Смекни!
smekni.com

Осмотр как следственное действие (стр. 6 из 13)

5) принимает меры по поступившим от участников осмотра и иных лиц заявлениям, относящимся к осмотру места происшествия.

Осмотр места происшествия завершается критической оценкой следо­вателем проделанной работы с точки зрения ее полноты и успешности. Вы­соко оценивая важность следственного осмотра места происшествия, следо­ватель в то же время должен помнить, что данные осмотра, не подкреплен­ные другими доказательствами, недостаточны для разрешения дела по суще­ству.

Версии при осмотре места происшествия. Результаты осмотра места происшествия дают следователю необходимый материал для построения следственных версий и, таким образом, в известном смысле имеют направ­ляющий характер для расследования в целом. Однако было бы неправильно полагать, во-первых, что версии формируются только после осмотра, во-вторых, что сам осмотр места происшествия производится вне всяких пред­положений следователя о характере и механизме того события, признаки ко­торого обнаружены на данном месте.

Мыслительная деятельность следователя по конструированию версий осуществляется непрерывно на всем протяжении осмотра. Каждое новое об­стоятельство, обнаруживаемое в ходе осмотра, включается в качестве логи­ческого звена в цепь умозаключений, подтверждает возникшее предположе­ние или принуждает отказаться от него и выдвинуть новое. Этот процесс, в котором участвуют и интуиция следователя, и его догадки, и достоверные данные, есть результат сложной мыслительной работы, без которой осмотр утратил бы свой познавательный характер. Но уже приступая к осмотру, сле­дователь руководствуется определенными, возникшими у него при самом общем ознакомлении с местом происшествия представлениями о событии, которое могло произойти. В качестве таких представлений фигурируют обычно типичные версии, т. е. самые характерные объяснения встретившей­ся ситуации, основанные на обобщении следственной практики. Так, на основе сообщения об обнаружении трупа следователь уже может предполо­жить, что произошло: либо убийство, либо самоубийство, либо несчастный случай или имела место ненасильственная смерть. Сообщения об обнаруже­нии на двери магазина взломанных запоров достаточно для того, чтобы предположить, что-либо совершена кража (или покушение на кражу), либо налицо инсценировка кражи (или покушения на кражу). Таким образом, при­ступая к осмотру, следователь располагает каким-то вероятным представле­нием о событии, т. е. версией.

Совершенно очевидно, что типичные версии, определяя механизм происшествия в самых общих чертах, играют для следователя роль лишь приблизительных ориентиров. Они и возможны только в силу ограниченно­сти исходной информации, объем которой исчерпывается, как правило, од­ним фактом (труп, взломанный замок и т. п.). По мере накопления в ходе ос­мотра доказательственной информации типичные версии конкретизируются, возникают частные, подтверждаются или опровергаются. Но во всяком слу­чае нужно иметь в виду, что на всех этапах осмотра места происшествия сле­дователь руководствуется имеющимися у него версиями, что версии эти есть на всех этапах, а не возникают только по окончании осмотра. Без версий ос­мотр не был бы целеустремленным.

2.2 Осмотр трупа на месте его обнаружения

С осмотром трупа на месте происшествия следователю приходится сталкиваться при производстве расследования по различным категориям дел (бандитизм, убийство, самоубийство, дорожное происшествие, пожары и т. п.). Тактика осмотра трупа на месте его обнаружения рассматривается в сле­дующем параграфе, здесь же ограничимся некоторыми замечаниями об ор­ганизационной стороне этого осмотра.

Труп человека является центральным объектом места происшествия это, конечно, не означает, что во всех случаях осмотр места происшествия должен начинаться с осмотра трупа, но следователь обязан особенно внима­тельно и тщательно его осматривать.

На месте обнаружения трупа следователь производит его наружный осмотр. Осмотр трупа осуществляется следователем в присутствии понятых с обязательным участием судебно-медицинского эксперта, а при невозмож­ности его участия—иного врача (ст. 178 УПК).

Наружный осмотр трупа состоит из двух стадий общего и детального осмотра.

При этом обязательно исследуется следующее.

1. Поза трупа и его положение на месте происшествия. Общий осмотр начинается с фиксации местонахождения трупа, его положения по отноше­нию к окружающим предметам на месте происшествия, общего вида и позы трупа, т. е. расположения относительно друг друга его частей. Положение и поза трупа имеют существенное значение для формирования версий о меха­низме происшествия. Если трупу придана искусственная поза, в которой он удерживается какими-либо приспособлениями, то они должны быть тщательно осмотрены и описаны. Об изменении положения трупа на месте про­исшествия и его позы против первоначальных свидетельствуют прежде всего расположение и характер трупных пятен. Трупные пятна могут исчезать при перемещении трупа и изменении его положения и образовываться в других частях трупа только в течение первых 6—8 час после смерти. Через 10—12 час трупные пятна не исчезают совсем, лишь частично перемещаются, а к концу первых суток после смерти при перемещении трупа уже не меняют своего расположения.

