Смекни!
smekni.com

Астрономия древних цивилизаций (стр. 4 из 4)

Развитие календаря связано с выдающимся астрономом Чжан Хэном (78–139). Ему также принадлежит труд «Строение Вселенной», где говорится, что только в северном полушарии неба находится 2500 звёзд, расположенных в 124 созвездиях. Чжан Хэн создал армиллярную сферу, с помощью которой определялись экваториальные координаты светил. Самый древний каталог звёзд относится к 360 г. до н. э. Его составил Ши Шень. В списке 122 созвездия с 809 звёздами. К сожалению, на звёздных картах все звёзды показаны одинаковыми точками независимо от их блеска, и их трудно отождествить.

В Древнем Китае было много изобретений, среди них — гномон, компас, солнечные и водяные часы и др. Гномон использовался для определения наклона экватора к эклиптике.

Ценными для науки оказались китайские летописи, в которых сообщалось о солнечных и лунных затмениях, появлении комет, вспышках новых звёзд, солнечных пятнах и т. д. Например, в 1302 г. до н. э. описано наблюдение протуберанцев во время солнечного затмения. Или отмечено появление комет в 989, 1066, 1145 и 1301 гг. (это была комета Галлея, как выяснилось позднее). Наконец, наблюдалась вспышка сверхновой звезды в Тельце в 1054 г. Описание этого явления, породившего Крабовидную туманность, найдено только в китайских летописях: звезда-«гостья» появилась в июне 1054 г. Она была видна даже днём и исчезла через два года — в 1056 г. Наблюдались вспышки и других звёзд. Нужно отметить, что в тот период, кроме китайцев, никто не вёл астрономические наблюдения.

В Средние века и позднее китайская астрономия начала испытывать влияние европейской цивилизации. Она перестала быть изолированной.

Календарь кровавых ацтеков

Обитавшие в Уентральной Мексике с XII по начало XVI в. воинственные ацтеки за свою агрессивную внешнюю политику были прозваны «римлянами» Нового Света. Но и они особое внимание уделяли наукам, в том числе астрономии.

Аля нужд земледелия ацтеки, используя полученные от предшественников знания, выработали точную календарную систему. В её основе лежал 52-летний лунно-солнечный-цикл (нечто вроде нашего понятия «век»). В конце цикла, по их представлениям, могла произойти мировая катастрофа (солнечное затмение?) уничтожающая всё живое. Чтобы этого не случилось, необычайно торжественно, с принесением человеческих жертв, проводился обряд Нового Огня. В последние пять «несчастных» дней 52-го года цикла ацтеки запирались в домах, гасили все огни и ждали рассвета первого дня нового цикла, чтобы зажечь Новый Огонь. Женщинам и детям категорически запрещалось выходить в эти дни из дома, чтобы их не похитили злые духи.

Ацтекский год делился на 18 месяцев по 20 дней. В конце года к ним прибавлялись уже упоминавшиеся «несчастные» дни. Не только каждый месяц, но и каждый день имел своё название: первый день — «аллигатор», второй — «ветер», третий — «дом» и т. д. Помимо этого, у ацтеков существовали названия для каждого часа дня и ночи. Они были связаны с именами богов.

В 1790 г. в г. Мехико было найдено изображение календаря ацтеков в виде «Солнечного камня» — базальтового диска диаметром 3,7 м и весом 24 т. Камень покрыт пиктографическими знаками-рисунками, обозначающими 20 ацтекских дней, четыре эры (солнца) и двух бирюзовых змеев — символов древнего неба. «Солнечный камень» избрали символом Олимпийских игр, проходивших в Мехико в 1968 г.

Инки на Млечном Пути

Наиболее важным небесным объектом легендарные инки, которые проживали в гористых районах Перу, Чили и Эквадора в XII — начале XVI вв., считали Млечный Путь — Майя (Небесную Реку). Именно на нём, по их представлениям, расположены все более или менее значимые объекты небосвода. Небесная Река продолжалась на земле в виде Вильканоты — земной реки, текущей близ столицы инков, города Куско.

На Млечном Пути инки выделяли не столько созвездия, сколько пятна межзвёздной пыли — угольные мешки, виднеющиеся на нём тёмными силуэтами. Эти «чёрные созвездия» носят названия животных. Поднимаясь из-за горизонта, они как бы преследуют друг друга. А вот эклиптика и зодиак древнеперуанским астрономам, видимо, известны не были.

