Богослужение в праздник Сретения по уставу относится к Богородичным двунадесятым праздникам, хотя по содержанию является праздником в честь Христа и Божией Матери одновременно.
Служба праздника состоит из Всенощного бдения накануне и Литургии в сам день праздника.
Заключительное песнопение вечерни "Ныне отпущаеши", которое поется или читается в Церкви ежедневно, в данном празднике становится центральным песнопением, так как его слова - это вдохновенная молитва старца Симеона Богоприимца. Поэтому в этот праздник песнопение "Ныне отпущаеши" поется очень торжественно, часто с солистом, который как бы изображает взволнованную речь Симеона. Также особо торжественно поются припевы на 9-й песни канона, в которых раскрывается смысл праздника, воздается хвала Младенцу Христу, Божией Матери, старцу Симеону и пророчице Анне.
Авторские песнопения: ирмосы и припевы на 9-й песне канона А.Ф.Львова, "Ныне отпущаеши" Н.Никольского, А.Архангельского, С.Рахманинова, П.Турчанинова, задостойник П.Турчанинова и мн.др.
Благовещение Пресвятой Богородицы
(25 марта/7 апреля)
Тропарь, гласъ 4:
Днесь спасенiя нашего главизна, и еже отъ вhка таииства явленiе: Сынъ Божiй, Сынъ Дhвы бываетъ, и Гаврiилъ благодать благовhствуетъ. Тhмже и мы съ нимъ Богородицh возопiимъ: радуйся, Благодатная, Господь съ Тобою.
Кондак, гласъ 8:
Взбранной Воеводh побhдительная, яко избавльшеся отъ злыхъ, благодарственная восписуемъ Ти раби Твои, Богородице: но яко имущая державу непобhдимую, от всякихъ насъ бhдъ свободи, да зовемъ Ти: радуйся, Невhсто Неневhстная.
На 25 марта приходится весеннее равноденствие, которое отмечается у многих народов как начало весны. С IV в. в этот день стали праздновать Благовещение. В V и VI вв. по причине ересей, унижавших лицо Богородицы и искажавших догмат о воплощении Иисуса Христа, представлялись особые побуждения для Церкви возвеличить торжество праздника. За это время богослужение праздника обогатилось многими песнопениями, в которых раскрыто таинство воплощения Сына Божия и величие Богородицы.
Содержание праздника взято из Евангелия от Луки и частично - из апокрифического сказания:
Пребывая в доме Иосифа Обручника, Пресвятая Дева читала однажды книгу пророка Исайи и размышляла о величии Той, Которая удостоится быть Матерью Бога. В это время явился Ей посланный с небес Архангел Гавриил и приветствовал Ее словами: "Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! Благословенна Ты между женами!" Она, увидев Ангела, смутилась от слов его. Ангел сказал ей: "Не бойся, Мария, ибо ты обрела благодать от Бога; и вот зачнешь во чреве и родишь Сына, и наречешь ему имя Иисус; Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего". Мария спросила: "Как будет это, когда я мужа не знаю?" И ответил Ей Ангел: "Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя, посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим". Тогда Мария сказала: "Се, Раба Господня, да будет Мне по слову Твоему". И отошел от Нее Ангел.
День Благовещения является днем воплощения Спасителя и одним из самых любимых Церковью праздников. В русском народе почитание его стоит на третьем месте после Пасхи и Рождества Христова.
Если в других Богородичных праздниках воздается поклонение Богоматеринству Пресвятой Девы, и Она прежде всего почитается как Матерь Божия, то в Празднике Благовещения почитается ее Приснодевство, и Пречистая Дева прославляется как "Невеста Неневестная".
В тропаре Благовещения говорится : "Днесь спасения нашего главизна...". Эти слова означают, что это событие есть самое главное (изначальное) в деле нашего спасения. Согласие Девы стать Матерью Сына Божия - величайшее таинство веков, явившееся в этот день в мире.
Не случайно сюжет Благовещения всегда помещается на Царских вратах, ведущих в Алтарь. Благовещение - это врата, открытые в Жизнь Вечную. Может быть, поэтому на Руси, особенно в Москве, издавна существует обычай в день Благовещения, как день возвещения свободы всему миру, открывать дверцы птичьих клеток и выпускать птиц на волю.
Благая весть, обещающая спасение и свободу, является центральной мыслью праздника. В связи с этим на Руси с самых первых времен христианства вошло в обычай ставить надвратные Благовещенские церкви в русских городах и монастырях. Ярослав Мудрый, оградивший Киев каменной стеной со входными в ней Золотыми Воротами, построил над ними церковь Благовещения и сказал устами летописца: "Да сими вратами благие вести приходят ко мне в град сей молитвами Пресвятые Богородицы и св.Архангела Гавриила - радостей благовестника". Такой же храм был сооружен над воротами новгородского Кремля.
Русский народ, почитая праздник Благовещения как величайший, считает тяжким грехом заниматься в этот день хотя бы легкой работой.