Предметы, на которых лежит труп, оставляют отпечатки на трупе в ви­де бледных пятен или рельефных следов в результате сдавливания сосудов и воспрепятствования тем самым натеку крови. Но подобные отпечатки могут оставлять на коже трупа и предметы, находящиеся в карманах одежды трупа, — портсигар, ключи и пр.

Осматривая труп, необходимо внимательно исследовать поверхность пола, грунта, предметов, на которых лежит труп, и сопоставить их с обнару­женными на коже трупа оттисками. Если между формой найденных под тру­пом предметов и очертаниями следов на коже трупа имеются различия, то можно сделать вывод, что труп был перемещен. Признаком изменения по­ложения трупа является нарушенное трупное окоченение, а также некоторые другие следы: кожные ссадины посмертного происхождения, кровяные по­лосы и т. п.

2. Внешнее состояние одежды на трупе. Как поза трупа, внешний вид одежды на трупе имеет весьма существенное значение для установления ме­ханизма происшествия. Известно, например, какое серьезное доказательст­венное значение имеет состояние одежды потерпевшей по делам об изнаси­ловании с последующим убийством. Точно так же по делам о самоубийстве положение частей одежды на трупе дает представление об изменениях в ее состоянии, связанных с данным способом самоубийства.

3. Орудия причинения смерти, обнаруженные на трупе. Орудия причи­нения смерти осматриваются в процессе осмотра трупа лишь в тех случаях, когда они находятся непосредственно на трупе (например, затянутая на шее петля).

В тех случаях, когда орудие причинения смерти механически соедине­но с трупом (петля на шее трупа, кинжал, торчащий из груди трупа, и пр.), оно осматривается до раздевания трупа и осмотра одежды, с тем чтобы по­ложение и состояние орудия не были нарушены. Рекомендуется сохранять в неприкосновенности узлы и форму петель, снятых с трупа, разрезая с этой целью материал петли в отдаленном от узла месте и затем (после снятия пет­ли с трупа) соединяя и скрепляя концы друг с другом.

После осмотра внешнего состояния одежды, фиксации положения и позы трупа следует осмотреть ложе трупа. С этой целью труп нужно приподнять и отнести в сторону, не волоча его и не переворачивая, чтобы не сместить при этом находящиеся под трупом предметы. Последние иногда имеют существенное значение для дела и, как уже указывалось, в сравнении с трупными пятнами могут позволить сделать вывод о перемеще­нии трупа и изменении его позы.

5. Одежда, находящаяся на трупе. Осмотр одежды сопровождается раздеванием трупа. Каждая вещь или часть осматривается в отдельности и в совокупности с другими предметами одежды. При осмотре одежды выясня­ется: соответствует ли она размерам трупа, все ли предметы одежды налицо, какие предметы находятся в одежде трупа, какие помарки и пятна имеются на ней (размеры и расположение пятен, степень пропитанности ткани, цвет пятен, влажность), какие повреждения имеются на одежде (характер повре­ждений, их размер, форма, специфические признаки, указывающие на про­исхождение, место и взаиморасположение), есть ли на одежде метки и какие именно, запах одежды, соответствие верхней и нижней одежды.

6. Тело трупа и повреждения на нем. Тело трупа осматривается по час­тям в той последовательности, которая представляется наиболее целесооб­разной. Устанавливаются характер, степень и локализация трупных явлений и повреждений (происхождение повреждений определяется лишь при судебно-медицинском исследовании трупа). Необходимо сопоставить имеющиеся на теле трупа повреждения с повреждениями одежды с точки зрения их со­размерности и соответствия расположения.[4]

7. Предметы, обнаруженные в одежде трупа. Они могут быть осмотре­ны как в процессе осмотра одежды, так и после осмотра тела трупа. При этом фиксируются характер, размеры, форма предметов, их состояние и располо­жение на трупе.

Труп потерпевшего, личность которого не установлена, по окончании осмотра обязательно дактилоскопируется и в последующем, после придания лицу трупа прижизненного вида («туалет» трупа), фотографируется по пра­вилам сигналитической съемки.

Квалифицированно проведенный наружный осмотр трупа на месте его обнаружения играет существенную роль в раскрытии преступления. Об этом может свидетельствовать следующий пример.

Утром дежурному по органу внутренних дел сообщили о том, что в двух километрах от одного из поселков на шоссе обнаружены трупы мужчи­ны и женщины. При осмотре трупов были выявлены следы протекторов ав­томобильных шин на телах. У мужчины и женщины на руках были часы, стрелки которых остановились, показывая время 5 часов 55 минут. Слабая выраженность трупных пятен, отсутствие трупного окоченения, температура трупов позволяли заключить, что смерть наступила примерно в это же время. Таким образом, на основании данных осмотра трупов был сделан вывод, что потерпевшие стали жертвой автомобильного наезда, происшедшего около 6 часов утра. Поза трупов и характер следов протекторов на них свидетельст­вовали о направлении движения автомобиля и его марке — МАЗ-525. Имея такие сведения о времени происшествия, марке и направлении движения ав­томобиля, следователь в тот же день установил этот автомобиль и лицо, ко­торое им управляло в момент наезда. Преступление было раскрыто.