Заключение
В мире живет около миллиарда исповедующих ислам. Общины этой религии есть более чем в ста странах мира, а в двадцати восьми ислам – государственная религия. В числе традиционных мусульманских стран или стран с подавляющим влиянием ислама – Иран, Ирак, Афганистан, Саудовская Аравия, Кувейт, Бахрейн, Катар, Оман, Бруней, Объединенные Арабские Эмираты, Пакистан, Бангладеш, Марокко, Египет, Тунис, Ливия, Алжир, Мавритания, Сомали, Судан, Иордания, Сирия, Турция, Индонезия, автономная Палестина в составе Израиля и др. На территории бывшего СССР ислам исповедует большинство коренного населения государств Средней Азии, Азербайджана. В России огромно его влияние в Татарстане, Башкортостане, Дагестане, Чечне, Ингушетии, в других районах и республиках. Ислам имеет немалое распространение в Европе на Балканском полуострове (Албания, некоторые республики бывшей Югославии). В последние годы исламский (мусульманский) фактор в мире значительно усилился. Часто, не без некоторой опаски, в Европе и Америке говорят об исламском фундаментализме (т.е. наиболее строгом и ортодоксальном исламе). Последние события в Чечне и на Северном Кавказе нередко также связывают с исламским фактором, видя в них следствие религиозной розни. С такой точкой зрения трудно согласиться.
Дело в том, что религии мира не делятся на «плохие» и «хорошие», на «агрессивные» и «мирные» и т.п. Можно утверждать, что ни одна традиционная религия не учит злу. Зло в мире происходит не от религии, а от людей, которые отходят от идеалов этих религий, пользуются ими для достижения своих земных целей. Столкновения между людьми порождаются политическими разногласиями, экономическими противоречиями, недостатками воспитания и др. Говорят, что ислам - воинственная религия, призывающая к войне с неверными - газавату (с ар. набеги). Но, вероятно, нет религии, которая не стремилась бы охватить своим влиянием весь мир, которая не делила бы людей на своих и чужих... Воинственные черты в учении ислама безусловно существуют, но они образовались исторически и отнюдь не являются главной, ключевой его характеристикой.
Ислам - это одна из великих мировых религий, сложнейший мир неповторимой (и подчас непонятной христианам-европейцам) культуры, философии, удивительного жизненного уклада и быта, своеобразного мироощущения.
Возрождение интереса к средневековой мусульманской философии, к традициям рационализма произошло во второй половине XIX в., ознаменовавшейся коренной ломкой традиционных структур восточного общества. Арабская общественность ознакомилась с публикациями трудов виднейших философов и теологов Средневековья. Представители различных идейных направлений на мусульманском Востоке, обратившиеся к изучению духовного наследия, придавали большое значение критике европоцентристских толкований значимости арабской культуры, философии и религии, попыток отрицать самобытность арабомусульманской мысли.
Интерпретация духовного наследия мусульманского мира в настоящее время является предметом идейной полемики и острых дискуссий.
Многие мусульманские теологи и религиозные деятели традиционалистской направленности отстаивают безусловный приоритет религиозной и культурной самобытности арабов. Они сводят понятие духовных ценностей прошлого к исламской религии и призывают к возрождению «подлинного» ислама времен его основателя - пророка Мухаммеда, исходя из тезиса, что «наследие повторяет себя». Наследие ислама, по мнению традиционалистов, не может являться предметом научно-исторических исследований. Они настаивают на строгом следовании выработанным в эпоху Средневековья традиционным подходам к сакральным текстам, подчеркивают незыблемость традиции прошлого и непререкаемость мнения религиозных авторитетов. Для их позиции характерно резко критическое отношение к рационалистическому анализу религиозных догматов. Традиционалисты отвергают учения средневековых арабо-мусульманских мыслителей, ориентировавшихся на античные модели философствования, как явление, коренным образом чуждое исламу, или дают этим учениям религиозно-теологическое толкование.
Оппоненты теологов традиционалистского толка, в том числе светские, видят в наследии прошлого - и в религиозном, и в философском- действенный фактор, положительно влияющий на эволюцию общественно-политической мысли и сознание людей. Они стремятся выявить в средневековой арабо-мусульманской мысли те рационалистические тенденции, которые, по их убеждению, наиболее созвучны современности. В качестве выдающихся достижений мутазилитской традиции отмечаются признание решающей роли разума в процессе познания, оценка разума как высшей инстанции при решении мировоззренческих, в том числе религиозных, вопросов, утверждение свободы человеческой воли, призыв к активной созидательной деятельности.
