Царь бо царствующих и Господь господствующих
Приходит заклатися
И датися в снедь верным..."
(Древний напев этой песни обработан для четырехголосного хора П.Турчаниновым). Великий Вход. Из алтаря выносят Св.Дары и останавливаются перед Плащаницей. Все сегодня в храме совершается перед Ним, лежащим во Гробе. Все совершается с особым благоговейным трепетом - чтобы не потревожить Его Великий Покой.
После Литургии до самого вечера выходит батюшка святить пасхальную трапезу, разложенную на длинных столах перед храмом: крашеные яйца, золотистые куличи, творожные пасхи. Он кропит их святой водой и поет воскресный тропарь 2-го гласа: "Егда снисшел еси к смерти, Животе Бессмертный, тогда ад умертвил еси блистанием живота...".
Спускаются сумерки. Близится Великая Ночь.
Пасха. Светлое Христово Воскресение
Вот наступает этот Великий Праздник, к встрече которого в течение долгих недель готовила верных своих чад Св.Церковь - это светозарное Торжество, Царственный день, ради которого мы проходили подвиг поста.
События, предваряющие и следующие за Воскресением Христовым, описаны во всех 4-х Евангелиях. Но сам момент Воскресения сокрыт от всех людских взоров, поскольку оно совершалось при запечатанном Гробе, как свидетельствует хранительница Христовых тайн Св.Церковь. Время Воскресения Христа не совершенно нам открыто. Когда мироносицы, при восхождении солнца шли ко Гробу Господню, он уже был открыт, и ангелы возвещали Воскресение Христово, уже совершившееся. Гораздо ранее потряслась около Гроба Господня земля, ангел отвалил от гроба камень и светом своего явления привел в ужас и тем удалил стражей. Поэтому повсеместно утвердился обычай начинать торжество праздника Пасхи тотчас после полуночи. Но еще только спускается вечер, а храмы и дворы церквей уже полны народа. Что-то таинственное и радостное наполняет все вокруг. Сам весенний воздух полон какого-то радостного волнения - вокруг блеск глаз, приглушенные взволнованные разговоры, трепетное ожидание чуда.
Уже в течение нескольких часов в храме читают книгу Деяний Апостолов. Но вот начинается пасхальная полунощница. Хор поет ирмосы, канона Великой Субботы "Волною морскою". Совсем по-иному, чем день назад звучат сейчас эти песнопения. Вчера - трагично, а сегодня - с внутренней, готовой вырваться наружу радостью. На 9-й песни Плащаницу священники уносят в алтарь. Еще несколько минут тишины, и вот из-за закрытых Царских врат доносится тихое пение. Оно повторяется три раза и с каждым разом все крепнет, и вот уже хор подхватывает его. Царские врата отверзаются и шествие с иконой Воскресения Господня и с хоругвями выходит из алтаря, устремляясь из храма - туда, наружу - к небу, к ветру, к деревьям, к звездам. Все, стоящие в храме и вокруг, вливаются в это шествие и идут. Огоньки свечей трепещут на ночном ветру, как трепетные души людей, горящие радостью. Пение все крепнет, повторяясь многократно: "Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангелы поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити!" (воскресная стихира 6 гласа). Обойдя вокруг церкви, шествие останавливается у входа, у закрытых дверей, которые символизируют закрытый Гроб Христов.
"Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице всегда, ныне, и присно, и вовеки веков,"- произносит священник, возвысив голос, - и гремит воскресный тропарь, многократно повторяясь хором и народом: "Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!"
Впереди перед храмом, растворяясь в ночи, колышется темное море людской толпы, которое, словно всплесками, сотнями и тысячами голосов отвечает на пасхальные возгласы священника:
- "Христос Воскресе!"
- "Воистину Воскресе!"
Потом с ликованием входят в храм, и начинается торжество, какого еще никогда не было. Вот он, прообраз брачного пира Агнца!
От сияния огней слепит глаза, благоуханный аромат ладана наполняет храм, блеск огней тысячекратно отражается в разноцветных камнях, золоте и серебре окладов и паникадил, в парче облачений. Пение хора - яркое, ритмичное, ликующее, словно огонь, охватывает сердце.
Все велелепие и красота, какие только мог создать человек, славящий таинство вечной воскресающей Жизни, соединяются в этом "празднестве празднеств и торжестве торжеств".
На пасхальной службе все поется и ничего не читается: поются не только ирмосы, но и тропари канона, поются Часы.
Пасхальный канон имеет быстрый синкопированный ритм, в котором слышатся и колокольные трезвоны, и ритмы русских плясовых наигрышей. В Новгородской Софии поют Пасхальный канон священника В.Старорусского. Этот новгородский церковный композитор жил в первой половине XIX века. Могила его находится в Антониевом монастыре за собором Рождества Богородицы. Музыка Пасхального канона В.Старорусского несет отпечаток своеобразия новгородского напева ирмосов 1-го гласа.
