В 80-е годы художники США успешно работают в области студийной керамики. К несомненным удачам этого направления следует отнести скульптуру «Ринго» (1989) Е.Тейлора и портрет «Домохозяйка» (1989) П.Вандерберга. Об успехах американских керамистов наглядно свидетельствуют многочисленные награды, полученные ими на международных выставках. Так, медалью Международного конкурса керамики в Италии (Фаэнца) были отмечены декоративная форма «Плетение» (1982) Р.Пелег и декоративный рельеф Х.Вейсс (1989).
Особое место в американской керамике занимает творчество нашего соотечественника А.Нея (Нежданова), в работах которого большую роль играет поверхность изделия, а не его конструкция. Его скульптуры несут в себе собственное прочтение древней иероглифики и знаковой спиритуальности неолита. Они исключают модернистскую игру, жонглирование периодами и стилями в искусстве.
Работы канадских мастеров обладают собственным почерком, связью с традициями европейской культуры и художественным вкусом. Впервые канадские мастера М.Гамберг, Р.Турнер и М.Ловис успешно выступили на всемирной выставке в Праге (1962). В дальнейшем керамисты страны с успехом осваивали новые мировые тенденции формообразования керамики и не раз добивались успехов на международной арене. Например, А.Мортимер был награжден за композицию «Коробка с журналами» на II Биеннале керамики малых форм в Загребе (1987). Проблемы эволюции предметной формы нашли отражение в творчестве Л.Фоулема, Д.Кларка и Б.Типтон.
Произведения керамистов Австралии практически неизвестны отечественному зрителю. Между тем, художники зеленого континента обладают высокой профессиональной культурой, стремлением к поиску новых средств художественной выразительности. Художники Д.Датч, К.Гиббс, Г.Дейли и И.Лейтнер с успехом выступали на крупнейших выставках и конкурсах, регулярно проводимых на разных континентах и отмечались высокими наградами. Работы этих керамистов отличаются высоким мастерством, органическим синтезом цвета и формы, однако в них нетрудно заметить влияние ведущих европейских художников и таких направлений в искусстве, как поп-арт, гиперреализм и концептуализм.
Среди мастеров декоративной керамики Новой Зеландии следует отметить творчество известного художника А.Клифорда. Его работы отличаются простотой массивных форм, активным пластическим декором и сдержанной цветовой гаммой в виде матовых высокотемпературных глазурей. Этот мастер уделяет особое внимание древней восточной технологии обжига («раку»), а также использованию соляных глазурей. Работы А.Клифорда регулярно и с успехом представляли Новую Зеландию на мировых смотрах керамики 70–80-х годов ХХ века в Италии и Франции.
Следует подчеркнуть, что успешное развитие декоративной керамики различных континентов базировалось на ярком творческом индивидуализме ведущих мастеров, освоении ими новых средств художественной выразительности и бережном отношении к национальным традициям. Важное место в этот период занимает новая форма творчества – студийная керамика, позволяющая художникам много и успешно работать в экспериментальном направлении.
Четвертая глава «Основные тенденции развития зарубежной декоративной керамики первого десятилетия XXI века» посвящена анализу новых направлений формообразования и декора зарубежной керамики начала XXI века. При этом выявляются основные жанры керамики, способствующие появлению новых средств художественной выразительности в современном зарубежном искусстве. Также рассматриваются проблемы интеграции в керамике и консолидирующая роль регулярно проводимых международных выставок «Искусство керамики» (Лондон) и «Talente» (Мюнхен, ФРГ) в процессе развития мирового декоративного искусства начала нового века.
Глава состоит из разделов: 4.1. Роль художественных выставок в процессе становления зарубежной керамики начала XXI века; 4.2. Эволюция предметной формы в керамике; 4.3. Анималистика в керамике; 4.4. Фигуративная керамика; 4.5. Портрет в керамике; 4.6. Ландшафтная керамика; 4.7. Поп-арт, гиперреализм, концептуализм и арт-объекты в керамике; 4.8. Влияние дизайна на зарубежную керамику; 4.9. Синтез формы, цвета и различных материалов в керамике.
Несмотря на активное внедрение в зарубежной керамике новых технологий и приемов формообразования, творческая практика подтверждает наличие в современном искусстве традиционных жанров. Поэтому их анализ и определение в данном исследовании более всего соответствует объективной реальности.