Созданная законодательная база позволила несколько ограничить агрессивность зарубежных проповедников и доморощенных экстремистов в навязывании населению своих взглядов, вовлечении граждан в противоправную деятельность, включая призывы к неподчинению законным властям, а также вербовку в бандформирования, действующие на территории Чеченской Республики. В то же время, учитывая серьезность проблемы, ее тесную связь с такой весьма деликатной сферой, как права человека, вероятно, есть смысл внести соответствующие дополнения и коррективы в федеральное законодательство. С такого рода инициативой выступало, в частности, руководство Ингушетии.
Кроме того, ясно, что одними запретами проблемы не решить. Необходим комплекс мер, которые, не затрагивая прав верующих, позволили бы кардинальным образом изменить ситуацию. Среди таких мер - преодоление раздробленности и узконациональной ориентированности духовных объединений, вплоть до воссоздания единого Духовного управления мусульман Северного Кавказа; упорядочение государственно-церковных отношений, включая создание для этих целей соответствующего государственного органа по примеру многих зарубежных государств, в том числе и ближневосточных, (нелишне обратиться и к опыту деятельности в советский период Совета по делам религий); оказание разумной государственной поддержки в восстановлении и строительстве культовых сооружений [1, С. 67].
Федеральной и региональным властям, а также официальному мусульманскому духовенству объективно нужно будет считаться с процессом ревивализма в исламе и сопровождающим его радикализмом, прилагать значительные усилия по нейтрализации экстремизма. Сегодня, как никогда, необходима программа включения молодых мусульманских сил в созидательный процесс. В противном случае молодые российские мусульмане легко могут пополнить ряды воюющих ваххабитов. Без взаимной толерантности, постоянно действующего диалога как внутри мусульман, так и между разными конфессиями, между властью и верующими никак не обойтись. Выработка и осуществление соответствующей политики отношения к верующим, причем разных конфессий, различимых внутри конфессиональных ориентаций, могли бы способствовать миру и стабильности в России.
Литература
1. Ахмедов А. Ислам в современной идейно-политической борьбе.- М., 1985. - 129 с.
2. Акаев В. «Северокавказский ваххабизм» - разновидность исламского радикализма.// Научная мысль Кавказа. – Ростов-на-Дону. – 2000. - № 3.- 130 с.
3. Баранов А. Ваххабиты как концептуальная угроза.// Правда. - 1999. - № 5. – 8 с.
4. Бартольд В.В. Ислам. - М., 1966.- 228 с.
5. Богдасаров С. Две стороны исламского фактора. - М., 2003. - 112 с.
6. Большаков О.Г. История халифата. Ислам в Аравии. - М., 1969. – 380 с.
7. Бородай А. Исламские угрозы - мифы, реальность. - Ростов-на-Дону, 2004.- 224 с.
8. Васильев Л.С. Религии Востока. - М., 1999. - 390 с.
9. Газизов О. Звон колоколов и призыв к намазу. - М., 2001.- 214 с.
10. Ибн Хишим. Жизнеописание посланника Аллаха. - М., 1994. – 360 с.
11. Ирвинг В. Жизнь пророка. - М., 2002. -314 с.
12. История религий Востока. - М., 1983. – 365 с.
13. Ислам в современных республиках Северного Кавказа. - Ростов-на- Дону., 2002. – 167 с.
14. Климович Л.И. Ислам. - М., 1965. – 319 с.
15. Климович Л.И. Книга о Коране, его происхождении и мифологии. - М., 1986. – 315 с.
16. Корнева Т.Р. Исламский фактор в межнациональных конфликтах. - М., 2004.- 118 с.
17. Кудрявцев Л.В. Ислам на Северном Кавказе. - М., 2001. – 204 с.
18. Лайпанов Б. Ислам в истории. - М., 2001. – 177 с.
19. Максуд Р. Ислам. - М., 2000. – 296 с.
20. Массе А. Ислам (пер. с франц.). - М., 1982. – 225 с.
21. Михайлов П. Ислам в России. - М., 2993. – 164 с.
22. Панова В. Жизнь Магомета. - М., 2003. – 516 с.
23. Пиатровский Б.М. Коранические сказания. - М., 1997. – 318 с.
24. Поликарпов В.С. История религий. - М., 1994. – 230 с.
25. Сандбаев П.С. Ислам и общество. - М., 1975. – 185 с.
26. Смирнов Н.А. Мюридизм на Кавказе. - М., 1963. – 224 с.
27. Смирнов Н.А. Пятьдесят лет исламоведения .Т. 4. - М., 1973. – 516 с.
28. Тишков В.А. О природе этнического конфликта.- М., 2003. -246 с.
29. Токарев С.А. Религии в истории народов мира. - М., 1976. – 414 с.
30. Хапаху П.А. Религия и Кавказская война. - М., 1996. – 214 с.
31. Шидфар Б.Я. Очерки арабо-мусульманской культуры. - М., 1971. – 614 с.