Смекни!
smekni.com

Гриневецкий Василий Игнатьевич (стр. 5 из 6)

К Октябрьской революции и ее вождю Ленину он относился с нескрываемой враждебностью, но верил, что коммунистическое правительство - зло преходящее и существовать долго в России не будет. Он был убежден, что возвращение от коммунизма к “нормальной” жизни не будет только восстановлением хозяйства, потрясенного войной и большевизмом, а даст место новому, чисто американскому огромному хозяйственному развитию, многие признаки которого, по его мнению, уже имелись в годы, предшествовавшие войне. С такого рода убеждением он уехал из Москвы в Харьков, где в 1918 году издал солидную интересную книгу “Послевоенные проблемы русской промышленности”, содержащую продуманный план общей реконструкции экономики России. Ничего подобного в русской экономической литературе до тех пор не существовало. Из нее коммунисты лишь впервые узнали, какие конкретные технико-экономические задачи должны быть поставлены в порядок дня”.

Далее Н.Валентинов пишет: “... Книга Гриневецкого, попавшая из Харькова в Москву, сделалась настольной в наркоматах, главках и в центрах. Она была напечатана сравнительно небольшим тиражом, и спрос на нее оказался таким, что понадобилось второе ее издание. Государственное издательство находило для себя неловким, неудобным печатать произведение, полное самых презрительных замечаний по адресу коммунистов. Поэтому по указанию Отдела печати ЦК она была переиздана в 1922 г. Центральным союзом потребительских обществ, считавшимся тогда некоммунистическим учреждением. ...Она попала в руки Ленина в 1919 г. Красин первый обратил на нее его внимание. Ленин впился в нее и, не отрываясь, прочитал одним залпом. Кроме замечаний вроде “темный реакционер”, “взбесившийся буржуа”, остальные полны величайшей похвалы: “умница”, “правильно”, “вот, что нам нужно”, “запомнить”, “это нам нужно в первую очередь” и т.д. Книга, несомненно, произвела на В.И.Ленина огромное впечатление, хотя, насколько помню, на нее нет ссылок в его сочинениях. Здесь нет ничего удивительного - кроме Маркса и Энгельса других поминать Ленин не любил. Желая указать руководителям советского хозяйства, какие планы и мысли Гриневецкого требуют скорейшего осуществления, применения, Ленин дал переполненную его замечаниями книгу на прочтение сначала Цюрюпе, потом Рыкову…” Под влиянием этой книги Ленин стал настаивать на быстрейшем составлении государственных планов развития народного хозяйства, в основу которых должна быть положена электрификация страны.

Не менее высокую оценку дал работе Гриневецкого другой лидер большевиков Л.Д.Троцкий, который в беседе с тем же Н.Валентиновым с раздражением заметил: «Гриневецкий! Первоклассный инженер-техник, первоклассный изобретатель, на теплотехническом институте совершенно справедливо стоит его имя. Но ведь в то же время он невыносимый, махровый реакционер. Послевоенная перспектива у него вся в том, чтобы ничего не оставить от Октябрьской революции. Лишь вследствие отсутствия у нас пламени планового творчества - а без планирования нет социализма - от сужения больших плановых задач до горизонта «шпаргальщика», Гриневецкий сделался вроде пророка, учителя планирования».

Получилось так, что по словам вождей большевиков, «махровый реакционер» В.И. Гриневецкий оказался инспиратором планов экономического и технического развития СССР.

В своей работе он считал, что необходимо выплачивать долги царского правительства, широко привлекать иностранный капитал и выдавать концессии. Кроме того, он оказался настоящим пророком в своих технических и организационных прогнозах. Вот лишь некоторые из них:

1. Главной проблемой ближайшего будущего станет сбережение топлива. Среди технических мер к достижению этой цели “на первом плане можно поставить электрификацию промышленности, снабжение ее энергией от районных станций, работающих на малоценном, но зато дешевом топливе”. Дороговизна топлива сделает рентабельной постройку гидроэлектростанций: “…Большинство крупных источников водяной силы, как реки Свирь, Мета, Волхов, Днепровские пороги, большинство рек Кавказа не были использованы... Считаясь с периодом в 6—10 лет, можно оценивать сумму мощности районных тепловых и гидравлических электрических станций примерно в 750 тыс. л. с.”

И уже в конце декабря 1920 года Государственная комиссия по электрификации России, образованная в феврале 1920 года, образованная ВСНХ и утвержденная Советом Труда и Обороны, представила «План электрификации РСФСР». За планом ГОЭЛРО последовали еще более обоснованные пятилетние планы, в создании которых участвовали ученики и коллеги В.И. Гриневецкого.

