Смекни!
smekni.com

Тенденции развития мировой декоративной керамики последней трети ХХ начала XXI вв (стр. 3 из 9)

В 70–80-е годы новые средства художественной выразительности ищут Ф.Штахат и В.Мехвальд (ФРГ), успешно экспериментирующие в области объемной керамики и настенного рельефа. Для работ Ф.Куртс (ФРГ) характерно стремление к синтезу функционального предмета и изобразительного декора в виде насекомых, птиц и зверей. На формирование творческого почерка мастера оказали сильное влияние элементы поп-арта, экспрессионизма и концептуализма. Особое место в европейской керамике занимают монументальные работы выдающейся художницы У.Вьотти (Швеция), которые обладают ярким индивидуальным характером, мастерством и органичностью пластического мышления. Важную роль в становлении нового языка керамики также играли работы А. де Винка, М.Орландини (Бельгия), М.Киперса (Голландия), С.Нодлера и П.Вейс (Швейцария).

Огромный вклад в развитие мировой керамики внес международный центр керамики в Фаенца (Италия), а также творчество выдающихся итальянских художников К.Дзаули и И.Сасси. Их произведения способствовали появлению новых, экспериментальных форм керамики, которые находятся в органическом единстве с материалом, обладают тонкими модуляциями формы, выражают экспрессию, гармонию и высочайшее мастерство. Рубеж 70–80-х гг. был отмечен активным влиянием гиперреализма на творчество итальянских керамистов. Самым ярким представителем этого направления в искусстве был Г.Мариани, работы которого отличает прекрасное владение пластическими возможностями глины, умение точно воспроизвести в материале простейшие предметы бытия: фактуру и цвет ткани, конструкцию строительной тачки или оперение птицы. Творчество мастера оказало огромное влияние на развитие мировой керамики и было отмечено высшей наградой «Премия Фаенца» на международном конкурсе в Италии (Фаенца, 1980).

Жанр инсталляции в итальянской керамике наиболее ярко был представлен в работах А.Леони «Инсталляция» (1978), С.Казони и Д.Бартоцци «Посвящение Ф.Феллини» (80-е гг.). Произведения этих мастеров с успехом представляли искусство страны на крупнейших международных выставках этого времени.

Важную роль в развитии мировой керамики играл центр художественной керамики в Валлорисе (Франция) и творчество П.Пикассо, Х.Миро и Ф.Леже, оказавших огромное влияние на язык керамики последующего периода. Интерес к японской керамике также влиял на эстетическое восприятие керамистов Франции, которым была близка выразительная декоративность художественного языка мастеров Востока, философия их творчества. Новое эстетическое восприятие декоративной керамики повлияло на формирование характера свободной импровизации в материале. Этим можно объяснить популярность древней восточной техники раку[1], которая изменила иерархию ценностей в керамике, переведя внимание с результата на процесс создания.

Важный вклад в развитие керамики Франции 80–90-х годов внесли Биеннале керамики в Валлорисе и Шатору, а также работы К.Койссекса, Ж.Жиреля, Ж.Жакино, К.Шампи – ярких представителей живописного направления в керамике. Интересным явлением во французской керамике стало творчество В.Иванова, Ж.Лера, Э.Жулиа, создававших декоративную скульптуру, вазы и арт-объекты в местечке Борн (Центральная Франция).

Собственную творческую нишу в европейской керамике занимают концептуальные работы К.Бадеа (Румыния), мастерски использующего пластические и конструктивные свойства глины в напряженной скульптурной форме. Немалый вклад в становление европейской керамики также внесли известные художники Э.Сала (Испания), П.Байи, В.Паскаль, Ж.Ковиль (Франция), Х.Сальваро (Югославия), С.Лоренсини (Италия).

70–80-е годы прошлого века стали периодом расцвета нового направления авторской керамики в странах Восточной Европы (Венгрия, Чехословакия и Польша), в которых создавалась уникальная керамика, по стилистике принципиально отличная от керамики других европейских государств. Развитию керамики Венгрии способствовали проводимые в этот период международные пленеры в г.г. Кечкемете и Шиклоше, на которых художники успешно экспериментировали в разработке новых форм, техник декора и обжига керамики. Выявление органической сути материала особенно характерно для работ И.Шраммеля, И.Бенко, И.Полгар, Г.Лоринца, К.Орбан, отмеченных ярким пластическим даром, лаконизмом формы и декора и совершенным мастерством владения древним материалом.

