Смекни!
smekni.com

Практическая психология Тутушкина (стр. 6 из 93)

«Родитель» является источником социальной преемственности, он включает в себя социальные установки поведения, усвоенные из внешних источников, преимущественно от своих родителей и других авторитетных лиц. С одной стороны, это набор полезных, проверенных временем правил и руководств, с другой — вместилище предрассудков и предубеждений.

«Взрослый» — источник реалистичного, рационального поведения; это состояние, кстати, не связано с возрастом (вспомните детей, взрослеющих после какой-нибудь трагедии). Будучи ориентирован на объективный сбор информации и полную ответственность за свои поступки, «взрослый» организованно, адаптивно, разумно действует, хладнокровно оценивая вероятность успеха и неуспеха этих действий.

«Дитя» — эмотивное начало в человеке; это состояние «Я» включает все импульсы, естественно присущие ребенку: доверчивость, нежность, изобретательность, но также капризность, обидчивость и т. д. Сюда также входят ранний детский опыт взаимодействия с окружающими, способы реагирования и установки, принятые в отношении к себе и другим («Я — хороший, другие ко мне придираются» и т. д.). Внешне Д выражается, с одной стороны, как детски непосредственное отношение к миру (творческая увлеченность, наивность гения), с другой — как архаичное детское поведение (упрямство, легкомыслие и т. п.).

Любое из названных эго-состояний может ситуативно или постоянно преобладать в человеке, и тогда он чувствует, мыслит и действует в рамках этого состояния. Он может вдруг начать воспринимать окружающее и действовать с точки зрения своего детского самоотношения («Я — милый мальчик, все должны мной восхищаться», «Я — слабый ребенок, меня все обижают») или смотреть на мир глазами своих родителей («Нужно помогать людям», «Нельзя доверять никому»).

В жизненной перспективе эго-состояние развивается у человека в такой последовательности: у новорожденного на эмоционально-чувственной основе сразу же начинает формироваться «детское» состояние «Я» (здесь важен тактильный, визуальный и голосовой контакт с ребенком как форма признания факта его существования); затем развивается «родительское» состояние «Я» на базе подражания поведению родителей и воспитателей (здесь важно наличие наблюдаемых поведенческих моделей, в частности, видимое со стороны поведение родителей по отношению к братьям, сестрам, остальным членам семьи, другим людям и объектам вообще), включая свойственные им формы признания ценности людей и объектов; наконец, «взрослое» состояние «Я», хронологически заземленное в детстве, складывается по мере поиска растущим ребенком смысла в окружающей действительности, в значениях той научно-практической парадигмы, которая свойственна данному обществу, эпохе и ближайшей социальной микросреде. Признание «взрослого» в человеке осуществляется обществом (но через своих живых представителей!) путем наделения его различными символами социального успеха, открывающими путь к исполнению разнообразных должностных и профессиональных ролей.

Жесткое преобладание одной из позиций в человеке имеет свои минусы. Те, в ком превалирует «родитель», стараются постоянно давать советы и наставления, донимают окружающих различными указаниями. У «взрослого» серьезность и объективизм могут оборачиваться некоторой холодностью и сухостью. У «дитя» эмоциональность и неустойчивость порождают снисходительность к себе, самонадеянность, хвастливость. Оптимальным считается вариант, когда в человеке присутствуют все три состояния в равных пропорциях, что встречается крайне редко.

Само по себе наличие трех состояний, естественно, сказывается и на коммуникациях людей. Вступая в контакт с другим человеком, мы обычно неосознанно выбираем одну из трех позиций.

Так, выступая с позиции Р, мы начинаем учить, критиковать, направлять, оценивать, упрекать, осуждать; становимся людьми, знающими все на свете и имеющими на все свою точку зрения. Мы не сомневаемся ни в чем, за все отвечаем, со всех требуем, но в то же время всех защищаем, утешаем и т.д.

Выступая с позиции В, мы трезво мыслим, тщательно взвешиваем, логически анализируем, не поддаемся настроениям, не комплексуем и т. п.

Действуя в рамках Д, мы становимся безудержными, непредсказуемыми, бунтующими, протестующими, нелогичными, импульсивными, послушными, лживыми и т. п. Мы можем плакать, смеяться, гневаться и даже топать ногами...

Умение правильно распознавать позицию партнера по общению, выбирать и гибко менять свою позволяет достичь успеха в коммуникациях, улавливать скрытый смысл сказанного.

