Смекни!
smekni.com

Осмотр как следственное действие (стр. 3 из 13)

2. Следователь обязан организовать проведение осмотра так, чтобы не оставить вне поля зрения ни одного обстоятельства, имеющего значение для дела. Версии, которыми он руководствуется при осмотре, помогают ре­шить вопрос об относимости к делу обнаруженных при осмотре данных. Од­нако те объекты, относимость которых к делу не очевидна, но возможна, подлежат изъятию для последующего исследования. Нужно иметь в виду, что относимость к делу некоторых фактических данных может выясниться лишь впоследствии, в результате сопоставления их с полученными доказа­тельствами или даже специального исследования их экспертом.

Следователь должен обладать такими качествами, как наблюдатель­ность, внимательность и терпеливость. Поспешный, поверхностный осмотр не помогает расследованию дела, а, наоборот, создает дополнительные труд­ности.

Методичность и последовательность осмотра заключаются в правиль­ной организации и планомерном проведении осмотра. Методичность—это применение наиболее эффективных для данных объектов и в данной обста­новке методов и приемов осмотра. Последовательность—это строго опреде­ленный порядок действий, которым руководствуется следователь.

Своевременность осмотра заключается в проведении его сразу же, как только в нем возникает необходимость. Это тактическое требование направ­лено на обеспечение максимальной сохранности к моменту осмотра его объ­ектов и прямо влияет на эффективность и результативность данного следст­венного действия.

Так, например, по делу о краже следователь вместо того, чтобы немед­ленно выехать на место происшествия и произвести его осмотр, начал доп­рашивать лиц, которых потерпевший подозревал в совершении преступле­ния. Когда же после бесполезных допросов следователь, наконец, прибыл на место кражи, оказалось, что жена потерпевшего произвела уже там тщатель­ную уборку: выбросила осколки оконных стекол, разбитых преступником, вымыла пол, на котором имелись следы его обуви, и протерла полированные поверхности мебели специальным составом, уничтожившим следы рук, ко­торые, по ее словам, имелись на мебели. Допущенное промедление с осмот­ром поставило следствие в очень затруднительное положение, так как ряд ценных доказательств совершения преступления был уничтожен. Именно поэтому в некоторых случаях, например применительно к осмотру места происшествия, требование своевременности осмотра перерастает в требова­ние неотложности его проведения, то есть осуществления осмотра немед­ленно, как только следователю стало известно о происшествии.

Объективность осмотра — это прежде всего исследование и фиксация всего обнаруженного при осмотре в том виде, в каком оно было в действи­тельности.

Элементы субъективного неизбежны при осмотре. Восприятие объек­тивной действительности - в данном случае объектов осмотра -следователем носит субъективный характер, но, как известно, наши субъективные пред­ставления о действительности носят характер объективных истин, если со­держание представлений правильно отражает эту действительность. Следо­вательно, речь идет не о том, чтобы устранить субъективность восприятия объектов осмотра следователем, ибо это невозможно, а о том, чтобы устра­нить то субъективное, что не является отражением действительности, мак­симально точно запечатлеть осмотренное. Поэтому закон содержит требова­ние описывать в протоколе осмотра, все так и в той последовательности, как производился осмотр.

Объективность осмотра проявляется еще и в том, что следователь при осмотре не должен отдавать предпочтения ни одной из проверяемых им вер­сий, а обязан исследовать объекты осмотра с точки зрения всех возможных версий, без предвзятости и предубеждения. Наконец, объективность осмотра

проявляется также и в том, что в протоколе, отражающем результаты осмот­ра, нельзя приводить выводы, заключения и предположения следователя.

К объективности примыкает и тесно связана с ней полнота осмотра. Она означает обеспечение при осмотре выявления, фиксации и исследования всех тех фактических данных, которые имеют доказательственное значение по делу. Чтобы осмотр был полным, необходимо широко применять научно-технические средства и приемы собирания и исследования доказательств, умело использовать их. Применение научно-технических средств и приемов при осмотре существенно расширяет пределы исследования и позволяет об­наружить такие данные, которые в противном случае остались бы незаме­ченными.

Следователь обязан так организовать проведение осмотра, чтобы не оставить вне поля зрения ни одного обстоятельства, имеющего значение для дела. Версии, которыми руководствуется при осмотре следователь, помогают ему решить вопрос об относимости к делу обнаруженных при осмотре дан­ных. Те объекты, которые, возможно, относятся к делу, должны изыматься для последующего исследования и решения вопроса о их значимости для следствия. Нужно иметь в виду, что относимость к делу некоторых фактиче­ских данных может выясниться лишь в результате сопоставления их с полу­ченными доказательствами или даже в результате специального исследова­ния их экспертом.

