Смекни!
smekni.com

Курса лекций по истории беларуси Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе (стр. 4 из 30)

Тема 2.1.2 Становление христианской цивилизации в Европе и Беларуси

2.1.2.1 Происхождение христианства. Славяне и христианство.

2.1.2.2 Княжества на территории Беларуси. Западные Земли Руси и Киев.

2.1.2.3 Социально-экономическое развитие западных земель Руси.

2.1.2.4 Духовная жизнь восточных славян. Культура Беларуси (IX –XIIIвв.).

1 Происхождение христианства. Славяне и христианство.

Христианство возникло в Палестине в 1в. н.э. Первоначально основой раннехристианских общин были рабы, вольноотпущенники и мелкие ремесленники. Во 2-3 вв. серьёзное влияние в них начинают приобретать представители сенаторства и военных кругов, что способствовало нивелированию социального радикализма раннего христианства.

К 4 в. императорская власть Рима восприняла христианство, как идеологическую основу консолидации многоэтничной империи и средство успокоения трудящихся масс надеждами на воздаяние после смерти. Став государственной религией Рима, христианство начало приспосабливаться к политической жизни и политической децентрализации. Основные противоречия возникали между Римом и Константинополем.

Восточные славяне приняли христианство в 988г.

Основные причины принятия христианства восточными славянами:

1. христианство представляло идеологическую основу для централизации государства.

2. христианство оправдывало и объясняло социальную иерархию, без чего не возможно развитие социально-экономической сферы.

3. христианство способствовало росту внешнеполитического значения Руси.

В отличие от Древнего Рима, где христианство распространялось от социальных низов к господствующим слоям, у восточных славян сначала христианство принимали представители правящей династии. Киевский князь Владимир стоял перед выбором между иудаизмом (Хазарский каганат), исламом (Волжская Булгария) и христианством. Выбор Владимира в пользу христианства был обусловлен тем, что христианские государства представляли наиболее активную силу в Европе и путь «из варяг в греки» ориентировал на сотрудничество именно с ними. Выбор в пользу восточного христианства был обусловлен тем, что Византия представляла собой высокоразвитое государство, входившее в зону непосредственных экономических и военных интересов Древней Руси, кроме того, династический брак с Византией повышал влияние Руси в христианском мире. В 988г. киевский князь Владимир крестил Русь и женился на сестре Византийского императора Василия II — Анне. В 992г. была основана православная епархия в Полоцке. Распространению христианства способствовали такие деятели того периода как Ефросинья Полоцкая, Кирилл Туровский, Авраамий Смоленский, а также князья, которые властью своей и средствами поддерживали строительство соборов, монастырей, дарили им земли.

Значение принятия христианства. Христианство способствовало не только культурному прогрессу, распространению письменности на славянском языке (в отличие от католической Европы, где господствовала мёртвая латынь), но и содействовало политической централизации и культурной консолидации восточных славян. Принятие христианства привело к повышению международного статуса Руси. Были установлены широкие политические контакты, в частности посредством брачных связей с правящими домами Польши, Франции, Венгрии, Норвегии и др. Также принятие христианства способствовало становлению основ феодализма. Именно с развитием феодализма и господством религиозного мировоззрения (в Европе – христианства), связано понятие «Средних веков». Средневековье — условное название периода, который следует за рабовладельческим или первобытнообщинным строем и предшествует зарождению капиталистического общества.

Феодализм – общественный строй, основанный на сочетании крупной земельной собственности класса феодалов и мелкого индивидуального хозяйства крестьян, эксплуатируемых с помощью внеэкономического принуждения. Внеэкономическое принуждение — безвозмездное присвоение части результатов крестьянского труда по праву на феодальную земельную ренту. Земельная рентанатуральная, денежная или отработочная плата феодалу за пользование землёй. Формы феодальной ренты: барщина, натуральный или денежный оброк, церковная десятина. Утвердившаяся в период феодализма относительная хозяйственная самостоятельность крестьянина (в сравнении с положением раба при рабовладельческом строе) создала условия для повышения производительности труда. Этим определяется историческая прогрессивность феодализма по сравнению с рабовладением и первобытнообщинным строем.

Таким образом, возникновение и распространение христианства вело не только к культурному и политическому, и социально-экономическому преобразованию региона.