Глава 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ

Главные элементы психологической культуры человека: познание себя и другого человека. Хотим ли мы узнать и нужно ли нам знать, понимать себя и другого человека?

Андре Моруа писал: «Люди так любят слушать, когда о них говорят, что даже пересуды по поводу их недостатков приводят их нередко в восторг». Втайне каждый человек хочет узнать о своих психологических особенностях, проверить у психолога, насколько верно он думает о себе. Однако не всегда мы можем публично признаться в таком желании, поэтому для возникновения доверительного отношения между психологом и пациентом необходима гарантия сохранения тайны обследования.

Если же искать ответ на вторую половину вопроса — надо ли нам знать о себе, то он может быть только утвердительным. Когда человек научится разбираться в своем сложном психическом мире, ему станет намного легче решать трудные жизненные проблемы, вступать в общение с людьми, получать от них помощь и внимание. Любой человек, зная о своих положительных и отрицательных свойствах, может использовать плюсы и нивелировать минусы, прогнозировать и регулировать свое поведение.

Знание о себе важно еще и потому, что, основываясь на умении провести психологический анализ своих индивидуальных особенностей, мы можем более сознательно проанализировать поведение и психологические свойства другого человека.

Часто человек просто очень плохо представляет, из каких свойств складывается психологический портрет. Когда мы пытаемся составить характеристику человека, на ум прежде всего приходят его поведенческие свойства, а также — «морально устойчив, пользуется авторитетом в коллективе».

В данной главе мы предлагаем описание и анализ основных психологических характеристик. Давайте попробуем составить свой психологический портрет и взглянуть на окружающих людей другими глазами.

Психологический облик человека очень многообразен и определяется как врожденными свойствами, так и приобретенными в процессе воспитания, обучения, овладения материальной и духовной культурой общества.

Академик Б. Г. Ананьев, создавший ленинградскую школу психологов, в своих работах очень много внимания уделял диалектике индивидуального развития человека. Он обосновал, что каждый человек обладает яркой индивидуальностью, которая является интегральным свойством, объединяющим его природные и личностные особенности. Через индивидуальность раскрываются: своеобразие личности, ее способности, предпочтительная сфера деятельности. В индивидуальности выделяются базовые и программирующие свойства. К базовым относятся темперамент, характер, способности человека. Именно через базовые свойства раскрываются динамические характеристики психики (эмоциональность, темп реакций, активность, пластичность, чувствительность) и формируются определенный стиль поведения и деятельности личности.

Базовые свойства личности — это сплав ее врожденных и приобретенных в процессе воспитания и социализации черт.

Главной движущей силой развития индивидуальности являются ее программирующие свойства — направленность, интеллект и самосознание. Индивидуальность обладает собственным внутренним психическим миром, самосознанием и саморегуляцией поведения, складывающимися и действующими как организатор поведения «Я».

Б. Г. Ананьев представлял индивидуальность как единство и взаимосвязь свойств человека как индивида, субъекта деятельности и личности.

Рассмотрим эти свойства немного подробнее. Человек появляется на свет как индивид, в котором заложены природные свойства, развивающиеся по определенной генетической программе. Первичными свойствами индивида являются возрастно-половые и индивидуально-типологические (конституция, свойства нервной системы и т. п.), вторичными — динамика психофизиологических функций (темп психических реакций, эмоциональность) и структура физиологических потребностей (еда, движение, сон, информация) как потребности самосохранения.

Интеграцией природных свойств являются темперамент и задатки. Индивид себя формирует и реализует в деятельности. Понимание человека как субъекта деятельности включает три основных компонента: сознание как отражение действительности; деятельность как преобразование реальности и творчество как создание чего-то нового и оригинального. В деятельности формируются: познавательная сфера психики (восприятие, память, мышление, внимание), волевая и эмоциональная.

Исходными характеристиками для личности являются статусно-ролевые и ценностные ориентации, на базе которых формируются мотивация и направленность, характер человека.

Индивидуальность человека представляет собой сложную структуру, которая есть целостное образование с определенной организацией свойств. Функционирование такого образования возможно лишь при взаимодействии различных свойств, являющихся компонентами этой структуры. Мы предлагаем рабочую модель структуры индивидуальности. Зачем она нужна? Она поможет наглядно увидеть, из каких свойств складывается индивидуальность человека и как они распределяются по уровням (рис. 2).