Смекни!
smekni.com

Особенности древнескандинавской мифологии (стр. 2 из 13)

Но он прожил не долго, два коварных карлика пригласили его к себе и убили его в гостях, а кровь слили в котел и две чаши. Спустя некоторое время карлики пригласили к себе великана с женой и убили их тоже. Но их сын Суттунг нашел этих карликов, тогда они попросили пощады взамен на самое ценное, что у них было - мед поэзии - кровь Квасура. Великан согласился, он спрятал чудесный напиток далеко в скалах Хнитбьёрг - Сталкивающие скалы и поставил охранять его свою дочь Гуннлёд. Тогда Боги решили вернуть себе то, что по праву должно принадлежать им. Появился Один перед имением великана Бауги, брата Суттунга. Он одному из работников наточил косу, да так хорошо, что он и все остальные захотели приобрести себе точило, тогда Один им сказал: «Ловите, жадные, кому повезет». Рабы кинулись ловить и в спешке все девятяро полоснули себя косами. Один нанялся на зиму к Бауги, назвавшись Бёльверком, что означает «злодей». Он работал за девятерых, а когда зима закончилась, и пришло время платы, то Отец богов (одно из имени Одина) потребовал один глоток меда поэзии, что находился у брата. Бауги всячески просил его, но тот отказывался. После того Один решился на хитрость, пробрался в скалу, пробыл там три ночи с Гуннлёд, и за это она дала ему испить три глотка. Он превратился в орла и вернулся Асгард[9].

По Скандинавской мифологии вся вселенная состоит из девяти миров. Вообще магическое число девять у скандинавов часто фигурирует: Тор, убив, в поединке змея Ёрмунганда, шагнул девять шагов и сам пал, кольцо Драупнир, подаренное Одину карликами на девятую ночь, создавало восемь таких колец, так же было девять дочерей Одина, воинственных валькирий. Главные Миры - это Асгард, где живут Боги Асы, Мидгард, «то, что огорожено», место людей, и Нифльхейм, царство Хелль, где вечно холодно. Кроме них еще: Ётунхейм, где живут великану Ётуны, Альвхейм, где живут альвы или карлики, Ваны жили в Ванахейме, карлики-дверги жили в недрах гор в Нифльхейме.

В центре было большое Мировое дерево - ясень Иггдрасиль, что означает «конь Игга» (Игг это одно из имен Одина), оно пронизывает своими корнями три главных мира вершиной, упирается Асгард, а низ его в Нифльхейме. Вокруг него лежит огромный змей, корни грызет дракон Нидхёг, надеясь погубить людей и Богов. Под каждым миром бьет свой ключ, один ключ в Нифльхейме, под Ётунхеймом, всякий кому доведется испить из него, обретает знание и мудрость. Ведь род исполинов – древнейший. Но самый священный источник бурлит под тем корнем, что оказался на небе. Такова его священная сила, что все попавшее в его воду становится белым, как пленка под скорлупою яйца.

А еще живут в том источнике прекрасные белые птицы - два лебедя. От них пошел весь род лебединый, ибо таково уж свойство Мирового Древа: хоть и зовут его ясенем, но расцветают на нем все цветы, какие только можно видеть на земле, зреют все плоды и все семена, а ветвях живут все звери и птицы. На ясене сидит также орел. Возле чудесного родника Боги судят свой суд. Говорят, там стоит прекрасный чертог и из него навстречу Богам выходят три девы: Урд, Верданди и Скульд. Это - символы Прошлого, Настоящего и Будущего. Их называют Норнами, провидицами судьбы. Им ведомо все, что произойдет с людьми и с Богами. Рождается человек, и тот час являются к нему норны - судить судьбу. Урд, Верданди и Скульд - главные норны, но есть еще много других, добрых и злых норн.

Вот что говорит вёльва в своем «Прорицании»:

«19

Ясень я знаю

по имени Иггдрасиль,

древо, омытое

влагою мутной;

росы с него

на долы нисходят;

над источником Урд

зеленеет он вечно.

20

Мудрые девы

оттуда возникли,

три из ключа

под древом высоким;

Урд имя первой,

вторая Верданди,-

резали руны,-

Скульд имя третьей;

судьбы судили,

жизнь выбирали

детям людей,

жребий готовят»[10].

Здесь описывается мировое древо Иггдрасиль и три ключа под ним.

Сами скандинавы строили свои жилища рядом с высокими дубами или ясенями, свои капища строили тоже возле крупных ясеней, чтобы сделать подобие вселенной. Образ Мирового Древа весьма распространен, он есть у славян, и у американских индейцев.

В Асгарде согласно мифологии живут двенадцать асов. Число двенадцать у скандинавов священно. Короли в походы выбирали себе по двенадцать самых лучших воинов (например, сказание о короле Хрольфе и Ботваре Бьярки). Кроме Одина (или Вотана у германцев) там был его сын Тор (у германцев Донар), рожденный от Ёрд (что означает земля), Бог войны, защитник Асгарда и Мидгарда; Ньерд, Бог моря, отданный Ванами после первой войны, и жил он в Ноатуне; был у него сын Фрейр, Бог плодородия, и дочь Фрейя, Богиня любви; Хеймдаль, иначе страж Асгарда, со своим мечом охранял Биврёст и видел за сто поприщ, и слышал, как растет трава; Тюр, еще один Бог войны, но он от Ванов, он однорукий, так как усмирял волка Фенрира; кроме них Бальдр младший сын Одина, он был самый прекрасный и добрый; молчаливый Хёд; еще один сын Одина Видар, который во время Рагнарёка отомстит за отца; Вали, брат Бальдра; коварный бог Локи; Хермод Быстрый, также сын Одина, - вестник Богов. Кроме того, Богом еще является Браги - мудрый поэт, но некоторые ученые считают, что это всего лишь обожествленный поэт IX в. Браги Бордарсон[11].

