Чековая операция предоставляет собой одну из основных операций банков. Поэтому чекодатель, являясь собственником тех сумм, которые он отдал банку, имеет право распоряжаться ими по своему усмотрению посредством чеков, и банк не вправе отказаться от оплаты чека во всех тех случаях, когда чек удовлетворяет формальным требованиям и предъявлен в установленный срок. “Чек, в известных случаях, выступает… в роли денег, а зачетная его деятельность дает возможность банку держать у себя в кассе соответственно меньшую наличность и использовать в виде ссудных капиталов соответственно большую часть из поступающих к нему вкладов“.— подчеркивает З.С.Канцеленбаум[42].
Относительно права чекодателя приостановить после выдачи чека платежи, то есть отдать банку распоряжение о неоплате чека, и обязан ли банк, получивший распоряжение об отмене иска, подчиниться такому распоряжению, некоторые дореволюционные законодательства (например, французское и итальянское) не давали чекодателю права на отмену (ревокацию) и считали, что отмена чекодателем приказа не имеет никакой силы. Только английское право признавало возможность ревокации и оставляло ответственность за отмену платежа всецело на чекодателе[43].
По способу расчета различают чеки расчетные и переводные (зачетные). Первые предназначаются для выплаты по ним наличных сумм, а вторые лишь для перенесения денежных сумм со счета на счет, для зачета их по взаимным обязательствам различных лиц. Чеки второй категории бывают различных форм, в зависимости от того, представляют ли чек в банк вкладчиком, счет которого кредитуется, или вкладчиком, счет которого дебетируется. В первом случает мы имеем дело с обыкновенным чеком, во втором — с переводным в собственном смысле слова, так как по мимо перевода суммы со счета на счет иного назначения данный чек иметь не может.
Когда лица, выдающие друг другу чеки при производстве платежей или принимающие друг у друга чеки при получении платежей, имеют вклады на текущих счетах в одном и том же банке, то их чеками обязательства погашаются без необходимости выдач из банка денег, внесенных в него на вклады. "Так как погашение обязательства и без того повлекло бы за собою уменьшение вкладов,— пишет И.И.Кауфман,— то понятно, что отсутствие этого уменьшение при прекращении обязательств равносильно увеличению вкладов или соответствующих им ссудных капиталов"[44].
Следовательно, собирая у себя путем вкладов на текущие счета обязательств многих лиц, которыми они производят друг другу платежи, банк перенимает на себя от одних обязательства должника, а от других — обязательства кредитора. Сливая и сосредоточивая в себе те и другие обязательства, банк путем этого сосредоточения уже получает возможность погашать одни обязательства другими и через это высвобождает те суммы денег, которые иначе были бы нужны на погашение означенных обязательств. "Самое принятие чека,— отмечает З.П.Евзлин,— зависит от степени доверия чекопринимателя к заявлению выдавателя чека, что платеж наличными деньгами будет произведен указанным ему плательщиком в определенном месте"[45]. Выдавая же чек, чекодатель не уступает чекопринимателю своего права требования к плательщику, ни права собственности на вклад, служащий обеспечением открытого ему кредита. Поэтому, в случае неправильного отказа плательщика от платежа, лишь чекодатель вправе требовать от плательщика возмещения своих убытков, и чекодатель может предъявить свои претензии только к чекодателю, который не доставил ему удовлетворения долгового требования установленным способом.
В практике современных банков обращение чеков, основанное на системе расчетных палат, теснейшим образом связано с операцией текущих счетов. Однако, как подчеркивает З.С.Каценеленбаум, "было бы неправильно считать, что текущие счета логически неотделимы от чекового обращения. Например, операция текущих счетов вполне самостоятельное значение, совершенно независимо от чека"[46]. Всякий раз, когда банк производит платеж за счет лица, которое в него внесло вкладом на текущий счет свои деньги, он очищает (компенсирует) свои долговые отношения к этому лицу взаимностью.
Таким образом, участникам отношений по чеку являются чекодатель, чекодержатель и плательщик. Чекодателем, считается лицо, выписавшее чек; чекодержателем — лицо, являющееся владельцем выписанного чека; плательщиком — банк или иное кредитное учреждение, получившее лицензию на совершение банковских операций и производящее платежи по предъявленному чеку. Способность быть участником чекового оборота называется чековой правоспособностью. Как правильно подчеркивает Г.Ф.Шершеневич, "чек основан на договоре. Без предварительного соглашения банк не может быть обязан исполнить предложение своего клиента. Такой самостоятельный (чековый) договор вытекает из обстановки дела, а чаще всего из выдачи банком клиенту чековой книжки с бланками чеков"[47].