Залогом полноты и всесторонности осмотра являются такие качества следователя, как наблюдательность, внимательность и терпеливость. По­спешный, поверхностный осмотр не помогает расследованию дела, а, наобо­рот, создает дополнительные трудности. Полнота осмотра означает, кроме того, такое его проведение, которое исключает необходимость повторного осмотра по мотивам недостаточности первоначального.

Каждый из видов следственного осмотра имеет свои особенности, ис­ходя из которых определяют тактику его проведения. Однако существует ряд

положений процессуального и тактического характера, общих для всех ви­дов следственного осмотра и равно применимых при производстве следст­венного осмотра любого из указанных видов.

Общие положения процессуального характера. Процессуальный поря­док следственного осмотра и освидетельствования предусмотрен ст. ст. 176-180 УПК. Р.Ф. В соответствии с законом следственный осмотр должен произво­диться следователем лично в присутствии понятых. Следователь вправе при­влечь к участию в осмотре обвиняемого, подозреваемого, потерпевшего, свидетеля, защитника. В необходимых случаях для участия в производстве осмотра следователь может пригласить соответствующего специалиста - криминалиста, медика, инженера той или иной специальности, товароведа и т. п. При осмотре трупа приглашение судебно-медицинского эксперта, а при невозможности его участия — иного врача, является обязательным.

Осмотр места происшествия является единственным следственным действием, которое закон в случаях, не терпящих отлагательства, разрешает проводить до возбуждения уголовного дела в целях обнаружения признаков преступления.

При осмотре неизбежны элементы субъективного подхода. Они неиз­бежны потому, что восприятие следователем объективной действительности — в данном случае объектов осмотра — носит субъективный характер. Но, как известно, субъективные представления о действительности носят харак­тер объективных истин, если содержание представлений правильно отражает эту действительность. Следовательно, речь идет не о том, чтобы устранить субъективность восприятия объектов осмотра следователем, ибо это невоз­можно, а о том, чтобы устранить то субъективное, что не является отражени­ем действительности, максимально точным запечатлением осмотренного. Поэтому закон содержит требование описывать в протоколе осмотра и освидетельствования все в той последовательности и в том виде, в каком обнаруженное наблюдалось в момент осмотра, чтобы свести к минимуму несоответствие между протоколом и результатами этого следственного действия.

Вместе с тем следственный осмотр не производится «вообще», вне то­го или иного представления следователя о расследуемом событии: о меха­низме происшествия, о причинах образования следов и пр. Поэтому объек­тивность осмотра проявляется еще и в том, что следователь при проведении этого следственного действия не должен отдавать предпочтения ни одной из проверяемых им версий, а обязан исследовать объекты осмотра с точки зре­ния всех возможных версий, без предвзятости и предубеждения. Наконец, объективность осмотра проявляется также и в том, что в протоколе, отра­жающем результаты осмотра, не должны приводиться выводы, заключения и предположения следователя. Результаты осмотра и их письменное отраже­ние — протокол — являются основой умозаключений следователя об уви­денном, об обнаруженном при осмотре. Но сами умозаключения — оценки, предположения — остаются за рамками протокола, представляющего собой только «снимок» действительности без комментариев следователя.

С объективностью осмотра тесно связана его полнота. Полнота осмот­ра означает обеспечение при осмотре выявления, фиксации и исследования всех тех фактических данных, которые имеют доказательственное значение по делу. Для реализации этого требования при осмотре необходимо широко применять научно-технические средства и приемы собирания и исследова­ния доказательств, умело пользоваться этими средствами и приемами. При­менение их при осмотре существенно расширяет пределы исследования и позволяет обнаружить такие данные, которые в противном случае остались бы незамеченными.

Активность осмотра состоит, во-первых, в том, что следователь произ­водит осмотр в силу своего служебного положения, независимо от побужде­ния заинтересованных лиц, и, во-вторых, в том, что он действует активно, принимая все меры к обнаружению следов преступления, проявляет творческую инициативу в выполнении своего служебного долга, настойчивость и упорство в деле раскрытия преступления и изобличения преступника. Ак­тивность предполагает целеустремленность действий следователя, постанов­ку им определенных задач, которые он рассчитывает разрешить в ходе след­ственного осмотра.