Последняя треть ХХ века стала периодом расцвета керамики Чехословакии, у истоков которого стояли О.Эккерт, П. и И.Рада, Л.Тегник, Я.Гаузнер, В.Шерак. Важную роль в развитии керамики страны также играло творчество И.Виковой и Ш.Радовой, в работах которых доминируют концептуальное мышление, пространственные связи между разными материалами, отдельными формами и высокий профессионализм.

На развитие польской керамики этого периода активно влияли международные триеннале и симпозиумы керамики в Сопоте и появление на международной арене выдающихся художников Э.Рагущака, К.Кубинской, А.Заморской, М.Кучинской. Их произведения были отмечены обобщением пластической формы, лаконизмом языка, выразительностью силуэта. Проблема синтеза глины с другими материалами также нашла активное отражение в работах ведущих польских художников, которые органично соединяли керамику с текстилем, деревом и металлом.

Огромную роль в становлении европейской керамики 70–80-х гг. играли крупнейшие международные конкурсы керамики в Италии и Франции, которые стали ареной экспериментальных поисков новых приемов формообразования, техник декора и обжига древнего материала.

Интерсимпозиумы керамики в Польше, Чехии, Венгрии и Югославии также стали важной формой поиска нового языка керамики в творчестве ведущих мастеров Европы.

Во второй главе «Основные школы отечественной декоративной керамики последней трети ХХ века» выявлены условия, способствующие процессу рождения отечественных школ декоративной керамики анализируемого периода. Глава состоит из разделов: 2.1. Роль творческих групп в формировании отечественных школ керамики, 2.2. Прибалтийская школа керамики, 2.3. Ленинградская школа керамики, 2.4. Московская школа керамики, 2.5. Керамика Сибирского региона России (Красноярская школа керамики), 2.6. Значение международных конкурсов, выставок и симпозиумов в становлении различных школ отечественной керамики.

Развитию отечественных школ керамики значительно способствовала активная работа творческих групп художников в Доме творчества им. Залькална (Дзинтари), которые сыграли огромную роль в консолидации лучших творческих сил. В этих группах ежегодно работало 60 человек, а всего в них смогли поработать 1500 художников-керамистов страны.

Прибалтийская школа декоративной керамики (Латвия, Литва, Эстония) окончательно сформировалась на рубеже 60–70-х годов ХХ века. Известная эстонская художница и арт-критик Х.Кума в 70-е годы по основным стилистическим признакам относила керамику прибалтийских республик к западноевропейскому направлению в искусстве.

Однако, следует особо подчеркнуть, что прибалтийская школа керамики сформировалась только благодаря значительной финансовой поддержке со стороны нашего государства и достигла своих наивысших успехов только в период вхождения прибалтийских республик в состав СССР. Поэтому в исследовании прибалтийская керамика рассматривается как одна из школ отечественной керамики 70–80-х годов ХХ века.

Основные тенденции развития латышской керамики в эти годы наиболее ярко выразились в декоративном направлении. Новая стилистическая концепция проявилась в сфере создания уникальных изделий и применения керамических материалов высокого обжига. Керамика Латвии обогатилась новыми художественными открытиями в творчестве Г.Круглова, Л.Лукшо, С.Шмидкене, П.Мартинсонса, для которых основным был тектонический принцип формообразования и лаконизм декора. Художники создают теперь не бытовой предмет, а художественный образ, наполняя традиционную форму новым содержанием. Дифференциация индивидуального творчества и развития дизайна в керамике привели к проявлению новых декоративных качеств материала. Такова творческая концепция П.Мартинсонса, которая выражается в монолитности объемов и лаконизме формы. Важной тенденцией развития керамики стал поиск связи между пространством и формой, стремление раскрыть взаимосвязи объема и пространства. Примером служат композиции этого мастера, который убедительно демонстрировал современное понимание пространства, достигая органической связи тектоники и пластики. Художники С.Шмидкене и Л.Лукшо искали соотношение современного и традиционного, утилитарного и декоративного, возможность воплотить в керамике многообразное содержание. За совершенной, веками отработанной формой они разглядели мироощущение своего народа и выработали собственную стилистическую систему.

Творчество мастеров литовской декоративной керамики 70–80-х годов отличает совершенное владение формой, способность передавать в них дух и драматическое напряжение ХХ века. Энергия и темперамент характерны для работ Л.Шулгайте, сумевшей подчинить своим творческим задачам разные керамические материалы и предельную завершенность декоративной формы. Художница сочетает разные геометрические формы, которые отличает гармония пропорций и красота материала.