Важнейшую роль в формировании зарубежной декоративной керамики начала XXI века играют процессы европейской интеграции, создание единого экономического и культурного пространства. Этому также способствуют международные художественные выставки «Искусство керамики», регулярно проводимые в Лондоне (Великобритания). Показанные на них работы отличает поиск нового языка художественной выразительности, эволюция предметной формы в керамике, отражающая стремление нового поколения открыть в глине новые формы и пути развития. Важную роль приобретает непосредственный контакт зрителя с арт-объектом, при котором значительно возрастает символическое, знаковое значение керамического предмета. Экспериментальный подход к формообразованию доминирует на международных выставках молодых художников «Talente» (Мюнхен, ФРГ), выдвигающих на первый план оригинальность мышления художника, его дар к конструктивно-пластическому переосмыслению традиций прошлого. Эти черты характерны для многих керамических форм, которые приобретают характер священного ритуального арт-объекта – символа жизни в пространстве небытия. В современной зарубежной керамике можно отметить многообразие стилей, большое число персоналий, утверждающих свои художественные ценности. Рассматривая творчество некоторых современных керамистов, работающих в разных жанрах, можно заметить общий принцип формообразования. Это – свободная, экспрессивная манера обращения с материалом при сохранении четкого мышления в композиции.
В новом столетии среди зарубежных художников особой популярностью пользуется жанр анималистики. В их творчестве органически соединились любовь к нашим «братьям меньшим» и прекрасные знания технологии декора и обжига керамики. Произведения мастеров отличаются совершенным владением разными материалами и умением максимально раскрыть художественный замысел и красоту керамической глины. Примером творческого перенесения восточной традиции на европейскую почву служит декоративное блюдо Р.Коатсса «Природа» (2006).
Связь анималистики с каллиграфической росписью характерна для работ японской художницы К.Харада, ее отношении к проблеме декора керамических арт-объектов, в предельном выявлении формы, цвета и фактуры глиняного материала.
Фигуративно-пластическое направление в западной керамике начала XXI века занимает значительное место. Так, объемная пластика А.Макдонелла отмечена сочетанием тектонических качеств глины с фигуративными элементами в виде масок и человеческих голов («Композиция с двумя масками», 2007). Однако, нередко художники создают в керамике работы, наделенные чертами натурализма (композиция Г.Блисс «Женский торс», 2005). Более удачна скульптура ирландца К.Кинея «Человек с виолончелью» (2007), в которой максимально «обнажен» метод конструирования объемов, собранных из отдельных элементов в единую композицию. Декоративная скульптура бельгийской художницы А.Дефорт отмечена влиянием сюрреализма и полна внутренней экспрессии. Выразительное соединение формы и росписи отличает композиции французского художника М.Кея, в творчестве которого подкупает талант керамиста, графика и колориста.
В портретном жанре также успешно работают мастера декоративной керамики, которые для создания работ часто используют формы декоративных блюд и ваз. Например, «Женский портрет» Э.Меллона (2006) написан легко, непринужденно и отмечен свежестью письма, которое трудно сохранить в технике подглазурной росписи.
Ландшафтная керамика занимает важное место в работах современных художников. Так, британская художница С.Велтон успешно разрабатывает проекты детских игровых площадок, экстерьерные декоративные формы, кормушки для птиц и зверей. Более убедительны монументальные цветочницы англичанки К.Хассенберг, которые имеют выразительный силуэт и состоят из нескольких геометрических сегментов.
В начале XXI века молодые керамисты испытывают немалый интерес к поп-арту и гиперреализму. Примером служат работы Ж.Халлиган (Англия), поражающие высоким техническим уровнем, умением точно воспроизвести характер изображаемых предметов. Влияние поп-арта также заметно в работе К.Ниблетт (Испания), «Туфелька» (2006), которая характерна высоким мастерством и тонким колоритом.
Мощная экспансия американской поп-культуры постепенно усиливает её вкусовое влияние на мировую керамику. Такова «Композиция» британки Э.Гарсиа, представляющая собой висящие друг над другом человеческие головы, напоминающие муляжи, соединенные полусферами. Вкусовое воздействие китча присутствует в скульптуре Т.Фишс «Поцелуй», отразившей шаржированное восприятие автором действительности и физиологизм мышления. Работа англичанки В.Джонсон «Цветочные часы» (2006) также отмечена примитивностью и дурным вкусом. Художница Д.Шерман (США) в «Кувшине с двумя револьверами» (2005) превращает изображение оружия в броский плакат, перенесенный на объемную форму. Вкусовая вседозволенность и непонимание специфики керамики стали характерными чертами произведений многих современных западных художников.
Существенное влияние на декоративную керамику оказывает современный дизайн. Поиски простоты и гармонии выверенных пропорций – самые сильные стороны работ зарубежных художников, которые отмечены «интеллектуализацией» формы, умением добиться ее предельного раскрытия с помощью синтеза цвета и объема. Воздействие дизайна испытывает и керамическая скульптура, в которой художники стремятся возродить знаковую систему в пластическом мышлении, обогатить форму свободной росписью, которая выступает альтернативой холодному прагматизму формообразования. Примерами служат «Эллипсообразная форма» англичанки С.Дунстан и «Вазы» К.Вильхельм (ФРГ), отмеченные красотой форм и точными пропорциями. В работе англичанина Д.Биннса «Маленький сквер» показана панорама городка, увиденного с высоты птичьего полета.