Один был Богом войны, так как он возглавлял Асгардрейден, «яростную армию Одина», армию эйнхери, но он был и Богом мудрости. Он получил знания из источника мудрости взамен на свой глаз и, после того его стали называть «Одноглазый», потом он висел на веревке на Мировом Древе пронзенный копьем, и после этого он познал тайну рун и сто семнадцать заклинаний. Все эти знания он передал людям. В этом плане Одина сравнивают со славянским Богом Велесом, так как Велес так считался Богом мудрости. У Одина жена Фригг.

По скандинавским представлениям все умершие воины попадали в Вальхаллу, своего рода воинский рай. Северные воины храбро сражались не щадя своей жизни, совершали различные подвиги, которые потом были описаны в сагах, потому, что они верили, что их душа не умрет, она продолжит жить, а они сами отправятся в Вальхаллу к верховному Богу Одину. Норманнами ценилась смелость и отвага, граничащая с безрассудством, и эти качества вдохновляли народ на подвиги и победы. В Вальхалле было пятьсот сорок ворот, по которым враз могли пройти восемьсот шестнадцать воинов, и вел туда мост Биврёст - «танцующая дорога». Этот мост имел особенность, что если недостойный человек решится пробежать быстро по нему, то он только будет отдаляться. Там жарят вепря Сэхримнира, а когда он заканчивается, на утро он снова оказывается целым, воины пьют пиво и мёд, доставляемые всегда доящимися козами, в зале, построенном из копий и устланном щитами. Им прислуживают валькирии, имена которых - Мист-Туманная, Хильд- Сражение, Херфьётур- Опутывающая войско, Хлёк- Шум битвы, а Один на своем троне Хлидскяльв пьет вино. Ради потехи они сражаются между собой, но в час обеда они воскресают. И в назначенный час, когда наступит Рагнарёк, Один поведет свое войско в последнюю битву с ётунами, врагами людей и Богов. Следует добавить, что с пришествием христианства в скандинавские земли воинов Одина Эйнхери стали принимать за различных призраков и нечистую силу. Были воины, которых посвящали в эйнхери, занятых служением Одину при жизни. Для этого необходимо было повисеть на дереве, и когда человек находится уже на границе между жизнью и смертью, перерезали веревку. Все остальные мужчины, умершие в старости, как трусы или преступники попадали в Нифльхейм - царство Хелль. Женщины попадали к Фрейя, девушки к Гевьон, отделившей остров Зеландия от полуострова Сконе. Умершие рабы были вверены попечениям бога Тора, живущего в постоянных заботах[12].

Существует миф о происхождении сословий. Когда асу Хеймдалю пришлось путешествовать по Срединному миру, он остановился у одной бедной четы стариков, они его накормили, за это Ас давал им мудрые советы как лучше вести хозяйство, и через некоторое время у них появился ребенок неказистый, черноволосый, с темной кожей. Это имя означало «раб», и от него пошел род рабов. Хеймдаль двинулся далее, и на следующею ночь он остановился в более богатой семьи, где в углу стоял красивый ларь, полный добра, а по бревенчатым стенам висели расшитые порывала. Три дня провел у них Ас. Рассказал, как умножить богатство, как снарядить торговый корабль, как решить любой спор по закону. Потом распрощался, и все повторилось: родила жена сына - краснощекого, рыжего, с живыми глазами. Назвали его Карлом - свободным. И пошел от него род свободных людей, землепашцев. А Ас шел все дальше наезженной широкой дорогой. И вновь дом ждал его на пути - залитый солнцем, входной дверью на юг, чтобы шли внутрь свет и тепло. Настежь была распахнута дверь, а пол был устлан соломой. Сновали вокруг проворные слуги - пасли скот, собирали камни с полей, возводили ограды. Не нужно было хозяину рубить дрова и унавоживать землю, а хозяйке - весь день готовить еду, шить, стирать, доить коров. Оттого тяжкий труд и нужда не состарили их прежде времени и называли их славными именами – Мать и Отец. Накормили они его лучше прежних, а как он ушел от них, то родила Мать сына, красивого, светловолосого и сильного и дали ему имя Ярл- Вождь Воинов[13]. Это миф, объясняющий социальное разделение в скандинавском обществе.

Локки - весьма противоречивая фигура в скандинавской мифологии, несмотря на то, что он много навредил Богам, он родил восьминогого коня Одина Слейпнира и привез много подарков от карликов. Вот как это получилось. Когда Тора не было в Асгарде, а Сив, его жена беззаботно спала, Локи решил попроказничать, отрезав ее прекрасные золотые волосы. Когда Тор вернулся, он хотел в гневе покарать Локи, но тот взмолился и пообещал принести Сив такие же. Он оправился в недра гор к лучшим мастерам гномам. Два брата гнома Ивальдри взялись сделать золотые волосы и получились у них они даже лучше, притом они прирастали, как только их примеривали, и росли как обычные волосы. Кроме волос, гномы сделали еще большой корабль в котором могли поместиться все асы и Один со своим войском, но в то же время он мог складываться до маленьких размеров и помещаться в платок. Также они изготовили копье для Одина и назвали его «Гуннгнир». Тогда радостный Локи предложил остальным в следующий раз попробовать сделать что-нибудь похожее, если сумеют.