Смекни!
smekni.com

Практическая психология Тутушкина (стр. 11 из 93)

Рис. 3. «Круг Айзенка»

Научный период изучения темперамента в нашей стране начался с работ И. П. Павлова, который выделил ряд свойств нервной системы и описал типы следующим образом: сангвиник — это сильный тип нервной системы (т. е. нервные процессы обладают силой и продолжительностью, что выражается, например, в большой работоспособности людей этого типа, способности дольше выдерживать различные нагрузки; у этих людей более высокая устойчивость к инфекциям и сопротивляемость стрессам и т. д.); уравновешенный (т. е. между возбуждением и торможением равновесие, они сбалансированы); подвижный (возбуждение легко сменяется торможением, и наоборот). Холерический темперамент связан с сильным, но неуравновешенным типом (с преобладанием возбуждения над торможением), флегматический — с сильным уравновешенным, но инертным, не подвижным типом, меланхолический — со слабым неуравновешенным типом нервной системы. И. П. Павлов предположил, что должны существовать и другие типы темперамента, с другими комбинациями свойств нервной системы, т. е. «научные основания» для поиска новых типов есть, но наблюдения, практика пока их не выделяют.

Ценность классификации И. П. Павлова в том, что она позволила выделить в темпераменте черты собственно темперамента, т. е. идущие от свойств нервной системы, и черты характера. Именно смешение черт характера и темперамента в донаучных описаниях типов вызывало справедливые возражения специалистов.

В дальнейшем описания типов темперамента стали более строгими, основанными на фактах. Так, в качестве типических черт сангвиника выделяют высокую активность, эмоциональность, экспрессивность (выразительность) поведения. Вследствие подвижности нервной системы у сангвиника могут развиваться трудность сосредоточения внимания, некоторая поверхностность эмоциональных переживаний. Для холерического типа характерны также высокая активность с преобладанием возбуждения, резкость, возбудимость, яркость эмоциональных переживаний. Подвижность его выражается в легкости перехода от гнева к веселью, возбудимость — в неуравновешенности, вспыльчивости, сильных эмоциональных переживаниях. На этой природной основе могут развиваться агрессивность, склонность к сутяжничеству, одержимость какой-либо идеей, но может развиться талант общественного деятеля, полководца, преобразователя.

Активность флегматика во внешней деятельности снижена, но выносливость, работоспособность достаточно высоки, так как он обладает сильным типом нервной системы; просто вследствие инертности, низкой подвижности нервной системы флегматика трудно побудить к действию, нужно найти мотив, заинтересовать его. Низкая возбудимость ведет к неэкспрессивному, невыразительному поведению флегматика, уравновешенность — к ровному поведению. На основе этих свойств могут сформироваться леность, безразличие к окружающим, но могут — и хладнокровие, выдержка, умение управлять собой, верность и преданность, постоянство.

Слабый тип нервной системы меланхолика делает его менее выносливым. Он с трудом работает в условиях стресса, конфликта, перегрузки, однако, в более спокойных условиях вследствие способности к концентрации внимания, тревожности, часто выражающейся в высоком чувстве ответственности, он будет неутомим. Внутренняя активность меланхолика и флегматика часто бывает достаточно высокой, хотя внешняя может быть сведена до минимума. Меланхолик наделен способностью к сопереживанию, умением наблюдать, систематизировать наблюдения, хотя часто это сопровождается эмоциональной ранимостью. Эмоциональные переживания меланхолика глубоки и длительны. В каком жизненном проявлении это выразится: в злопамятности или поэтическом даре — вопрос воспитания.

У каждого типа темперамента свои «отношения» со временем (Б. И. Цуканов):

у холерика субъективно переживаемое время сильно опережает течение реального времени. Поэтому он всегда устремлен вперед, в будущее (прошлое его не интересует), испытывает острый дефицит времени. Субъективно переживаемое время сильно спрессовано, кажется летящим, если на пути движения возникает препятствие, то оно вызывает агрессию и ярость;

у сангвиника субъективно переживаемое время не так сильно опережает течение объективного времени. Постоянное стремление вперед (в будущее) сочетается с боязнью опоздать, не успеть. Этот тип тоже «спешит жить» и поэтому испытывает постоянный дефицит времени;

для меланхолика нет ни опережения, ни отставания времени, он как бы «привязан» к объективному времени, обездвижен и заторможен в нем. Образно говоря, этот тип как бы «стоит во времени», и при отсутствии внешних изменений движения времени для него не существует. Обездвиженности во времени соответствуют внешняя обездвиженность, замкнутость и постоянная тревога: «что-то должно произойти»;

у флегматика субъективное время отстает от объективного, поэтому субъективно переживаемое время медленно и равномерно. Его всегда хватает, даже есть некоторый избыток. Он ориентирован в прошлое, к изменениям привыкает медленно и с большим трудом.

