Смекни!
smekni.com

Книжные издательства (стр. 6 из 7)

Очень важно заранее подобрать авторов, обладающих достаточными научными, теоретическими и практическими знаниями, из числа советской интеллигенции, новаторов промышленности, сельского хозяйства, транспорта, строительства. Недооценка важности правильного подбора авторских кадров может привести к ошибкам в работе издательства и нанесет ущерб качеству выпускаемой литературы.

В тематическом плане предусматриваются объем каждой книги в печатных и авторских листах, тираж и срок ее выхода в свет.

Обычно план составляется на год и состоит из двух частей: плана выпуска книг и плана редакционной подготовки. Различие между ними следующее: в плане выпуска книг предусматривается издание в очередном году рукописей, уже подготовленных, или же тех, которые могут быть подготовлены в сроки, достаточные для выхода книги в текущем году; в плане редакционной подготовки предусматривается обработка рукописей для выпуска книг в следующем году.

Чтобы иметь план, отвечающий требованиям современности, составленный на основе партийных решений, каждое издательство проводит большую подготовительную работу не только в стенах издательства, но и за их пределами. Прежде всего составляется проект тематического плана, который выносится на суд общественности. Издательство организует ряд совещаний в городах, на заводах, в колхозах и совхозах, в институтах, книготоргующих организациях и в различных других учреждениях, где проект плана подвергается тщательному обсуждению. Учитывая замечания участников совещаний, издательство дорабатывает проект; уточняет тематику и содержание намеченных к изданию работ, вносит вновь предложенные темы, исключает те книги и брошюры, которые не получили одобрения.

После утверждения планов соответствующими партийными органами, министерствами, комитетами издательства приступают к их выполнению.

Большую работу по упорядочению издательских планов проводит Комитет по печати при Совете Министров СССР. В 1964 г. Комитет впервые утвердил тематические планы всех центральных издательств. Из планов было исключено много малоактуальных, дублирующих друг друга изданий. Была проведена координация издания литературы по различным отраслям народного хозяйства,- науки, техники, культуры, для чего создавались сводные тематические планы выпуска общественно-политической литературы, книг по сельскому, лесному и рыбному хозяйству всеми издательствами страны. Такая практика сохраняется и' по настоящее время.

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С АВТОРОМ. После разработки и утверждения плана выпуска литературы заведующие редакциями, главный редактор и директор издательства окончательно договариваются с авторами, которые прежде всего обязаны предварительно представить в издательство развернутый план (проспект) рукописи.

Иногда авторы предлагают издательству тему или уже готовую рукопись по своей инициативе. В этом случае издательство рассматривает тему или рукопись и, если они по профилю издательства и содержанию подходят, ведут с автором переговоры. В дальнейшем издательство утверждает редактора той или иной книги,

С авторами будущих книг заключаются договоры, в которых оговариваются размер рукописи (в авторских листах), сроки сдачч, размер гонорара, сроки его уплаты и т. д. Существуют особые типовые договоры и тарифы оплаты в зависимости от выполняемой автором работы и типа издательства.

С 1 июня 1967 г. стали действовать новые авторские договоры. Комитет по печати при Сосете Министров СССР утвердил два вида общесоюзных типовых издательских договоров. Один — для питературно-художественных произведений, другой — для политической, научной, учебной, производственно-технической литературы. В них значительно полнее определены права и обязанности автора и издательства.

Что нового в этих договорах? Прежде всего в них точно определено время, в которое издательство обязано выпустить книгу в свет. Книга до 10 авторских листов должна быть сделана в течение года, большего объема — двух лет. Небольшие многокрасочные издания — в полтора года. В те же сроки выпускаются и переиздания. При' нарушении издательством срока выпуска произведения автор может получить 100 процентов гонорара даже в том случае, когда книга еще не подписана к печати. Он имеет также право забрать из издательства свою рукопись,

Автор может немного просрочить время сдачи своей рукописи в издательство. Если рукопись до 10 авторских листов, то разрешается задержка до месяца, если больше — два месяца. Снижен размер материальной ответстпенности автора за правку и задержку авторской корректуры. Раньше за это у него удерживали до 40 процентов гонорара, теперь — до 20 процентов.

После выхода книги автор имеет право бесплатно получить в издагольстве 10 экземпляров своего произведения, при переизданиях — 2 экиемиляра. Кроме того, издательство обязано продать автору 50 экземпляров его книги.

