Развивалась электроэнергетика. Доля электроэнергии в топливно-энергетическом балансе постоянно возрастала и достигла в этот период 15-20%, треть из которых вырабатывалась на ГЕС. Производство электроэнергии по крупнейшим регионам мира распределялось следующим образом: на Северную Америку приходилось около 40%, на Западную Европу - 32, на СССР - более 8, на Восточную Европу - около 6, на Азию и Африку более 4, на Австралию и Японию - по 4%. Очень выросли темпы роста в электроэнергетике в последние годы этого периода, составив 7-8%.
На втором этапе развития энергетики возросло значение транспортирования топлива на большие расстояния как внутри стран, так и в международном масштабе. Первые соглашения о международном транзите были подписаны в1920-х ГГ., и уже в 1930-е гг. трубопроводный транспорт стал важнейшей составляющей энергетики, хотя межстрановые передачи энергии по трубопроводам были еще невелики. Наиболее активно развивался трубопроводный транспорт в США, где длина отдельных трубопроводов превышала в это время 2000 км. Однако настоящий бум в строительстве трубопроводов начался во второй половине1940-х гг.
Крупнейшим производителем энергии в этот период стали США, оттеснив Западную Европу. В США были осуществлены многие значительные энергопроекты: создание крупной угольной промышленности на юге страны; нефтяной - в штатах Техас, Луизиана и Калифорния; создание Администрации долины реки Теннеси первого в мире комплексного многоцелевого проекта гидротехнических сооружений, охватывающих своим влиянием весь водосборный бассейн реки; строительство крупнейших в стране ГЭС на р. Колумбия и др.
Третий период развития энергетики, продолжавшийся с начала1950-х до середины 1970-х ГГ., ознаменовался двумя важнейшими событиями - вводом в строй первых АЭС в СССР (1954 г.) и США (1957 г.) и энергетическим кризисом 1973 г., который изменил тенденции развития мировой энергетики. В целом для этого периода характерны высокие (5-6% в год) темпы роста. По сравнению с предыдущим периодом ежегодные абсолютные приросты производства энергии намного увеличились. Это был настоящий скачок в развитии отрасли, когда производство первичной энергии увеличилось с 2,8 млрд. 9 млрд. т. у. т. Начиная с 1960-х гг. в структуре топливно-энергетического баланса появился новый компонент - атомная энергия. Цифры добычи урана исказили общую картину баланса, особенно в территориальном плане, так как на нужды собственно энергетики шла меньшая часть добытого урана, отчего доля атомной энергии в ТЭБ была на самом деле значительно меньше приводившихся данных. Так, в США, где в этот период активно шло строительство АЭС, ее доля в балансе электроэнергетики только в конце1960- х гг. превысила 1 %.
В основном рост энергетики в этот период шел благодаря разработке крупнейших запасов нефти на Ближнем Востоке и в Северной Африке, запасов природного газа и нефти в СССР и СШA, а также добычи угля в СССР, Китае и Восточной Европе. Несмотря на абсолютное увеличение добычи угля, его доля в топливно-энергетическом балансе уменьшалась из-за роста доли нефти и природного газа (соответственно 30, 44 и 18%). Продолжала уменьшаться и доля гидроэнергии (до 6%). Добыча урана составляла 2%, из которых собственно на энергетику шло порядка 0,2-0,3%. Таким образом, в эти годы происходила перестройка не только общего топливно-энергетического баланса, но и баланса электроэнергетики, в котором резко повысилась роль экологически более чистых и качественных видов топлива.
В эти годы лидером в мировой угольной промышленноcmи оставалась Северная Америка, где рост добычи происходил прежде всего в западных районах СШA и в Канаде. Добыча угля росла во всех регионах мира, кроме Западной Европы, где она сократилась на треть.
В промышленно развитых странах в этот период проходил интенсивный переход теплоэнергетики с угля на углеводородное топливо, что вызвало кризис в угольной отрасли многих из них или в их отдельных угледобывающих районах. Так, в США, в связи с переводом некоторых ТЭС восточного побережья на нефтяное топливо, завозимое из стран Ближнего Востока, начался застой в добыче угля в старейших угледобывающих районах восточных штатов при росте добычи в западных, где началось строительство крупных угольных ТЭС, предназначенных для экспорта электроэнергии в промышленно-развитые штаты Севера.
В нефтяной промышленноcmи CШA, которая до 1953 г. обеспечивала половину мировой добычи нефти, объемы добычи сокращались, так как стоимость ее доставки из района Персидского залива до Нью-Йорка была почти в два раза меньше, чем цена на собственную нефть, поставляемую из других штатов. Поэтому на восточное побережье страны было выгоднее завозить нефть, чем наращивать там собственную добычу. Ближний Восток превратился в послевоенные годы в крупнейший нефтедобывающий регион мира. Примерно до1953 г. первое место занимал Иран, затем до 1971 г. попеременно главенствовали Иран и Саудовская Аравия, ставшая потом единственным лидером.
