Смекни!
smekni.com

Охрана труда по Российскому трудовому праву (стр. 17 из 21)

По каждому несчастному случаю, вызвавшему необходимость перевода работника в соответствии с медицинским заключением на другую работу, потерю трудоспособности на срок один день и более либо повлекшему смерть работника, оформляется акт о несчастном случае на производстве по установленной законодательством форме на русском языке либо на русском языке и государственном языке соответствующего субъекта Российской Федерации в двух экземплярах, обладающих равной доказательственной силой. При несчастном случае на производстве с работником, который застрахован от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, составляется дополнительный экземпляр акта о несчастном случае на производстве. Данный экземпляр предоставляется в соответствующий региональный орган Фонда социального страхования РФ, в котором зарегистрирован работодатель, с копиями материалов о расследовании несчастного случая.

При групповом несчастном случае акт о несчастном случае на производстве составляется на каждого пострадавшего отдельно.

При расследовании несчастных случаев, имеющих легкие последствия, комиссией, создаваемой работодателем, акт о несчастном случае составляется по Форме Н-1. Данный акт подписывается всеми лицами, входящими в комиссию по расследованию несчастного случая, утверждается полномочным представителем работодателя и заверяется его печатью. Составленный таким образом акт в течение трех дней со дня окончания расследования должен быть вручен пострадавшему. Пострадавший вправе обжаловать его содержание в государственную инспекцию труда. Государственный инспектор труда имеет право обязать полномочного представителя работодателя составить новый акт о несчастном случае на производстве, если имеющийся акт оформлен с нарушением действующего законодательства или не соответствует материалам проведенного расследования. В подобной ситуации прежний акт признается утратившим силу. В связи с чем доказательством несчастного случая на производстве становится новый акт о несчастном случае.

Государственный инспектор труда при обнаружении сокрытого несчастного случая, в частности, при отказе работодателя проводить его расследование, поступлении жалобы от потерпевшего или его полномочного представителя, в том числе и о последствиях ненастного случая, проводит расследование несчастного случая с соблюдением установленных законодательством правил независимо от срока давности несчастного случая.

В соответствии с пп. 7 п. 2 ст. 264 ГПК РФ факт несчастного случая, связанного с производством, может быть установлен в судебном порядке. Данный факт может быть установлен, если невозможно составить акт о несчастном случае или заключение государственного инспектора труда, например, когда свидетель несчастного случая проживает в другом городе и не может быть допрошен работодателем или государственным инспектором труда. Тогда как суд вправе направить судебное поручение о его допросе. То есть факт несчастного случая на производстве может быть установлен в судебном порядке в ситуациях, когда не могут быть составлены акт или заключение, подтверждающие факт несчастного случая. В случае составления акта или заключения о несчастном случае они могут быть обжалованы заинтересованными лицами в судебном порядке.

Как правило, несчастный случай - это кратковременное воздействие на работника какого-либо вредного фактора, которое влечет за собой травму. Воздействие может быть механическим (рана, ушиб), химическим, термическим (ожог, обморожение) и т.д. Травма может быть получена в результате аварии, взрыва, другой чрезвычайной ситуации, поломки механизма, может быть нанесена другим человеком, животным и т.д. Но для признания несчастного случая страховым событием обязательно должна быть причинно-следственная связь травмы с выполнением пострадавшим обязанностей, предусмотренных трудовым договором.

В приведённых ниже материалах судебной практики будет рассмотрен несчастный случай не являющийся страховым.