Этот праздник полон целомудрия и благоговения перед Девой.
Слова приветствия, сказанные Ангелом Деве: "Радуйся, Благодатная...", вдохновили в VII в. создателей первого Акафиста, посвященного Пречистой Деве Марии, икосы которого содержат восклицание "Радуйся!". Этот Акафист явился образцом для всех остальных акафистов.
Праздник Благовещения имеет сложное чинопоследование богослужения, так как на него всегда накладываются дни и праздники подвижного Пасхального круга, начиная от дней Великого Поста до пасхальных дней и даже, иногда, дня самой Пасхи. Соединению Благовещения с этими праздниками посвящено много страниц Церковного Устава (Типикона). Но всегда праздник Благовещения празднуется Церковью особо торжественно.
Из авторских песнопений этого праздника: прекрасное по своей возвышенности и чистоте трио Д.Бортнянского "Архангельский глас", "Совет превечный" П.Чеснокова с солирующим альтом, изображающим благовествующего Ангела, задостойник П.Турчанинова, кондак "Взбранной воеводе" А.Архангельского и др.
Вход Господень в Иерусалим
(Вербное воскресенье) (за неделю до Пасхи)
Тропарь, гласъ 1:
Общее воскресенiе прежде Твоея страсти увhряя, изъ мертвыхъ воздвиглъ еси Лазаря, Хрисnnnntntте Боже. Тhмже и мы, яко отроцы побhды знаменiя носяще, Тебh Побhдителю смерти вопiемъ: осанна в вышнихъ, благословенъ грядый во имя Господне.
Кондак, гласъ 6:
На престолh на небеси, на жребяти на земли носимый, Христе Боже, Ангеловъ хваленiе и детей воспеванiе прiялъ еси, зовущихъ Ти: благословенъ еси, грядый Адама воззвати.
Начало этого праздника восходит к глубокой древности. Древнейшее указание на него встречается в поучении на этот день Мефодия Патарского (III в.). Само событие Входа в Иерусалим описано у всех четырех евангелистов:
"Осанна! благословен Грядущий во имя Господне, Царь Израилев!" - такими радостными восклицаниями встречал народ Спасителя, когда Он въезжал в Иерусалим, сидя на молодом осле. Накануне Иисус воскресил в Вифании умершего четверодневного Лазаря, тело которого уже начало подвергаться тлению, чтобы уверить мир во Всеобщем Воскресении. Ликованию народа не было предела: многие снимали свои одежды и постилали перед Иисусом на землю, другие срезали пальмовые ветви и бросали их на по пути шествия Господа. Но сердце Иисуса было исполнено глубокой печали. По Божественному предвидению Он знал, что всего через два дня восторженные гласы сменятся неистовыми криками: "Распни, распни Его!" Торжественный вход Господень в Иерусалим был вступлением Его на путь крестных страданий. Впереди были Голгофа, Крест, Гроб и Воскресение.
Среди дней Великого поста праздник Входа в Иерусалим поражает особой красочностью и праздничностью. В этот день Церковь особенно вспоминает царское прославление Иисуса Христа. От обычая употреблять в этот день вайи (ветви финиковой пальмы) он и называется Неделею "Ваий" или "Цветоносною". На Руси он получил название "Вербного воскресенья", потому что у нас на севере верба ранее других древесных ветвей дает почку. Молящиеся приходят в храм с вербами, вспоминая как галилейские паломники встретили Христа цветущими пальмовыми ветвями, так и они встречают невидимо грядущего Господа букетиками вербы с зажженными свечами.
На Всенощной после чтения Евангелия совершается каждение верб, читается молитва на благословение верб, затем они кропятся святой водой. Во время елеопомазания священник раздает верующим пучки освященной вербы, которую прихожане несут домой и хранят в течение года, украшая ею иконы.
Праздник Входа в Иерусалим вместе с торжественностью несет на себе печать трагизма , так как сразу же за ним следует Страстная седмица.
Окруженный праздничной толпой, но одинокий, идет Христос навстречу смерти...
Этот праздник не имеет ни предпразднства, ни попразднства, потому что находится среди дней поста.
Из авторских песнопений праздника: стихира "Днесь благодать Святаго Духа" Д.Аллеманова, ирмосы канона А.Архангельского, задостойник П.Турчанинова.
Вознесенiе Господне
(в 40-й день после Пасхи)
Тропарь, гласъ 4:
Вознеслся еси во славh, Христе Боже нашъ, радость сотворивый ученикомъ, обhтованиемъ Святаго Духа, извhщеннымъ имъ бывшимъ благословенiемъ: яко Ты еси Сынъ Божiй, Избавитель мiра.
Кондак, гласъ 6:
Еже о насъ исполнивъ смотрhнiе, и яже на земли соединивъ небеснымъ, вознеслся еси во славh, Христе Боже наш, никакоже отлучаяся, но пребывая неотступный, и вопiя любящим Тя: Азъ есмь съ вами, и никтоже на вы.