Смекни!
smekni.com

Астрономия древних цивилизаций (стр. 2 из 4)

Вселенская мифология вед

Во II тысячелетии до н. э. на территорию Индостана с северо-запада пришли арии — одно из индоевропейских племён. Они принесли в Индию новую культуру, которая в дальнейшем определила облик страны. Ведийская культура близка европейской. У нас с ней общее прошлое, нам понятны имена ведийских богов: Парджанья — Перун, Сави-тар — бог света, Агни — бог огня, Бхага (буквально Податель, Богатство, Счастье, Благо) — имя, родственное русскому «Бог».

Веды — древнейшие литературные памятники Индии. Слово «веда» (родственное русскому «ведать») означает «священное знание». Это четыре свода гимнов и заклинаний богам. Ригведа (веда гимнов) — самая древняя. Ей более 3 тыс. лет. В ведах отражены космологические представления ариев.

Изначальное состояние мира было хаотическим, неупорядоченным: «Тогда не было ни сущего, ни не сушего. Не было ни воздушного пространства, ни неба над ним... Не было разницы между днём и ночью, всё было неразличимо-текучим... Без дуновения дышало единое, и кроме него ничего не было».

Первыми возникли воды. Они породили огонь. Великой силой тепла в них рождено было Мировое Яйцо. Из него вышел бог-творец Праджапати (позднее в индуистской мифологии его заменил Брахма). Верхняя половина Яйиа стала Небом, нижняя — Землёй, а между ними, чтобы разделить их, бог творец поместил Воздух.

По другой версии, мир был создан из тела первого человека Пуруши. Из его разума возник Месяц, из ока — Солние, его голова стала Небом, ноги — Землёй, а из ушей создались страны света. Так из великой жертвы сотворили мир вечные боги.

Ведийиы разделяли Вселенную на три яруса, три мира, — Землю, Воздушную область и Небо. Каждый мир в свою очередь включал три части. В Ригведе об этом пелось так:

Через пламя, Землю и растения —

так этот мир трёхсоставен,

Через ветер, воздух и птиц —

так тот мир трёхсоставен,

Через Солнце, Небо и звезды —

гак мир иной трёхсоставен.

Из пальца на левой ноге Брахмы родилась дочь. Её имя — Вирини-Ночь. У Ночи было 50 дочерей. 27 из них она отдала в жены Соме, богу Луны, и они стали созвездиями зодиака.

Бог Дакши вышел из большого пальиа правой ноги Брахмы. Внуки Дакши — 12 братьев — величайших богов мира. Среди них Варуна, Митра, Бхага, Индра, Вивасват. Вивасват родился без рук, без ног — круглый и гладкий, как шар. Посмотрели на него братья и сказали: «Мы его переделаем». Отсекли они от шара всё лишнее и получился бог, подобный человеку, — бог Солнца Сурья.

Считалось, что Солние-Сурья управляет мирами и вынуждает созвездия прятаться. В одном из текстов говорится о пребывании его ночью ниже Земли: «Солнце устраивает ночь у нас и день на другой стороне, а потом наоборот». Здесь можно видеть отголосок мифа о Мировом Яйие, где небо в виде скорлупы «обнимает» висящую в середине плоскую Землю.

Ведийиы имели ясное представление об эклиптике, которую называли Тропой Сурьи. В ведах сказано, что торную дорогу в небе для Солнца устроил Варуна, бог верхних и нижних вод, родственный греческому Урану, богу звёздного неба. Индийцы разделили эклиптику на 28 созвездий — «лунных стоянок» (Ауна обходит эклиптику за 27,3 суток). Позднее число созвездий было уменьшено до 27.

У Сомы-Месяца было 27 жён, но он любил одну Рахини. «Ты должен любить всех моих дочерей», — говорил ему Дакша, муж Ночи. Но Соме не хотелось уходить из дома Ра-хини. И тогда Дакша, Отец Богов, наслал на него немощь. Стал Сома чахнуть и худеть, а на Земле начали вянуть цветы и травы, а затем и многие животные стали спадать с тела. И тогда боги попросили Отца Богов снять чары с Сомы. «Пусть он ходит ко всем моим дочерям», — сказал Дакша. И Сома пошёл вдоль эклиптики — каждую ночь в новый дом. «С тех пор Луна прибывает в светлые ночи месяца и убывает, когда ночи темнеют». А ещё Сома-Месяц «заведовал» планетами, а Будха-Меркурий был его сыном.

Крылатый символ египтян

Когда пятен и протуберанцев на Солнце много, у солнечной короны «растрёпанный» вид. Её искривлённые лучи торчат во все стороны, как волосы на голове человека, только что вскочившего со сна. Когда же на Солнце пятен мало, то корона вытягивается вдоль солнечного экватора наподобие крыльев или опахал.

Астроном Нина Михайловна Субботина высказала предположение, что изображение крылатого Солнца у египтян, этот их священный и любимый наравне со скарабеем символ, есть не что иное, как изображение Солнца с его короной.

