Синтез формы, цвета и различных материалов занимает важное место в современной студийной керамике. Примером соединения искусства каллиграфии с объемной формой служат работы англичанки М.Вайт, превращающей керамические тексты в послания к людям, живущим в разных уголках планеты. Соединение объема и цвета отличает композиции Д.Еллнатта (Великобритания), характерные блестящим владением технологией, культурой формы и насыщенной цветовой гаммой.
Современные художники сознательно обнажают приемы формообразования. Простые и лаконичные формы они дополняют изящной графикой, которая подчеркивает конструкцию керамического изделия. Единство декоративных и функциональных качеств предмета часто достигается путем перевоплощения традиционной формы сосуда в новое эстетическое качество и синтеза керамики с другими материалами.
Оценки качества предметной формы не опираются ныне на традиционные системы построения функциональной формы, что заметно влияет на полистилистику керамических произведений. Особенно актуальной становится проблема авторской самооценки создаваемого объекта, максимально свободная трактовка наследия прошлого, лишенная жестких рамок понимания стиля.
Пятая глава «Основные направления развития русской декоративной керамики начала XXI века» посвящена анализу и выявлению основных факторов, способствующих появлению новых средств художественной выразительности в современной отечественной керамике и включает в себя следующие разделы: 5.1. Художественные выставки – важный фактор становления керамики; 5.2. Значение творческих групп по фаянсу и керамике в развитии декоративной керамики начала XXI века; 5.3. Основные жанры в русской декоративной керамике начала XXI века; 5.4. Синтез керамики с другими материалами; 5.5. Новые тенденции формообразования и технологии в керамике начала XXI века.
Важную роль в развитии отечественной керамики начала XXI века играют художественные выставки, организованные Ассоциацией художников декоративных искусств Московского Союза художников. Так, на выставке «Да будет свет» (2002) значительное место занял раздел декоративной керамики. Цветовое и пластическое разнообразие материалов, баланс традиционных веяний и дизайна определяли характер московской керамики, где выделялись работы В.Ореховой, Г.Джабаровой и Т.Табаровской. Тонкий колорит и изящный вкус характерны для триптиха Г.Корзиной. Лучшие традиции московской школы керамики продолжают работы Д.Мухиной, М.Фаворской и Т.Зубовой. Поиск новых средств художественной выразительности отличает работы И.Мазановой, соединяющей поэтическую тонкость чувств с прагматизмом времени и игрой ума. Синтез керамики и металла лежит в основе композиций О.Маймистова, тяготеют к дизайну работы Е.Хлендовской. В целом выставка москвичей показала, что творческий потенциал керамистов многообразен и отличается разнообразием творческих индивидуальностей.
Республиканская выставка «На радость вам» (2005) показала высокий уровень керамики России. Своеобразным романтическим камертоном экспозиции стали произведения петербуржца В.Гориславцева. «Белая ночь», «Набережная», «Канал». Молодых художников интересуют проблемы развития и метаморфозы органических форм; они конструируют новые объекты, насыщая их декором (работы Д.Дикаревой, Москва). Органичность формы и декора характерна для работ А.Ситника (Моск. обл.).
Важной чертой российской керамики является ее связь с наследием народного искусства, что наглядно проявилось в работах Г.Одинокой, В.Булыгиной, Ю.Леонова (все – Моск. обл.). Воздействие классической традиции особенно заметно в работах М.Фаворской (Москва), Ю.Овчаровой, пластах О.Даутовой (Моск. обл.) и композиции «Византия» А.Червякова (Коломна).
На Всероссийской выставке «Самое близкое искусство» (2007) художники представили широкий ассортимент декоративной скульптуры, ваз, настенных пластов, рельефов, композиций, арт-объектов и инсталляций. Главной тенденцией выставки стало выравнивание профессионального уровня художников русской провинции, Москвы и С.-Петербурга, появление новых имен в декоративной керамике. Примером служат декоративные пласты «Игры» (2007) москвички И.Мач, отмеченные колористическим даром и мастерским владением техникой подглазурной росписи. Выразительность форм и острота силуэтов отличает «Декоративные вазы» (2006) О.Равинской (Москва), в которых выявлена напряженная конструкция форм и природная красота глины. Композицию «Счастье мое» (2006) В.Кузнецовой (Моск. обл.) выделяет внутренняя гармония и точно найденные соотношения между грузной фигурой матери и крошечной фигуркой дочери и тонкий психологизм.