В осуществление плана ГОЭЛРО к 1928—1929 гг. были построены тепловые станция, работающие на дешевом местном топливе (в частности Шатурская, работающая на торфе), и гидростанции на Волхове, Свири и др. суммарной мощностью 700 тыс. л. с. Несколькими годами позже завершено и строительство Днепрогэса.

2. У Гриневецкого мы читаем :“Урал должен встретить опасного соперника в Кузнецком районе, где... соберутся все данные для развития крупной металлургической промышленности современного типа”.

Созданный в 1930 годах знаменитый “Урало-Кузнецкий комбинат”, работающий на уральской руде и на кузнецком угле, стал мощной металлургической базой Сибири.

3. В книге Гриневецкого написано: “Интересы промышленности... ставят на ближайшую очередь прямую железно- дорожную связь Сибири и Туркестана”.

И как бы во исполнение предсказаний Гриневецкого знаменитый “Турксиб” стал первой крупной железнодорожной магистралью, построенной в годы Советской власти В 1927—1930 гг.

4. Гриневецкий предлагал: «Создание новых водных магистралей потребует многолетних работ и колоссальных затрат. Сюда можно отнести соединение Волги с Доном, регулирование порогов Днепра, соединение Черного и Балтийского морей, Волжского бассейна с Белым морем и Ледовитым океаном».

Историческая справка: Постройка Волго-Донского канала и модернизация Мариинской системы, Беломорско-Балтийский канал и другие реализованные проекты сделали в наши дни Москву портом пяти морей: Черного, Азовского, Балтийского, Белого и Каспийского.

5. В 1918 г. Гриневецкий не только сконцентрировал внимание русской инженерии на главной задаче — повышении производительности труда, — но я наметил основные пути выполнения этой задачи. “Будущее потребует решительного проведения специализации в производство, широкого введения принципов массовой фабрикации и нормализации, исправления недочетов расположения в характере развития предприятий путем перестройки их по цельным техническим планам... затем — усиления оборудования и улучшения условий общего и внутреннего транспорта...”

В 1930 г. в первой Большой Советской Энциклопедии о книге профессора В.И. Гриневецкого сказано: “Она должна быть отнесена к числу наиболее серьезных работ русской буржуазной экономической литературы вследствие обстоятельного практического знакомства автора с русской промышленностью, мастерской обработки статистических данных, широкого охвата крупнейших проблем и смелости их решения. Она дает план реконструкции хозяйства России и прежде всего, ее промышленности, перестройки ее энергетического хозяйства, создания сети районных электроцентралей при широком использовании водяной энергии и местного топлива, значительного расширения железнодорожной сети, сверхмагистрализации важнейших железнодорожных линий, введения тепловозов, перенесения промышленности к источникам сырья, энергии к потребителям и радикальной технической и организационной перестройки промышленности. Все крупнейшие технико-экономические проблемы, которые разрешаются в настоящее время пролетариатом СССР, были затронуты в работе Гриневецкого”.

Отдельного внимания заслуживает проблема замены на железнодорожном транспорте паровозов тепловозами, впервые сформулированная В.И. Гриневецким. Профессору В. И. Гриневецкому принадлежит честь основания первой русской школы по созданию отечественных тепловозов, развитая в дальнейшем его ближайшими учениками и последователями.

Предвидя тяжелую борьбу паровоза с тепловозом и имея ввиду консерватизм русских железнодорожных кругов в восприятии идеи тепловоза, В.И. Гриневецкнй неустанно работает над созданием улучшенных типов тепловозов, захватывая целиком в своей работе своих учеников. Весной 1918 года В. И. Гриневецкий выступает на Всероссийском съезде представителей тяги и подвижного состава с докладом о тепловозах. В своем докладе Василий Игнатьевич подробно остановился на проблеме тепловоза, ее значении для России и рассказал, как долго и упорно он со своими помощниками А. Н. Шелестом и Б.Ошурковым искали двигатель такого типа, который мог бы применен для будущих тепловозов. Прения по докладу проходили бурно. После прений доклад был одобрен и было принято решение рекомендовать для реализации проекты по тепловозам.

Так обстояло дело с русским тепловозом весной 1918. г. К этому времени стаж работы Гриневецкого над проблемой исчислялся уже 10 годами. Еще в 1906 г. он заявил привилегию на двигатель внутреннего сгорания транспортного типа и получил на него охранное свидетельство № 30481. История разработки этого двигателя весьма поучительна для всякого, кто интересуется творческой лабораторией одного из самых талантливых наших инженеров, кто желает понять метод его подхода к новой технической проблеме.