Корона, хорошо видимая при затмении невооружённым глазом, не могла не производить потрясающего впечатления на наблюдательных египетских жрецов, которые к тому же обоготворяли Солнце и придумали изображение крылатого Солнца.(По книге Б. А. Воронцова-Вельяминова «Очерки о Вселенной». 1976г.)

Астрономия на глиняных табличках

Месопотамия, или Междуречье, — это область на Ближнем Востоке, лежащая по берегам двух больших текущих рядом рек, Тигра и Евфрата. На протяжении 3 тыс. лет, с конца IV тысячелетия до н. э. и до I тысячелетия н. э., здесь находился центр цивилизации, культурное влияние которой простиралось от берегов Средиземного моря на западе до Иранского нагорья на востоке и от Кавказских гор на севере до Персидского залива на юге. Среди многочисленных достижений этой цивилизации особое место занимает развитие астрономии. Как и все науки древности, за исключением уникальной древнегреческой, здешняя астрономия носила преимущественно прикладной характер, изучая движение светил для аграрных и религиозных нужд. Но именно накопленные месопотамскими учёными данные и математические приёмы позволили Гиппарху и Птолемею заложить основы астрономической науки.

ВIII тысячелетии до н. э. Месопотамия была населена шумерами, язык которых не родствен ни одному из известных современных и древних языков. Шумеры создали в Южной Месопотамии несколько городов-государств, ставших центрами культурного развития. Важнейшими из них были расположившиеся на Евфрате Ур и Урук и разместившиеся в Междуречье Лагаш и Ниппур. В центре шумерских городов помещались храмы, которые обычно представляли собой многоступенчатые пирамиды. На верхней площадке пирамиды стоял собственно храм сравнительно скромных размеров. Подобные сооружения, называвшиеся зиккуратами, возвышались над остальными постройками и выражали идею «связи небес и земли» (такое имя носил зиккурат в Ниппуре). Это название подтверждает и астрономическое значение зиккуратов.

Важнейшим культурным достижением шумеров стало создание письменности. Материалом для письма служили таблички из сырой глины, на которые с помощью остроконечной палочки наносили характерные клинообразные знаки. Отсюда происходит название этой системы письма — клинопись. Заполненные записями таблички обжигали; это обеспечило их сохранность на протяжении тысячелетий. На основе клинописи развилась целая литература, в которой встречается много астрономических текстов.

Астрономия шумерского периода была наблюдательной. Шумеры обожествляли небесные светила (Ан — Небо, Угу — Солнце, Нанна — Луна и Инанна — Венера). Уже в начале III тысячелетия до н. э. шумеры знали, что Утренняя и Вечерняя звезда представляют собой одно и то же светило — планету Венеру. А в конце этого тысячелетия был создан клинописный текст, содержавший список шумерских созвездий, которые также считались божествами. Он свидетельствует о том, что шумеры выделяли планеты как самостоятельную категорию небесных светил. Они называли их «дикими овцами», чтобы отличить от неподвижных звёзд. Однако неясно, сколько планет было им известно.

Северную часть Нижней Месопотамии с давних времён населяли восточные семиты. Постепенно они стали принимать всё большее участие в делах шумерских городов. В XXIV в. до н. э. к власти в одной из областей в результате переворота пришёл семит незнатного происхождения — Саргон Древний. Он основал город Аккад, ставший столицей одноимённого государства. Аккадцы не разрушили, а усвоили и развили шумерскую культуру, приспособив к своему языку и клинопись. Со временем шумерский язык в Месопотамии вышел из употребления и сменился аккадским.

В начале II тысячелетия до н. э. в среднем течении Евфрата возвысился город Вавилон, бывший до того незаметным селением. Наивысшего расцвета он достиг при царе Хаммурапи. К этому периоду, называемому старовавилонским, относятся первые дошедшие до нас собственно астрономические тексты. Они содержат результаты наблюдений видимости Венеры, проводившихся в течение 21 года. Иногда очевидны их астрологические цели. В одном из них, в частности, говорится: «Если в месяце нисану во 2-й день Венера взошла на востоке, в стране будет нужда. Три месяца она отсутствует на небе. Седьмого аддару Венера появится на западе, и один царь проявит враждебность к другому». Солнце (Шамаш) и Луна (Син) «отвечали» за погоду и календарь, а Венера (Иштар) — за плодородие и войны. Поэтому и нужно было изучать «нрав» планеты.

Около 1600 г. до н. э. Вавилон завоевали пришельцы с востока — касситы. Их правление продолжалось около 500 лет. От этого периода, получившего название «касситский», сохранилась серия астрологических текстов «Энума Ану Энлиль», в которых содержится около 7 тыс. предсказаний. Предсказания касались в основном обстоятельств жизни царя, его семьи и страны в целом. Судеб простых людей они не затрагивали.