«4 сентября 2001 г. Семин С.В. и другой работник ООО «Автострада» Абызов Е.И., находясь в командировке на рембазе ООО «Автострада», утром получили задание от зам. директора на ремонт закрепленных за ними автомобилей, в 16 часов 30 минут они должны были закончить ремонт и выехать на линию. Семин и Абызов приступили к ремонту, будучи трезвыми, по окончании ремонта Семин С.В. предложил съездить за водкой на автомобиле, закрепленном за Абызовым Е.И., на что тот согласился. Приблизительно в 13 часов 45 минут зам. директора и механик обнаружили отсутствие автомобиля и водителей Семина С.В. и Абызова Е.И. Около 16 часов неизвестный мужчина сообщил о ДТП с автомашиной «Татра». Водитель Семин С.В. погиб, установлено наличие этилового спирта в крови и в моче. Водитель Абызов Е.И. получил телесные повреждения; находился в алкогольном опьянении. По результатам несчастного случая был составлен акт № 1 о несчастном случае на производстве и акт о расследовании группового несчастного случая на производстве. Указанные в акте обстоятельства несчастного случая представителем истицы не оспаривались.

30.11.2001 вдова Семина С.В. - истица Семина Л.В. обратилась к государственному учреждению - Рязанскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации с заявлением о назначении ее несовершеннолетней дочери Семиной М.С., 1994 г. рождения, находившейся на иждивении Семина С.В., страховых выплат, однако ей было отказано в назначении выплат, поскольку в акте о несчастном случае указано, что Семин С.В. погиб, не выполняя своих должностных обязанностей.

Поскольку исследованными в судебном заседании доказательствами бесспорно установлено, что в момент ДТП, в результате которого погиб Семин С.В., он не исполнял свои трудовые обязанности и не действовал в интересах работодателя, управляя самовольно взятым автомобилем, не закрепленным за ним, оснований для отнесения произошедшего с ним несчастного случая к несчастным случаям на производстве не имеется, в связи с чем иск Семиной Л.В. о взыскании с государственного учреждения - Рязанского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу ее несовершеннолетней дочери Семиной М.С. единовременной и ежемесячной страховых выплат в связи с гибелью Семина С.В., а также пени за задержку выплат удовлетворению не подлежит».

При расследовании профессиональных заболеваний применяются положения ТК РФ, Положение о расследовании и учете профессиональных заболеваний, утвержденное постановлением Правительства РФ № 967 от 5 декабря 2000 года. Для расследования профессиональных заболеваний также создается комиссия по рассмотренным правилам. Однако само расследование профессиональных заболеваний имеет особенности.

При установлении предварительного диагноза - острое профессиональное заболевание (отравление) - учреждение здравоохранение, в которое обратился или поступил работник, обязано в течение суток направить экстренное извещение о профессиональ

ном заболевании работника в центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора, осуществляющий надзор за организацией или объектом, на котором произошел случай профессионального заболевания, а также работодателю. Названный центр после получения данного извещения в течение суток приступает к выяснению обстоятельств и причин профессионального заболевания, после их выявления центр составляет санитарно-гигиеническую характеристику условий труда пострадавшего работника и направляет ее в государственное или муниципальное учреждение здравоохранения по месту жительства или прикрепления пострадавшего работника. Названная характеристика должна быть составлена в течение двух недель со дня получения экстренного сообщения о профессиональном заболевании. С санитарно-гигиенической характеристикой условий труда пострадавшего работника знакомится полномочный представитель работодателя, который вправе изложить свои возражения, прилагаемые к данной характеристике. Государственное или муниципальное учреждение здравоохранения по месту жительства или прикрепления работника на основании клинических данных о состоянии здоровья и санитарно-гигиенической характеристики условий труда устанавливает заключительный диагноз - острое профессиональное заболевание (отравление) и составляет медицинское заключение. При невозможности установить окончательный диагноз медицинское учреждение устанавливает предварительный диагноз и в месячный срок направляет пострадавшего работника в специализированное лечебно-профилактическое учреждение или его подразделение (центр профессиональной патологии, клинику или отдел профессиональных заболеваний медицинских научных организаций клинического профиля). Названные организации устанавливают работнику окончательный диагноз. Медицинское заключение о наличии у работника профессионального заболевания выдается ему под расписку, а также направляется в соответствующее отделение Фонда социального страхования РФ, в котором работник застрахован или должен быть застрахован от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.