращения бывших центров союзов племён, где проживала знать и дружина, приграничных крепостей, торговых пунктов в города, происходит концентрация ремесла в них и усиливается ремесленная специализация. По летописным данным известны такие города как Полоцк (упоминается в 862г.), Витебск, Менск, Лукомль, Орша, Туров (980г.), Берестье, Пинск, Слуцк, Прупой (Славгород) и др. В начале 13 в. на территории Беларуси насчитывалось около 40 городов, в том числе и Новогородок (совр. Новогрудок).

4 Духовная жизнь восточных славян. Культура Беларуси (IXXIIIвв.)

Духовная жизнь восточных славян до принятия христианства не отделима от мифологического сознания. Мифология — первая форма идейного сознания, она синтезировала в себе различные элементы культуры, развивала воображение, содействовала духовному культурному прогрессу. В мифе осуществлялся процесс очеловечивания окружающей природы, на которую переносились сущностные силы человека, наделённые атрибутом беспредельного могущества. Эстетическое было слабо дифференцировано из позитивной оценки явлений вообще, которая противостояла негативной оценке явлений противоположного порядка (хорошо = красиво = любо).

Всеобщим благом и универсальной красотой был свет. Этимологически тождественны слова свет, светлый, светить и свят, святой, священный. Понятие цвета, блеска, сверхъестественной силы связаны с водой, огнём и др. явлениями природы. Например, предвестником Солнца является Венера (богиня Лада у белорусов и литовцев), Лада-богиня любви. Ладо = любимый друг/ подруга, «ладны» - красивый, здоровый, добротный, мощный, «ладзиць» -- жить в согласии, создавать что-либо, «лад» - согласие и любовь. Красный цвет, отождествляется с красотой, но внешней. Красно-солнышко, красна-девица, красавик (апрель), красоваться (цвести).

Благо и красота рассматривались как единое целое и в условиях мифологического сознания персонифицировались в образах языческих богов.

Язычество – религиозная система, которая наделяет реальные силы и явления природы, окружающие предметы сверхъестественными свойствами и с помощью обрядов, неких магических действий пытается воздействующая на мир.

До принятия християнства у славян было многобожие. Среди восточнославянских богов известны: Велес — бог скота, торговли и богатства, у белорусов он также является покровителем загробного царства; Дажбог, Хорс, Ярила — различные воплощения Солнца; Стрибог — бог ветра, вихря и вьюги; Мокошь, вероятно, супруга Перуна, которая ведет свое начало от "матери сырой земли", богиня плодородия, воды, впоследствии покровительница женских работ и девичьей судьбы; Симаргл — единственное зооморфное существо в пантеоне древнерусских богов (священный крылатый пес, возможно, иранского происхождения). Симаргл является божеством низшего порядка, которое охраняло семена и посевы. Постепенно возвышается бог грозы Перун. Перун индоевропейский бог войны, молнии, покровитель мужского начала, князя, дружины, возвышается в славянском пантеоне по мере возвышения роли войны, княжеской власти и формирования государства.

Принятие христианства (988г.) привело к перевороту в духовной жизни восточных славян. Принятие христианства варварами, входившими ранее в первобытную периферию Древнеримской империи, способствовало не только усвоению неких религиозных постулатов, но и утверждению строгой общественной иерархии, заимствованию правовых, моральных и др. норм, достижений науки, образования, искусства. Особое значение принятие христианства имело для культурного прогресса южных и восточных славян, т.к. оно несло письменность на понятном языке. Болгары Кирилл и Мифодий создали славянскую азбуку (глаголицу), которая стала предшественницей кириллицы. Славянский язык стал одним из языков богослужения, образования, науки. В то время как в католической Европе господствовала латынь (мёртвый язык) и даже некоторые короли не умели читать и писать, ибо национальных письменных языков там ещё не существовало, и грамотность была уделом монахов и священников, на Руси даже простые горожане писали друг другу «берёсты» (письма, записки на бересте).