Арт-проект «Поднесение к Рождеству». Академия фарфора (С.-Петербург, Государственный Эрмитаж, 2004) ознаменовал поиски новых путей развития и форм взаимодействия художника и окружающего мира.
Более пятидесяти художников, работавших на фарфоровом заводе, демонстрировали соединение разных способов формообразования. Это – литературность мышления (композиция «Царская невеста» И.Олевской), совмещение глины с поэтическим словом (блюда «О слове» С.Русакова), отзвук театральных постановок (скульптуры «Персонажи балета «Щелкунчик» М.Шемякина), наполнение музыкальными мотивами (композиции С.Соколова и Л.Цветковой). Работа М.Сорокина «Уеs» обладает изысканной цветовой росписью, восхищением природой, игрой ума и метафоричностью мышления автора. С.Сухарева интересует синтез фарфора и металла; его композиции обладают своим творческим почерком и новизной мышления. Напряжение объемам придают металлические обручи, создающие дополнительный контраст формы и конструкции. Композиция «Воздушное путешествие» В.Гориславцева подтвердили высокое мастерство автора и прочность его творческих убеждений. Предельно отработанной формой ансамбля и замечательной росписью характерен сервиз «Нефть» Т.Афанасьевой, нашедшей убедительный художественный язык для решения «производственной» темы. На высоком профессиональном уровне выполнена декоративная композиция А.Задорина «Античный мотив», в которой он достигает предельной выразительности скульптурной формы.
Знаковая композиция «Время» Р.Доминова стала одной из самых убедительных работ, созданных на симпозиуме. В декоративной форме автор находит точное метафорическое определение быстротекущего Времени (в образе древнего колеса), на секунду остановившего свой бег. Высоким мастерством отмечена композиция В.Цивина «Адам и Ева», которая служит примером серьезного отношения автора к проблемам формообразования и крайнего аскетизма мышления. Собственным творческим почерком отмечена работа Н.Савиновой «Летнее утро», в которой органично соединились форма сосуда, пейзажный мотив и лирическое настроение мастера.
Важным фактором в российской керамике первого десятилетия XXI века стала работа творческих групп художников на ЭТПК «Воронцово» СХ России, в которых плодотворно работают как известные московские мастера, а также и молодые керамисты из провинции.
Разработка традиционных форм сегодня часто сочетается с лаконичным цветовым решением (работы Е.Хлендовской, Москва), в соединении вазы со скульптурным объемом (Л.Ненашева, Москва). Синтез скульптуры и утилитарной функции, острота пластических решений характерны для работ Г.Корзиной (Москва).
Заметно расширилась география российской керамики, выросло мастерство многих авторов. Интересны эксперименты в керамике Е.Скурихина (Барнаул), Т.Лощининой (Скопин), Л.Захаровой (Санкт-Петербург). Ю.Шабаевой (Москва), Ю.Юшковой (Красноярск).
Активно работают и творческие группы на базе Гжельского экспериментального керамического завода МСХ (Московская область), в которых работают художники разных творческих направлений. Так, И.Помелова (Московская область) создала выразительную серию портретов современников. Новые стилистические черты характерны для пространственных композиций К.Александрова (Москва), отмеченных обостренным чувством ритма и многоцветной росписью. В.Сидоров (Москва) создал в керамике серию декоративных скульптур. Для молодых художников работа и общение с мастерами керамики оказала плодотворное воздействие на повышение их профессионального уровня и воспитание художественного вкуса.
В декоративной керамике России начала XXI века сохранились традиционные жанры изобразительного искусства, которые занимают важное место в творчестве. В натюрморте и пейзаже художники стремятся к поиску новых изобразительных средств. Так, в керамических пластах А.Удальцова (Москва) усложняет ритм и цвет и незримо «привязывает» изображаемые предметы к краю декоративного пласта. Н.Корчемкина (Пермь) в пласте «Большая небесная рыба» (2003) превращает пейзаж в условную кулису и разворачивает на плоскости театральное действо.
Портретный жанр занимает важное место в творчестве художников России. Так, выразительную, остро характерную серию портретов современников создала в керамике художница В.Кузнецова (Моск. обл.).
В ее работах органично уживаются наблюдательность, теплота, острая характеристика изображаемых персонажей и наивная манера исполнения. В жанре портрета идет активный процесс освоения новых средств художественной выразительности, стремление выразить в керамике вечные духовные ценности.