Литургия в Пасху бывает самая наиторжественнейшая, какая только может быть в каждом храме. Она следует сразу же за утреней после чтения "Пасхального Слова" Иоанна Златоуста. Все самые лучшие, самые праздничные песнопения поются на пасхальной Литургии. Многократно повторяется тропарь Пасхи " Христос Воскресе". Он, как правило, поется разными напевами и на разных языках, как и Евангелие от Иоанна, которое также читается на нескольких языках в знак торжества Вселенской Церкви, празднующей победу Христа над смертью и адом.
Вместо "Достойно есть" поется "Задостойник Пасхи" - "Ангел вопияше". Наряду с обиходным напевом имеется много авторских сочинений на этот текст, среди них - сочинения Д.Бортнянского, Макарова, М.Балакирева, Е.Азеева, С.Дегтярева и др. Очень много также хоровых концертов написано разными авторами на пасхальные тексты. В эту ночь в наших храмах можно услышать: "Сей день, егоже сотвори Господь" Д.Бортнянского, "Торжествуйте днесь" А.Туренкова, "Радуйтеся, людие" Д.Сарти, "Днесь всяка тварь" С.Дегтярева, "Приидите, новаго винограда рождения" В.Старорусского, пасхальные ирмосы А.Веделя и многие другие сочинения церковных композиторов, написанные на тексты Св.Пасхи.
До самого утра длится торжество, полное кипения, жизни радости. И пение хора, и возгласы-всплески народа, и звон колоколов, и пасхальное целование, и утренний щебет просыпающихся птиц - все смешивается, соединяется в одну пасхальную симфонию Вечной Жизни.
Светлая седмица
Будто на одном дыхании проходит Пасхальная ночь, а человеческому сердцу, вкусившему неизреченной сладости рая, хочется еще и еще слышать "празднующих глас непрестанный", хочется продлить мгновение Вечности, осенившей эту светозарную ночь, остановить, преодолеть текущее время - поэтому день Светлого Христова Воскресения не кончается, он длится всю пасхальную седмицу, которая называется Светлой. В богослужебном отношении вся Светлая седмица есть как один праздничный день; во все дни этой седмицы богослужение бывает то же, что и в первый, с немногочисленными изменениями.
Древний и святой обычай, сохраняемый и ныне благочестивыми христианами есть тот, чтобы во всю Светлую седмицу не пропускать ни одного церковного богослужения. Вообще праздник Пасхи на Руси представляет собой самое радостное и торжественное празднество. Не напрасно наши предки обставили этот праздник особенными верованиями и обычаями, доныне живущими в быту народном. Праздник весны и пробуждения природы, соединяясь с великим религиозным торжеством пасхальным, дает ему особую радостность: природа в это время, по народному убеждению, как бы сочувствует воскресению Спасителя и выражает эту радость в своих явлениях. В древней христианской Церкви праздник Воскресения Христова посвящался по преимуществу делам благотворительности. У нас на Руси во время Пасхи государи посещали больницы и богадельни, пленных иностранцев, колодников и с пасхальным приветствием наделяли их одеждой, деньгами, пищей. Вообще всю Светлую седмицу наши предки посвящали богомолью, путешествию по ближним и дальним монастырям, щедрой раздаче милостыни нищим и увечным. Во всю седмицу со столов не снимались яства и радушно предлагались каждому страннику и нищему. Но из всех пасхальных обычаев - самый распространенный и издревле глубоко вошедший в русскую народную жизнь, - употребление на Пасху крашеных яиц. Яйцами обмениваются при пасхальном приветствии - "христосовании". С древности яйцо считалось символом всего жизненного и цветущего в природе. В христианской традиции яйцо, окрашенное в красный цвет, символизирует Воскресение Христово и Вечную Жизнь
Всю Светлую седмицу во всех городах и весях Руси с колоколен церквей слышится непрерывный колокольный звон. По русскому православному обычаю всякий желающий может в эти дни подниматься на колокольню и звонить.
Царские врата в храмах всю седмицу остаются отверстыми вплоть до вечера субботы. В субботу Светлой седмицы верующим раздают освященный хлеб - артос (в память о праздничных апостольских трапезах с воскресшим Христом). Этот хлеб освящается во время ночной Пасхальной службы, а затем всю Светлую седмицу находится в храме возле Царских врат.
Восьмой день во Пасхе, как окончание торжества Светлой седмицы, издревле составил особое торжество, как бы замену самого Пасхального дня, отчего и назван Антипасхой, что значит вместо Пасхи. С этого дня начинается круг недель и седмиц целого года. От этого же дня начинаются и недели по Пасхе. Всех недель (воскресений) после Пасхи - семь. Они называются неделями по Пасхе не только потому, что следуют за нею, но и по священным воспоминаниям в них, относящимся к прославлению Воскресения Господа. По этим особым воспоминаниям каждая из недель по Пасхе имеет свое название.
Вторая неделя (первой неделей считается сама Пасха) - Фомина (или Антипасха). Она посвящена уверению Апостола Фомы (Ин. 20, 26-29). Во вторник Фоминой недели - пасхальное поминовение усопших - Радоница. Третье воскресенье - "неделя жен-мироносиц" - память о тех женщинах, которые были с Господом - служили Ему в Его земной жизни, сопровождали Его на Голгофу, погребали Тело Его и первыми обрели радость Воскресения Христова. Этот день иногда называют праздником женщины-христианки.