Солнце было главным объектом поклонения инков: с ним олицетворялся верховный правитель их государства — Великий Инка.

В древнем Куско на гребне горы стояли каменные столбы, позднее разрушенные конкистадорами. Их было 8, а может быть, даже 16. Одна половина возвышалась над западной, а другая половина — над восточной частью города. По этим столбам, ведя наблюдения из главного храма города, жрецы наблюдали точки восхода и захода Солнца в дни равноденствия и солнцестояния.

У инков был ещё один тип «обсерваторий» — интиуатана, т. е. «место, где прикреплено, привязано Солнце», или «солнечный причал». Интиуатаны высекались в скалах. Посреди «причала» располагался каменный столбик — гномон. По его тени можно было определить, «который час». Дважды в году (когда Солнце оказывалось в полдень точно в зените) этот столбик совсем не отбрасывал тени и мог служить своеобразным календарём.

Кроме 12 месяцев по 30 дней в году инков были ешё 5 (а в високосный год —- 6) заключительных дней, отводимых на праздники.

Астрономическая система древних перуанцев служила своим создателям не хуже астрономии майя или египтян. Как и повсюду в древности, она определяла, например, сроки полевых работ. Время их начала и завершения указывалось жрецами с точностью до дня. А важнейших сельскохозяйственных работ здесь насчитывалось не менее 18 видов. Продолжались они от полутора-двух недель до двух с половиной месяцев и охватывали весь год.

Жрецы-астрономы майя

Подлинными интеллектуалами доколумбовой Америки принято считать древних индейцев племени майя — «греков» Нового Света, обитавших в Центральной Америке на полуострове Юкатан. Самые ранние сведения о них относятся к 1000 г. до н. э.

Жрецы-астрономы майя всю жизнь проводили в наблюдениях за небесными светилами из своих монументальных каменных обсерваторий — каракулей (раковин), расположенных в городах-государствах Тикале, Копане, Паленке, Чичен-Ице и др. Они знали пять планет. У них были свои созвездия. От жрецов шли указания о начале тех или иных сельскохозяйственных работ.

Для подсечно-огневого земледелия майя знания эти были крайне необходимы. В строго определённый день, указанный жрецами, в густом тропическом лесу индейцы каменными топорами подрубали деревья или кольцеобразно сдирали с них кору. Когда загубленные деревья высыхали, их выжигали. Сделать это нужно было в самом конце сухого периода и без затяжек, чтобы не помешали продолжающиеся здесь пять—шесть месяцев подряд тропические ливни. Затем образовавшиеся поля засевали семенами различных растений. Ошибка в несколько дней могла стать роковой для всего цикла работ.

Среди типичных обсерваторий майя особо выделялась своими размерами караколь Чичен-Ицы в виде башни, поставленной на двухступенчатой прямоугольной платформе. Её небольшие окна смотрят на точки восхода и захода Солнца и Ауны в дни весеннего и осеннего равноденствий, летнего и зимнего солнцестояний.

Календарь майя состоял из 13-дневной недели, 20-дневного месяца и 365- или 366-дневного года. Он был самым точным календарём из всех существовавших. Лишние сутки набежали бы в нём по сравнению с истинным годом только по прошествии 10 тыс. лет. Для сравнения: календарь Юлия Цезаря давал ошибку в сутки за 128 лет, наш современный — за 3 тыс. лет, календарь Омара Хайяма (XII в.) — за 8 тыс. лет.

Однако в календаре важна не только точность, но и простота счёта високосных годов. У майя был сплошной календарь.

О хозяйственной направленности астрономической науки майя говорят и названия их месяцев, например «сбор» (уборка урожая кукурузы), «олень» (начало сезона охоты), «облачный» (наступление сезона дождей) и т. д. Названия дней не были связаны с каким-либо видом работ. Это плод жреческой фантазии: «киб» (воск), «кавак» (буря), «ахав» (владыка).

Жрецы майя даже умели рассчитывать наступления солнечных и лунных затмений. Делая вид, что они могут их контролировать, жрецы использовали свои знания, чтобы держать народ в страхе и повиновении. Астрономия в их руках была инструментом власти.

Список литературы

Источник: «Энциклопедия для детей» Аванта+, «Астрономия» под ред. М. Д. Аксёнова. стр. 24