Ãîíåíèÿ õðèñòèàíñòâа â ïåðâûå âåêà åãî ñóùåñòâîâàíèÿ, íàëîæèëè ãëóáîêèé îòïå÷àòîê íà åãî ìèðîâîççðåíèå è äóõ. Ëèöà, ïðåòåðïåâøèå çà ñâîþ âåðó òþðåìíîå çàêëþ÷åíèå è ïûòêè ("èñïîâåäíèêè") èëè ïðèíÿâøèå êàçíü ("мученики"), ñòàëè ïî÷èòàòüñÿ â христианстве êàê ñâÿòûå. Âîîáùå èäåàë ìó÷åíèêà ñòàíîâèòñÿ â õðèñòèàíñêîé ýòèêå öåíòðàëüíûì.
Через двести лет после начала христианской проповеди христиан было много и на западе: они при дворе и в войске, среди богатых людей. Из разных вкладов в общинах христиан составились большие средства. В городах христиане выстроили крупные церкви. Общины пересылались между собою письмами, помогали друг другу. Для руководства всеми этими делами они выбирали из своей среды епископов. Епископ скоро стал самым уважаемым и сильным лицом в общине. Он распоряжался большим церковным имуществом. К нему обращались для разрешения споров и тяжб вместо того, чтобы идти к судье. Христианин, отправлявшийся в другую страну со свидетельством от епископа, встречал у собратьев по вере горячий прием: ему давали приют, омывали ноги, сажали на первое место за столом.
Некоторые епископы в больших или старых городах, Антиохии, Александрии, Иерусалиме, пользовались особым почетом. К мнению этих патриархов или пап особенно прислушивались. Всего боле значения имел римский епископ, потому что Рим считали вечным городом, главой мира.
Христианские общины распространились к 300 году по всем областями Римской империи. Епископы стремились утвердить во всех общинах порядки, одно учение, одни обряды. Когда поднимался между общинами спор о том, как понимать учение, епископы съезжались вместе на собрания; на этих синодах старались установить согласие. Кто отступал в чем-нибудь от утвержденного порядка или учения, считался еретиком, т.е. "раскольником", "отрезающим" себя от общей церкви. Еретиков отлучали от церкви, т.е. объявляли лишенными спасения.
Ко времени Диоклетиана христиане были большой силой в империи. Местами старые боги и их алтари были покинуты. Императоры и их наместники видели, как велика власть епископов. Им казалось, что церковь отвлекает и людей, и богатства от службы империи. Еще за 50 лет до Диоклетиана были изданы строгие указы против христиан; собрания их были запрещены, им грозили отобранием имущества. При императоре Валериане сильно преследовали пресвитеров и епископов, около которых теснились верующие: их ждала ссылка или казнь. С тех пор прошло много лет, в течение которых христиане могли жить спокойно.
К концу правления Диоклетиана эти указы были возобновлены, и к ним прибавились еще более суровые меры. Сначала погрозили выключить из среды войска и числа чиновников всех, кто откажется принести жертву гению императора. Затем Диоклетиан предписал сжечь книги христиан и сломать их церкви и молитвенные дома.
Преследование христиан не имело успеха. Хотя некоторые поколебались и выдали книги, но большинство осталось твердыми; выступали проповедники, которые громко объявляли свою веру. Христиане еще крепче держались за пострадавших епископов, более слушались их слова. Диоклетиан во время преследований отказался от власти императора.
Сын его товарища по власти, Константин (311-337 гг.), правивший западной четвертой частью империи, сначала примирился с христианами, потом перешел на их сторону. Десять лет спустя после гонений Диоклетиана Константин указом в Милане позволил христианам свободно исповедовать веру. Потерпевшие получили назад свое имущество.
Константин стал потом давать перевес христианам. В своем войске Константин ввел новое крестообразное знамя: наверху его были изображены начальные буквы имени Христова; на нем стояла надпись: "Сим победишь". Было позволено изображать крест на императорских монетах. Константин стал особенно приближать к себе епископов. Он позволил им участвовать в суде, решать тяжбы; позволил отпускать рабов на волю в церквах. Константин освободил духовенство от податей и тяжкой повинности доставлять хлеб в казну. Он приглашал епископов к своему столу и щедро одарял церкви. Епископы стали главной опорой его управления. Своих детей Константин воспитал в христианстве.
Основные вероисповедальные формы христианства
Øëî âðåìÿ. Óñëîâèÿ ýïîõè è êóëüòóðû ìåíÿëè ïîëèòèêî-èäåîëîãè÷åñêèé êîíòåêñò õðèñòèàíñòâà, è ýòî âûçâàëî ðÿä öåðêîâíûõ ðàçäåëåíèé — ñõèçì.  ðåçóëüòàòå ïîÿâèëèñü ñîïåðíè÷àþùèå ìåæäó ñîáîé ðàçíîâèäíîñòè õðèñòèàíñòâà — "âåðîèñïîâåäàíèÿ". Òàê, â 311 ãîäó õðèñòèàíñòâî ñòàíîâèòñÿ îôèöèàëüíî äîçâîëåííîé, à ê êîíöó IV âåêà ïðè èìïåðàòîðå Êîíñòàíòèíå — ãîñïîäñòâóþùåé ðåëèãèåé, íàõîäÿùåéñÿ ïîä îïåêîé ãîñóäàðñòâåííîé âëàñòè. Îäíàêî ïîñòåïåííîå îñëàáëåíèå Çàïàäíîé Ðèìñêîé èìïåðèè â êîíöå êîíöîâ çàâåðøèëîñü åå êðóøåíèåì. Ýòî ñïîñîáñòâîâàëî òîìó, ÷òî âëèÿíèå ðèìñêîãî åïèñêîïà (ïàïû), âçÿâøåãî íà ñåáÿ è ôóíêöèè ñâåòñêîãî âëàäûêè, çíà÷èòåëüíî âîçðîñëî. Óæå â V-VII âåêàõ, â õîäå òàê íàçûâàåìûõ õðèñòîëîãè÷åñêèõ ñïîðîâ, âûÿñíÿâøèõ ñîîòíîøåíèå áîæåñòâåííîãî è ÷åëîâå÷åñêîãî íà÷àëà â ëè÷íîñòè Õðèñòà, îò èìïåðñêîé öåðêâè îòäåëèëèñü õðèñòèàíå Âîñòîêà: ìîíîôèñòû è äð.  1054 ãîäó ïðîèçîøëî ðàçäåëåíèå ïðàâîñëàâíîé è êàòîëè÷åñêîé öåðêâåé, â îñíîâå êîòîðîãî ëåæàë êîíôëèêò âèçàíòèéñêîé òåîëîãèè ñâÿùåííîé äåðæàâû — ïîä÷èíåííîãî ïî îòíîøåíèþ ê ìîíàðõó ïîëîæåíèÿ öåðêîâíûõ èåðàðõîâ — è ëàòèíñêîé òåîëîãèè óíèâåðñàëüíîãî ïàïñòâà, ñòðåìèâøåãîñÿ ïîä÷èíèòü ñåáå ñâåòñêóþ âëàñòü.