Автор, пока действует его договор с издательством, не имеет права передавать свой труд или часть его в другие издательства, но может напечатать в газетах и журналах, а литературное произведение — в роман-газете.

Если автор нарушил условия, издательство может взыскать с него уже выплаченную сумму. Однако договор предусматривает возможность творческой неудачи. Тогда за автором сохра-, няется полученный им аванс.

Все взаимоотношения издательства с автором определяются законодательными постановлениями об авторском праве. Советское законодательство обеспечивает охрану прав и защиту интересов авторов.

В конце 1967 г. пленум Верховного Суда СССР уточнил многие положения об авторском праве. Было принято постановление «О практике рассмотрения судами споров, вытекающих из авторского права». Пленум пояснил, что следует понимать под словом «соавтор». Много внимания было уделено вопросу о материальной ответственности авторов и издательств за нарушение договорных обязательств. Более точно сформулировано понятии о недобросовестности автора. Определено, какую научную работу следует считгль плановой, и т. д.

Как уже было сказано, размеры рукописи и оплата гонорара определяются количеством авторских листов. Авторский лист содержит 40 тыс. печатных знаков. Печатным знаком считается каждая буква, цифра, знак препинания. Неполные строки считаются за полные. Стандартная страница на пишущей машинке соответствует примерно 1700 знакам (длина строки 57—58 знаков, а количество строк на странице—30). Значит, при приблизительном подсчете объема рукописи авторский лист равняется 24 страницам, напечатанным на пишущей машинке через 2 интервала на одной стороне листа.

Объем графических материалов (рисунков, схем, чертежей и т. д.) в том случае, если они по договору не оплачиваются автору аккордно пли поштучно, определяется так: подсчитываются площади клише в квадратных сантиметрах и переводятся на авторские листы из расчета 3000 квадратных сантиметров за 1 авторский лист.

Готовая к выпуску книга включает помимо авторского текста ряд дополнительных .текстов подсобного и технического значения (редакционные предисловия, введения, комментарии, аннотации и т. д.). Поэтому появилась необходимость отличать объем литературного произведения, оплачиваемого автору, от полного объема книги. Для этого введена единица измерения — учетно-издательский лист. Для измерения количества бумаги, идущей на изготовление книги, служит печатный лист.

После заключения с автором договора в издательстве заводится специальная карточка издания, в которой отражаются все процессы работы над рукописью (посылка на рецензию, на доработку, редактирование, контрольное редактирование и т.д.). В отдельной папке в издательстве хранятся все документы по изданию рукописи: копия договора, отзывы ведущего редактора и рецензентов, заключения заведующего редакцией, копии писем от автора и к автору, паспорт рукописи и т. п.

Производственный отдел в свою очередь заводит на рукопись карточку, в которой очмечаются все этапы прохождения рукописи в производстве.

С момента подписания договора автор извещает издательство о ходе работы над рукописью, сообщает о вопросах, в решении которых ему может оказать помощь редактор, ведущий книгу, знакомит редактора с написанными частями, главами, разделами рукописи. В случае задержки автор заранее договаривается с издательством о новых сроках сдачи рукописи.

Заканчивая работу, автор сдает в издательство 2 экземпляра пронумерованной рукописи, напечатанной на пишущей машинке через 2 интервала на одной стороне листа, и весь иллюстративный материал.

В процессе издательской обработки рукописи автор видит свой труд несколько раз. Однако это но значит, что он всякий раз может вносить в рукопись дополнительную правку. Исправления могут быть внесены только с одобрения редактора. Излишняя правка текста после набора вызывает производственные расходы.

Ставки авторского гонорара за первое издание определяются видами литературы. Литература по научно теоретическим вопросам, монографии по всем отраслям знаний оплачиваются от 150 до 300 рублей за авторский лист, массово-политическая литература — от 150 до 300 рублей, научно-популярная — от 100 до 300 рублей, научно-просветительная, производственно-техническая по всем отраслям знаний и народного хозяйства, календари-справочники —от 80 до 200 рублей, учебная литература — от 150 до 250 рублей, статьи для энциклопедий и энциклопедических словарей —от 2 до 350 рублей (за все произведение), словники для словарей—от 0,05 до 0,2 .рубля (за слово), переводы — от 50 до 100 рублей, художественная литература — от 150 до 400 рублей за авторский лист, стихи — от 70 копеек до 2 рублей (за строку) и т. п.