Хронологически суннизм оформился вслед за шиизмом как негативная реакция на его становление. В X-XI вв. суннизм приобрел контуры самостоятельного течения, которое воспринималось, прежде всего, как противопоставление шиитскому исламу. До настоящего времени термин «суннит» имеет менее четкое смысловое наполнение, нежели термин «шиит», и только в случае использования его в качестве антитезы этому термину становится действительно значимым. Несмотря на наличие у суннитов и шиитов множественных точек соприкосновения, в различные исторические периоды социальная напряженность в отдельных частях мира ислама провоцировала суннитско-шиитские противоречия. При отсутствии факторов, порождавших конфликтные ситуации, сунниты и шииты мирно уживались друг с другом. В конце XX столетия по мере усиления роли «исламского фактора» с присущей ему ярко выраженной политической окраской суннитско-шиитские разногласия интенсифицировались как на уровне межгосударственных отношений (военные конфликты Ирака и Ирана), так и во внутренней жизни отдельных стран (Ливан, Саудовская Аравия). Все же во многих случаях эти противоречия либо носили второстепенный характер, либо их преодоление не вызывало исключительных трудностей. В лоне суннизма не возникли особые секты, что отличает его от шиизма.
90 % мусульман мира - сунниты. Это течение сохраняло целостность в отличие от шиитских и других течений ислама. Шииты преобладают в Иране, Ираке, Ливане, Йемене, Бахрейне. В других странах -Пакистане, Афганистане, Индии, Сирии, Азербайджане, Таджикистане - их меньшинство. Шиитские общины встречаются во всех мусульманских странах, в том числе и суннитских [8, С. 211].
Некоторые ученые считают, что шииты получили большинство в Иране потому, что персы не хотели принимать ислам из рук завоевателей-арабов и выразили таким образом свой протест.
Особую роль в современном мире играет такое движение как ваххабизм.
Идеи возврата к «золотому веку» раннего ислама вдохновляли религиозные движения протеста различной социально-политической направленности. В середине XVIII в. в Аравии возникло ваххабитское движение, сыгравшее большую роль в жизни мусульманского мира. Свое название оно получило по имени аравийского богослова Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба (1703/4-1792 гг.), который разработал религиозное учение, вдохновленное ханбалитскими идеями [2, С.54].
Оно не содержало новых догматов, и было обращено к истокам мусульманства, к жизни пророка Мухаммеда и его последователей. Однако ваххабитская проповедь обладала резкой политической заостренностью. Религиозному многообразию, царившему в Аравии, основатель ваххабизма противопоставил доктрину строгого таухида - единобожия, которая рассматривалась как ось ислама. Руководствуясь принципом «нет никого, кто был бы достоин возвеличения или поклонения за исключением Аллаха», ваххабиты считали основателя ислама человеком, который не может быть объектом обожествления. К числу «неугодных Аллаху» религиозно-догматических новшеств ваххабиты причисляли культ святых и паломничество к местам их захоронений, идолопоклонничество, магию, колдовство и другие пережитки языческих верований. Возрождая в исламе линию крайней непримиримости, выработанную ханбалитами, их идейные наследники - ваххабиты - призвали вернуться к Корану и «неповрежденной» Сунне, очистить первоначальную «истинную» религию от последующих наслоений. В европейской литературе ваххабитов нередко называли «пуританами» или «протестантами» ислама. Подобное сравнение ваххабизма с европейскими течениями средневековой Реформации осуществлялось по чисто формальному признаку, и можно говорить лишь о внешнем сходстве двух явлений, совершенно различных по своему общественно-политическому содержанию.
Ваххабиты осуждали роскошь, алчность и ростовщичество, воспевали культ бедности и проповедовали «братство» мусульман и их единение под знаменем своего учения. Ваххабизм призывал к «священной войне» против неверных, объявляя отступниками всех, кто не примкнул к ним. Ваххабизм отличал крайний фанатизм в вопросах веры и экстремистский подход к борьбе со своими противниками. Ваххабитская проповедь была прежде всего направлена против официального «отуреченного» ислама, олицетворявшего господство турок-османов в исконно арабских землях. К числу своих непримиримых противников ваххабиты относили османских наместников-«узурпаторов» и их султана, незаконно присвоившего себе титул халифа, а также «отступников» персов-шиитов. Антитурецкая направленность ваххабизма имела своей конечной целью изгнание турок и объединение всех арабских территорий под знаменем «чистого» ислама.