Человек*, как правило, представляет собой смесь типов темперамента при доминанте одной из составляющих, к которой как бы «стягиваются» черты всех остальных типов. Прикладное значение учения о темпераменте заключается в первую очередь в применении этого знания к самому себе, определению тех негативных и позитивных черт, которые дают о себе знать в собственном поведении. Если свои «плюсы» необходимо не только осознавать, но и активно ими пользоваться в жизни, то относительно недостатков может быть лишь одна рекомендация — постоянно держать руку на собственном пульсе, не выпуская из-под контроля свои «минусы». Например, холерику надо все время помнить, что его активность может носить разрушающий характер; сангвинику необходимо, особенно в важных вопросах, быть немного посерьезнее; флегматику — не забывать, что желательно все-таки действовать несколько быстрее и более гибко, а меланхолику — уметь отделять неудачи от катастроф, неурядицы от беды, частный промах от крушения всех жизненных планов.

* См.: Базовые свойства личности: Метод, указания по проведению практ. занятий / ЛИАП; Сост. М. Ю. Ронгинский. Л., 1991.

Мы предполагаем, что человек производит первую «грубую» оценку другого человека на базе извлечения информации только о его темпераменте, но не характере. Вероятно, люди снабжены от природы таким механизмом осуществления экспресс-оценки себе подобных. И тут возможны подводные рифы. Интерпретируя характеристики темперамента, человек начинает рассматривать их как черты характера, и поэтому нормальная импульсивность холерика начинает быстро квалифицироваться как агрессивность; живость сангвиника — как легкомыслие; пассивность флегматика — как тупость; тревожность меланхолика — как психопатия. Итак, будьте осторожны, помните, что вы в первую очередь «считываете» темперамент, а чтобы понять характер, надо, как известно, пуд соли съесть.

Здесь, кстати, уместно напомнить о следующем: темперамент не переделать; его свойства обладают некоторой пластичностью, но это пластичность... стали. Поэтому можно метать громы и молнии по поводу «консервативного» поведения «ограниченного» флегматика, иронизировать над «жалким» меланхоликом, подвергать бесконечным наказаниям «буйного» холерика и призывать к серьезности «поверхностного» сангвиника — все это бесполезно. Надо не бороться с темпераментом, а найти способы, обеспечивающие возможность реализации достоинств каждого темперамента на деле, а также методы, обеспечивающие кооперацию и взаимопонимание между людьми. Вот один из таких способов, который назовем «взаимодополнением»: поставив, например, в пару флегматика и холерика, дав первому ту часть работы, которая носит долговременный характер, а второму ту, которая является оперативной, можно ожидать успеха при выполнении любого дела. В этом случае люди будут не только рады тому, что деятельность соответствует их интересам, но, главное, не будут друг друга раздражать: да, скажет флегматик, холерик потому суетится, что ему надо каждый вечер выдавать продукцию «на гора», а холерик решит примерно так — флегматик потому думает долго, что ему надо разработать проблему в целом, а это требует серьезного подхода.

Чисто формально, без учета специфики каждой индивидуальности, при организации рабочих пар можно исходить из следующего принципа: холерику легче всего работать с сангвиником, сангвинику — с меланхоликом, меланхолику — с флегматиком.

И последнее. Тип темперамента — это не только источник сложностей для человека, но и потенциал сильных сторон его личности. Так, если вы чувствительный меланхолик, значит вы прекрасный друг и, как показывает статистика, чаще других способны на жертвенный, героический поступок; если вы флегматик, то за вами «как за каменной стеной» могут спрятаться ваши близкие, друзья и подчиненные, ведь вы очень надежны; если вы холерик, то можно надеяться на успешность вашего жизненного пути, вы хорошо умеете ставить цели и добиваться их достижения. Ну, а если вы сангвиник, то тогда от вас исходит теплый солнечный свет, что тоже необходимо людям в нашей нелегкой жизни. И этих потенциалов личности, заложенных в любом типе - темперамента, намного больше, чем подозревает сам человек.

К представителю каждого темперамента нужно найти свой подход, исходя из определенных психологических принципов:

1. «Ни минуты покоя». Таков принцип подхода к холерику, который опирается на использование его плюсов: энергичность, увлеченность, страстность, подвижность, целеустремленность и нейтрализацию минусов: вспыльчивость, агрессивность, невыдержанность, нетерпеливость, конфликтность. Холерик все время должен быть занят делом, иначе он свою активность направит на коллектив и может разложить его изнутри.