Принято различать активную чековую правоспособность и пассивную. Активная чековая правоспособность — это право выдавать чеки. Такая правоспособность, а так же способность приобретать чеки и передавать их дальше, принадлежит всем лицам, обладающим общей гражданской правоспособностью. В отношении пассивной чековой правоспособности в законодательстве имеются ограничения. Плательщиком по чеку может быть только банк.
Относительно юридической стороны природы чека были высказаны три точки зрения:
1) чек — разновидность переводного векселя (английская конструкция);
2) выдача чека, а так же дальнейшая его передача представляет собой передачу права на его покрытие, которое находится у плательщика (французская модель);
3) теория двойного уполномочия (германская конструкция)[48].
Последней модели придерживался М.М.Агарков, который считал, что "чек представляет собой, во-первых, уполномочие чекодателем плательщика произвести платеж чекодержателю за счет чекодателя и, во-вторых, уполномочие чекодателем чекодержателя получить платеж за счет чекодателя"[49]. Изложенная конструкция рассматривает чек как институт, стоящий рядом с переводным векселем и теоретически объединяемый с последним в едином родовом понятии перевода, в отношении которого понятие чека, переводного векселя, а также переводного билета являются понятиями видовыми.
Различия между чеком и переводным векселем достаточно мастерски выявляет Г.Ф.Шерешеневич. Во-первых, вексель не может быть выдан на предъявителя, а чек почти всегда выдается на предъявителя. Во-вторых, вексель связывает тех, кто их подписал, особой солидарной ответственностью, совершенно чуждой чеку. В-третьих, вексель, как орудие кредита, выдается на продолжительный срок не меньше месяца, а чек, как исключительное орудие платежа, выдается сроком на несколько дней. В-четвертых, вексель имеет широкое обращение, тогда как чек вращается только вблизи своего банка. И, наконец, в-пятых, векселедатель отвечает по векселю, а чекодатель по чеку не отвечает[50].
Выдача чека создает отношения между чекодателем и чекодержателем, принимающим чек в погашение своего права требования к первому. Кроме того, возникают определенные правоотношения между чекодателем и банком, а так же между чекодержателем и банком. Основным вопросом из области отношений чекодателя и банка (плательщика) является вопрос об основании обязанности банка оплачивать чеки. Эта обязанность может быть основана на законе или договоре. Основным вопросом отношения между чекодателем и чекодержателем является вопрос о том, основаны ли права чекодержателя на договоре первого приобретателя с чекодателем и плательщиком. Плательщик не обязан в отношении чекодержателя оплатить чек. Однако такая обязанность может иметь место в случае акцепта чека плательщиком[51].
Особое значение в регулировании чекового обращения в Российской Федерации играет принятое постановление Верховного Совета Российской Федерации от 13 февраля 1992 года "Положение о чеках"[52].
В главе первой говорится о том, что чек является документом уставной формы, содержащей письменное поручение чекодателя плательщику произвести платеж чекодержателю указанной в нем денежной суммы (ст. 1 Положения о чеках, ст. 877 ГК). Далее подчеркивается необходимость определенного содержания чека: наименование "чек" производится на том языке, на котором этот документ составлен; содержится поручение плательщику выплатить конкретную денежную суммы; указываются валюта платежа, а так же место и дата составления чека; становится подпись чекодателя (ст. 3 Положения о чеках, ст. 878 ГК).
Чек может быть передан во владение другому лицу путем простого вручения, посредством индоссамента или в другом порядке в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. При этом посредством индоссамента могут быть передаваться ордерные и предъявительские чеки. Именной чек не подлежит передаче, за исключением случаев обращения взыскания на имущество чекодержателя (ст. 11 Положения о чеках). Передача ордерного или предъявительского чека посредством индоссамента может быть совершена любому другому лицу (включая чекодателя), которое может индоссировать чек. Кроме того, индоссамент на плательщика имеет лишь силу расписки по платежу (ст. 12 Положения о чеках). Индоссамент может быть именным, если в нем указано наименование лица, которому передается чек, или бланковым, если оно не указано. Индоссамент не предъявителя имеет силу бланкового индоссамента (ст. 14 Положения о чеках, ст.880 ГК).