Смекни!
smekni.com

История ислама: от истоков к современной трансформации (стр. 8 из 12)

Основоположником шиитской религиозной доктрины считается принявший ислам иудей из Йемена Абдалла ибн Саба, выступивший предтечей крайних шиитов (середина VII в.). С его именем связывают пропаганду идеи о том, что каждый пророк, в том числе Мухаммед, имел помощника, или «восприемника духовного завещания» (васи).У Моисея таковым являлся Аарон, у Иисуса - апостол Петр. Мухаммед же, согласно Абдалле ибн Саба, личным распоряжением избрал Али своим преемником в учительстве и правлении и ясно предназначил его к этому. Поскольку же Мухаммед был лучшим из пророков, то Али объ­являлся лучшим из воспреемников завещания, чем подчеркивалась изб­ранность и его рода.

Сам Али весьма настороженно относился к появившимся в его ок­ружении людям, боготворившим и обожествлявшим его. Али сознатель­но отдалил от себя Абдаллу ибн Саба за неумеренные восхваления, компрометировавшие его кумира в глазах правоверных. Сохранился рассказ о том, что однажды Али приказал сжечь группу людей, провозг­ласивших его Господом, дарующим благо, и не поддавшихся на его уве­щевания. Со словами «Теперь мы знаем, что ты - действительно Бог, потому что только Бог наказывает огнем» они с достоинством приняли смерть [10, С. 218].

Оформление религиозного учения шиизма приходится на период утверждения династии Аббасидов с конца VII до середины VIII в. Культ мученичества Али, умершего от ран после покушения, и его сына Хусайна, убитого под Кербелой в 680 г., способствовал превращению ши­изма в религиозное течение.

Предпосылки для зарождения множества течений и ветвей шиизма, а также образования различных догматических школ и сект содержа­лись в раннем шиитском движении (вторая половина VII-начало VIII вв.). С одной стороны, они обуславливались неудачей внутреннего курса самого Али, спровоцировавшего споры в стане своих сторонни­ков, а также отсутствием единства внутри самого рода Али. С другой стороны, раннешиитское движение не обладало собственным идейным источником (роль которого впоследствии стали играть сборник изрече­ний халифа Али «Путь красноречия» и труды создателей шиитской дог­матики) и опиралось на общий для всех приверженцев ислама источ­ник – Коран. Единый принцип передачи духовной власти преемникам Али - имамам (араб. руководители общины) изначально не был уста­новлен, что создавало сложные, порой неразрешимые проблемы при определении законного претендента. После кончины каждого шиитско­го имама возникали разногласия о преемнике, и каждая алидская ветвь отстаивала интересы своего ставленника. Однако при различных трак­товках принципа передачи власти в шиитской среде признание исклю­чительного права Алидов на верховенство в мусульманской общине ос­тавалось незыблемым [18, С. 73].

Шииты, как и сунниты, считают Сунну вторым источником мусуль­манского вероучения. В отличие от последователей суннизма шииты воспринимают авторитетами первого класса четвертого «праведного ха­лифа» Али. Свои священные предания шииты обычно именуют ахбар(араб. изве­стия, сообщения). Шииты отвергают те предания, которые восходят к соратникам Мухаммеда - заведомым противникам Али. Шиитские ахбары более позднего происхождения по сравнению с суннитскими. Их своеобразная канонизация относится к X-XI вв. Из шиитских собира­телей мусульманского священного предания прославились Мухаммед аль-Куммии (ум. 903г.), аль-Кулайни (ум. 939г.), Мухаммад ат-Туси (ум. 1067/8 г.)[27, С. 390].

В Средние века шла интенсивная разработка религиозно-философ­ской системы шиизма, разделившегося еще в VII в. на два основных на­правления - умеренное и крайнее, которые, в свою очередь, распались на многочисленные школы.

Основные положения шиитской доктрины власти, признанные современными последователями шиитского вероис­поведания, были выработаны к началу X в. В последующие века шел процесс кодификации шиитской догматики, углубления ее философско­го обоснования. Основные аргументы шиитские теологи черпали из Ко­рана и Сунны. Поскольку в Коране отсутствует прямое упоминание Али, то шиитские комментаторы прибегли к аллегорическому толкова­нию отдельных коранических выражений, чтобы обосновать право Алидов на верховное руководство мусульманской общиной-государст­вом (имамат).Шииты считают, что Коран в редакции, осуществленной по приказу халифа Османа, подвергся фальсификации путем изъятия мест, посвященных Али и его семье, они отрицают подлинность неко­торых сур. Шиитская традиция хранит множество преданий, которые содержат, по мнению шиитов, ясные указания на то, что Мухаммед на­значил Али своим преемником, имамом и эмиром правоверных.