Успех ваххабитскому учению обеспечил союз Мухаммеда ибн Абд аль-Ваххаба с представителями рода Саудидов - правителями недждийского княжества ад-Даръийя (Центральная Аравия). Учение Мухаммеда ибн Абд аль-Ваххаба стало идейной платформой борьбы за объединение Аравии под эгидой Саудидов, а впоследствии официальной доктриной первого Саудидского государства (1745-1818гг). В наши дни ваххабизм служит основой официальной идеологии Саудовской Аравии, а его последователи проживают в арабских эмиратах Персидского залива, а также в ряде азиатских и африканских стран [14, С. 229].
В течение многовековой истории мусульманская религия многократно делилась и дробилась. Самая ранняя секта в исламе - хариджиты.Она возникла в VII в. во времена пророка Али. Это были его сторонники - фанаты, один из которых и убил Али за его отступничество от твердой линии в борьбе с противниками. Хариджиты были крайней и аскетичной сектой, их последователей осталось сейчас мало (в государстве Оман и в Африке). Впоследствии среди них тоже появились более мелкие течения (арзакиты, ибадиты и др.).
Затем произошел раскол ислама на суннитов и шиитов, и, как уже говорилось, более склонным к дроблению оказалось шиитское направление. В основном расхождения были связаны с признанием или непризнанием тех или иных имамов. Новые секты назывались по их именам - зейдиты, исмаилиты.
Исмаилиты- это сторонники признания седьмым имамом Мухаммеда - сына имама ИсмаилаДжафара, жившего в VIII в. (этот тезка пророка умер раньше отца, и, следовательно, имамом, по сути, не был). Они создали в X в. воинственное государство в Северной Африке, под властью которого оказалась значительная часть мусульманского мира. Сами исмаилиты при этом раскололись на множество более мелких сект. Некоторые из этих сект применяли террористические методы борьбы за существование, а исполнители террористических актов - смертники - употребляли в решающий момент наркотик - гашиш, за что их называли хашишийя (ассасин- на европейский манер). Учение исмаилитов отличалось эклектикой,т.е. сочетанием идей из разных исламских и неисламских философских и богословских школ. Они говорили, что в религии есть внешняя сторона (обряды, доступные всем) и внутренняя (толкование Корана, космогония, доступные только посвященным).
Одним из заметных явлений в исламе является суфизм(суф. с ар. шерсть). Считавшие себя избранными суфии,одевавшиеся первоначально в грубые шерстяные одежды, были, по сути, отшельниками и аскетами, близкими к христианским монахам. В суфизме появилось много мистическихэлементов, не свойственных для других направлений ислама. Это движение возникло в период утверждения мусульманства и оказало огромное влияние на культуру арабских стран, в первую очередь на литературу, поэзию и философию. Суфисты создали своеобразные ордены, каждый из которых имел свои обряды и традиции. Суфизм сохранился в некоторых странах Азии и Северной Африки до наших дней, хотя неоднократно подвергался преследованиям со стороны ортодоксальных мусульман.
Рассмотрев основные направления, существующие в исламе, становится понятно, что все они имеют множество сходных черт, точек соприкосновения. Однако в процессе трансформации ислама вновь образующиеся течения и направления выдвигают свои собственные постулаты, по-своему трактуют учение Мухаммеда, содержание Корана таким образом создавая свою собственную идеологию.
Появление новых ответвлений в исламе в настоящее время связано, прежде всего, с политическими мотивами и борьбой за власть в мусульманской общине, что часто сопровождается не только идеологической борьбой, но и открытыми военными столкновениями.
3. Северо - Кавказский ваххабизм – разновидность исламского
радикализма.
Одна из современных особенностей ислама состоит в том, что он переживает ревивалистский и демографический взрыв, часто способствующий дестабилизации общественной ситуации в исламских государствах и их отношений с соседями. Число сторонников этого вероисповедания, судя по некоторым источникам, достигло I млрд. 300 тыс. человек. Кроме того, удельный вес и роль мусульманских стран в мировой экономике и политике постоянно возрастает. В арабо-мусульманских цивилизациях заново происходит утверждение собственных фундаментальных ценностей, специфических культур, в том числе и религиозной. Этот своего рода «мусульманский ренессанс» в исламе протекает через отрицание ценностей западной культуры. Если придерживаться достаточно умозрительной концепции американского исследователя С.Хантингтона, то следствием исламского возрождения должно стать столкновение мусульманской и христианской цивилизаций. Однако данный прогноз не безукоризнен. С нашей точки зрения, столкновение цивилизаций или стран даже со значительно разными духовно-культурными системами само по себе никогда не происходило и не может произойти. Оно возможно в том случае, если в этом заинтересованы конкретные группы людей, преследующие корыстные цели или выполняющие социальный заказ сильных мира сего [26, С. 54].