Некоторые страны Африки (Нигерия, Aлжuр, Египет и др.) в этот период также вошли в число нефтедобывающих государств, причем их значение в мировой добыче нефти все возрастало. Наращивалась ее добыча и в азиатских странах (Индонезия, Малайзия, Бруней и др.). Появилась нефтедобыча в Китае. Нефтяная промышленность Австралии, имеющая значительные объемы, превращалась в крупную экспортную отрасль, Латинская Америка, давая на мировой рынок порядка20% нефти, продолжала занимать одно из ведущих мест в мире.
Среди стран Восточной Европы устойчивый рост добычи нефти (около 6% в год) имели Румыния и Югославия. Их нефтедобыча приобрела на этом этапе региональное значение.
После открытия нефти в Северном море возросло значение Западной Европы как продуцента первичной энергии. В число крупных нефтедобывающих cтpaн вошли Великобритания и Норвегия.
В СССР центр тяжести нефтяной промышленности стал приходиться на Волго-Уральский район, который давал свыше 70% всей добываемой нефти, т. е. столько же, сколько давал Баку в предыдущий период. Нефтяная промышленность превратилась в СССР в крупную экспортную отрасль международного значения.
Этот период ознаменовался также ростом добычи природного газа - в Три раза по сравнению с предыдущим. Хотя основная часть его добычи и продолжала концентрироваться в Северной Америке. однако существенно возросла доля СССР и Западной Европы, которые вместе давали порядка четверти мировой добычи. Заметной стала роль в мировой добыче и торговле природным газом развивающихся стран.
Но наиболее высокими темпами росло проuзводcmво электроэнергии. Около 74% ее в этот период получали на ТЭС, 24 - на ГЭС, 2% - на АЭС. На производство электроэнергии шла четвертая часть всей произведенной первичной энергии.
Территориальная структура отрасли несколько изменилась из-за роста мощностей в СССР и других социалистических странах и выглядела следующим образом: на развитые капиталистические страны приходилось 74% производства электроэнергии, на страны социалистического блока - 21, на развивающиеся страны - 5%.
в эти годы произошло существенное развитие трубопроводного транспорта. Наиболее разветвленной сетью трубопроводов обладали CШA и страны Западной Европы. Активно увеличивалась трубопроводная сеть СССР, ставшего крупным поставщиком углеводородного топлива, и стран, где энергодобыча превратилась в крупную статью экспорта (Канада, Австралuя, страны Латинской Америки).
Вторая половина этого периода, благодаря обилию на мировом рынке нефти из стран Ближнего и Среднего Востока стала временем доступной и дешевой энергии. Несколько уменьшилось значение энергетики как фактора размещения промышленности. Так, американский географ Караска писал: «...в современном постиндустриальном обществе технология прогрессирует быстрыми темпами, поэтому большое число чрезвычайно разнообразных продуктов может быть произведено в любом месте при относительно сопоставимых ценах» и «...вопрос о том, где размещать предприятия, ставится нечасто и значимость его невелика» Низкие цены на энергию до середины 1970-х гг. способствовали росту ее потребления и расточительному ее использованию. Наиболее ярко это проявилось в США, где выгоднее было увеличивать мощность энергоустановок, чем применять энергосберегающие технологии. Повышение уровня жизни в промышленно развитых странах также способствовало росту энергопотребления, что вело к увеличению их зависимости от внешних источников энергоснабжения.
Благополучное поступательное развитие энергетики в этот период было прервано энергетическим кризисом 1973 г. Наиболее болезненно он сказался в промышленно развитых странах с их более быстрыми темпами роста общего потребления по сравнению с ростом национальных возможностей. Они оказались неподготовленными к перестройке мирохозяйственных связей. Так, в 1970 г. эти страны производили 42,5% энергоносителей, а потребляли 64%. Это стало возможным благодаря неэквивалентному обмену, практиковавшемуся в течение многих лет между ними и развивающимися странами. Цена нефти в предкризисный период была значительно ниже среднемировых цен на энергоносители. В результате нефть вытесняла из топливно-энергетического баланса другие виды энергии в пропорциях, не соответствующих реальным энергоресурсам промышленно развитых стран. Такая ситуация создала объективные предпосылки, на фоне которых и развился энергетический кризис, вызванный главным образом факторами, лежащими в сфере международных отношений (усиление противоречий между промышленно развитыми странами и становлением экономической самостоятельности развивающихся стран, стремившихся к полному контролю над собственными природными ресурсами).В результате энергетического кризиса произошли изменения во внешней торговле, а также в сфере обращения капитала на мировом финансовом рынке. Изменилось также соотношение между обрабатывающей, добывающей промышленностью и энергетикой в пользу двух последних.