Учение об имамате стало основополагающим в шиизме. Имамы из рода Али рассматривались как единственно законные и полномочные представители Аллаха на земле. Расколы и разногласия в шиизме вы­звал прежде всего вопрос о передаче права на имамат тому или иному потомку Али. В соответствии с шиитской доктриной имамат представ­ляет собой милость Божью, своего рода продолжение пророчества. Имамат существует только в силу «божественного установления», кото­рое передается устами Пророка или предшествующего имама. Если по представлениям суннитов имам не может обладать сакральными свой­ствами, то шииты наделяют своих имамов сверхъестественными каче­ствами. Признание божественной природы имамата обуславливает веру шиитов в непогрешимость имамов, в авторитет их учительства и необ­ходимость безоговорочного им повиновения. В религиозно-философ­ской трактовке имамат предстает как важнейшая космическая сила, как эманация предвечного божественного света. Шииты считают, что имамы не нуждаются в дополнительных источниках влас­ти, каковой, например, для суннитов является иджма - согласное мнение мусульманской общины. Шииты умеренного направления пропове­дуют веру в «имама данного времени», без которого невозможно спасе­ние души мусульманина. Наставления и предписания «имама данного времени» должны восприниматься как истина в послед­ней инстанции, поскольку он является носителем сакрального знания, ему ведом скрытый от непосвященных смысл Корана и тайная суть со­бытий человеческой истории вплоть до Судного дня [24, С. 106].

Сторонники «крайнего» шиизма в своем большинстве проповедова­ли идею обожествления Али и представителей его рода. Мусульман­ские теологи и ересиографы различали три формы обожествления лю­дей: зухур(«проявление») - отражение божественной силы в человеке; иттихад («единение») - соединение божественного и человеческого начала в одной душе и хулулъ(«воплощение») - инкарнация божества в человеке, человеческая природа которого при этом изменяется в боже­ственную. Если мнения богословов относительно зухуррасходились, то вторая и третья формы обожествления отвергались как суннитами, так и шиитами умеренного толка. В то же время умеренные шииты (имамиты) ревностно защищали «божественную сущность» имамата и пред­ставление об абсолютной непогрешимости и сверхъестественных зна­ниях его носителей [6, С. 124].

В шиизме, в отличие от суннизма, активно культивируется культ му­ченичества. Шиитами придается исключительное значение идее вели­чия страданий за веру, воплощенной в трагической судьбе ряда шиит­ских имамов, начиная с Али и его сына Хусайна. В практике шиизма нашел широкое применение принцип такийя(араб. осмотрительность, благоразумие) - «благоразумное скрывание своей веры», т. е. право говорить и совершать то, что противоречит вере из соображений личной безопасности или во имя интересов общины единоверцев, оставаясь при этом в душе преданным своей религии.

Пятым халифом стал глава противников Али - Муавия. Сохранились воспоминания о том, что пятый халиф покровительствовал поэтам и ученым. После него государственная и религиозная должность халифа пере­давалась только по наследству - от отца к сыну. Впослед­ствии власть халифов постепенно ослабела, и этот титул во­обще перестал существовать.

Признавших Муавию стали называть суннитами(сунна с ар. образец, пример). Суннит- это тот, кто следует традиции, Сунне- второму после Корана источнику мусульманского ве­роучения, содержащему изречения и описания деяний Мухаммеда. Сунниты не признают возможности посредничества между Аллахом и людьми после смерти Мухаммеда и, следовательно, отрицают особую святость Али. Они считают законными всех четырех халифов: Абу Бакра, Омара, Усмана и Али [12, С. 250].

Сун­низм является самым крупным направлением в исламе, почти 90 % мусульман в мире исповедуют суннитский ислам. Сунниты составляют большинство мусульманского населения всех стран мира ислама, за исключением Ирана и Ирака, где они уступают по численности шиитам. Полное наименование суннитов - «люди Сунны и согласия общины» (ахль ас-сунна ва-лъ-джамаа)- отражает важные принципы традиционного ислама - приверженность ислам­ским ценностям, зафиксированным в священном предании, и идее руко­водящей роли общины в решении жизненно важных проблем. К основ­ным формальным признакам принадлежности к суннизму относятся: признание законной власти четырех «праведных халифов»; отсутствие сомнений в достоверности шести «канонических» сборников хадисов; принадлежность к одной из четырех правовых школ суннизма (маликитской, шафиитской, ханифитской или ханбалитской). В отличие от шиитов сунниты отвергают идею посредничества между Аллахом и лю­дьми после смерти пророка Мухаммеда, не приемлют идею о «божест­венной» природе Али и праве его потомков на духовное верховенство в мусульманской общине.

Суннитская догматическая система считается наиболее характерной для ислама в целом и, несмотря на фактическое отсутствие общеприз­нанного и единого для всех мусульман-суннитов комплекса догматов, нередко идентифицируется с исламским «правоверием».