2 Княжества на территории Беларуси. Западные Земли Руси и Киев

Первые государственные образования на территории Беларуси относятся к Древнерусскому периоду (9-12 вв.) Они сложились на основе восточнославянских племенных союзов. Можно выделить 2 мощных восточнославянских государства-княжества, возникших на территории Беларуси, -- Полоцкое (кривичи) и Туровское (дреговичи).

Основные этапы становления и развития Киевской Руси (Древней Руси) – древнего восточнославянского государства.

Первый этап становления связан с разложением родоплеменного строя у восточных славян, что в основном совпало с процессом колонизации ими Восточной Европы и создания племенных союзов – территориальных образований в которые могли входить и неславянские племена, признавшие доминирование славян.

Второй этап – с 862г., со времени призвания Рюрика с дружиной новгородцами на правление. В тот период это «правление» вероятнее всего ограничивалось правом руководства войском, сбора дани и подержанием порядка в интересах новгородской родовой аристократии, призвавшей варяга и его дружину. Известны и другие князья из варягов: в Полоцке на Западной Двине — Рогволод (что свидетельствует о независимости Полоцкого княжества до 80-х гг. Хв.), в Киеве — Аскольд и Дир, откуда они в 860 году совершили военный поход на столицу Византии – Константинополь.

После смерти Рюрика в Новгороде остался его малолетний сын Игорь (Ингвар, Yngvar). Правителем при малолетнем князе стал один из дружинников Рюрика – Олег (Хельг, Helg). Олег в 882 г. захватил Киев, сверг Аскольда и Дира и превратили Киев в экономический и политическим центр земель, подвластных Рюриковичам. Приемник Олега — Игорь, сын Рюрика, (правил в 912-945) продолжил объединение восточно-славянских племён.

Внешнеполитические позиции Киевской Руси упрочились в 3-й четверти 10в. в результате энергичной государственной и военной деятельности Святослава Игоревича (княжил в 945-972/973?/гг.), который вёл войны с Хазарским каганатом, Византией, болгарами, печенегами и др.

Окончание формирования Древнерусской государственности можно связать с Владимиром Святославичем (правил 980-1015гг.). Он завершил как территориальное, так и идеологическое оформление данного государства. Уничтожив полоцкую варяжскую династию и насильственно женившись на единственной её представительнице – Рогнеде дочери Рогволода, он присоединил это мощное восточнославянское княжество, находившееся на пути из варяг в греки. В целях укрепления своей власти над древнерусскими княжествами Владимир провёл административную реформу. Он рассаживает своих сыновей в наиболее значимых княжествах, что должно было препятствовать возникновению сепаратистских устремлений, т.к. старший из них мог претендовать на главный (т.е. Киевский) престол. Принятие Владимиром христианства, также способствовало политической консолидации восточнославянских земель-княжеств.

После Владимира разразилась очередная династическая война среди его сыновей, что с одной стороны свидетельствовало о признании значения Киевского престола, с другой — об отсутствии единства княжеств, входивших в раннефеодальную Древнюю Русь, которая не являлась примером унитарного государства. В этой войне выиграл Ярослав Мудрый (правил в 1019-1054).

При Ярославе Мудром (сыне Рогнеды и Владимира) Киевская Русь стала крупнейшим государством средневековой Европы. Она занимала огромную территорию — от Таманского полуострова на юге до верховьев Северной Двины на Севере, от Днестра и верховьев Вислы на западе до верховьев Дона и Волги на востоке. Киев имел тесные торговые связи со многими государствами Востока и Запада. Были установлены широкие политические контакты, в частности посредством брачных связей с правящими домами Польши, Франции, Венгрии, Норвегии и др. Например, он сам был женат на шведской принцессе, его дочь Анна была замужем за французским королём, дочь Елизавета – за венгерским королём, дочь Анастасия – за норвежским королём, сын Ярослава Всеволод стал зятем византийского императора Константина Мономаха.

Однако по мере укрепления феодальной собственности на землю власть Киева превращалась во власть старшего в роду князей, которому при возможности можно не подчиняться. Например, в 11в. войска Полоцкого княжества, ходили с походами на Новгород, Псков, воевали с Киевом. Вместе с тем они признавали себя в качестве князей «русских», но, признавая номинальное главенство Киева, при возможности старались ему не подчиняться (особенно при Всеславе Чародее).

Завершающим этапом в политическом и социально-экономическом развитии Древней Руси является феодальная раздробленность. Рост экономической мощи городов - центров земель (Новгород, Чернигов, Полоцк и др.) сопровождался борьбой князей с одной стороны за Киев, с другой стороны за политическую независимость от Киева.