Смекни!
smekni.com

Особенности древнескандинавской мифологии (стр. 4 из 13)

Часто гномы обладали большими сокровищами, и бывало, их проклинали. Как- то три Аса и в их числе Локи гуляли возле пруда и проголадавшись они поймали выдру и убили ее. А это оказался сын гнома в обличье рыбы. Гном потребовал в качестве выкупа столько золота, сколько поместится на шкурке выдры. Локи отправился к гному Андвари и забрал у него все золото и даже его любимое кольцо. Тогда Андвари проклял все это золото и сказал, что оно вместе с кольцом не будет приносить счастье никому из владельцев. Локи принес гному все золото, и пришлось еще отдать кольцо. Но это золото, как и предрекал Андвари, никому не приносило счастья, и из-за него было совершено много преступлений, пока оно не попало в руки героя Сигурда. У него оно тоже долго не пробыло, так как Сигурда коварно убили.

Таким образом, гномы - это противоречивые существа, свои физические недостатки и уродство они компенсировали мудростью и кузнечным мастерством, но у них была своя гордость, и они были иногда весьма злобны.

Гномы оказались посвящены в тайны вселенной, скрытые даже от Богов. Ибо Боги были подвержены силам хаоса, которые находятся в трехслойном мироздании. На границах этой разделенной вселенной маячили великаны и монстры- творения бунта и беспорядка. Поскольку гномы были связаны с первобытным хаосом благодаря их происхождению, они обладали тонким пониманием первопричинных сил. Именно это понимание придавало им уверенность, помогая сдержать наступление хаоса.

Вот еще одна история, показывающая гордость гномов и умение держаться наравне с Богами. Был один мудрый гном по имени Альвис, и захотел он жениться не на простой девушки, а на дочери Тора. Когда он подошел к жилищу Тора, то Ас задавал ему различные вопросы, и Альвис постоянно отвечал на них, держался с достоинством и даже нагло, не побоясь потребовать руки у дочери самого Бога. Так закончилась ночь и вышло солнце, а гном забыл, что ему надо спешить и, посмотрев на солнце, он превратился в камень. Таким образом, поплатился гном за свою наглость и уверенность в себе. В Старшей Эдде об этом подробно написано:

« 9

Альвис, скажи мне,-

про все, что есть в мире,

наверно, ты знаешь,-

названьем каким

зовется земля

в разных мирах".

10

[Альвис сказал:]

"Землей - у людей

и Долом - у асов,

Путями - у ванов,

Зеленой - у турсов,

Родящей - у альвов,

у богов она - Влажная".

11

[Тор сказал:]

"Альвис, скажи мне,-

про все, что есть в мире,

наверно, ты знаешь,-

названьем каким

небо зовется

в разных мирах".

12

[Альвис сказал:]

"У людей это - Небо,

а Твердь - у богов,

Ткач Ветра - у ванов,

Верх Мира - у турсов

и Кровля - у альвов,

Дом Влажный - у карликов".

13

[Тор сказал:]

"Альвис, скажи мне,-

про все, что есть в мире,

наверно, ты знаешь,-

как месяц зовется,

что люди видят,

в разных мирах".

14

[Альвис сказал:]

"Месяц он у людей,

Луна - у богов,

а в Хель - Колесо,

у карликов - Светоч,

Спешащий - у турсов,

у альвов - Счет Лет».[19]

В этом отрывке видно, как мудрый гном отвечает на все вопросы Тора, но не замечает, как восходит солнце и Тор говорит ему: «но хитростью мощной тебя обманул я, ты в доме застигнут солнечным светом!»[20]

Другим сверхъестественным существом, в которого верили скандинавы, да, собственно, и многие другие народы, были драконы. Драконы - это существа хаоса, связанные со стихиями огня, воды и ветра. Они были обычно до семи метров, имея одной голове, но были такие драконы, которые в воображении скандинавов доходили до ста сорока метров и обладали сотней голов. Все они имели крылья и огненное дыхание.

У скандинавов в искусстве и в орнаменте часто фигурирует образ змеи, равно как и в мифологии. В мифологии имели место два мировых змея, один из которых - Ёрмунганд вступил в борьбу с Тором, когда тот рыбачил в море, но Тор, победив, выпустил его. Второй раз они сошлись в битве во время Рагнарёка.

Тор убил змея, но немного отойдя, он сам пал на землю от ядовитого дыхания. И кроме Ёрмунганда был еще змей Нидхёг, который грыз корни Иггдрасиля. Известный эпический герой Беовульф после своей победы над троллем Гренделем стал королем Гаутов. И уже когда король достиг преклонного возраста, в его королевстве появился дракон, который разорял и сжигал жилища крестьян. Тогда Беовульф отправился со своими двенадцатью самыми храбрыми воинами в курган, где обитало чудовище. Он его рубил по чешуе, но дракону было нипочем. Дракон уже изрядно подпалил короля, когда тот, увидев пятнышко на брюхе, вместе со своим воином Виглафом стали колоть мечами его в то место, пока он ни сдох. Будучи при смерти Беовульф назначил следующим королем Виглафа.

«Клад не зарытый стал достоянием

Старого змея, гада голого

Гладкочешуйного».[21]

У драконов были уязвимые места (обычно у брюха), в которые их можно было легко поразить. Драконы были, представлялись в двух ипостасях - бескрылые, ползучие, а также обыкновенные змеи с крыльями. Драконы, жившие недалеко от человечьих жилищ, не могли сравниться с описанными в легендах чудовищами. Но они тоже внушали ужас людям, ведь эти звери были огромны, свирепы, невероятно прожорливы и при этом обладали необычайной мощью и коварством. В них были заключены некоторые из стихийных сил первозданного хаоса, из которого они вышли.

Будучи порождением ветра, воды или бури, существа эти, подобно стихиям, отличались непоследовательностью даже в самом своем естестве, а всякая непоследовательность противна организованному человеческому сообществу. Многие драконы явно принадлежали к животному миру, но они умели разговаривать, к тому, же они летали, хотя и не были птицами. Многие драконы умели становиться не видимыми, иные принимали чужое обличье, и почти все имели огненное дыхание.

Привычка драконов сторожить сокровища была замечена людьми. Само драконоборчество диктовалось не одним лишь желанием защитить себя и других людей.

Часто в бой с чудовищами вступали именно в надежде отнять у него драгоценный клад.

Во всех знаменитых эпосах герои вели борьбу с драконами. Это уже описанная истории в эпосе «Беовульф», а также в «Песне о Нибедунгах». Сигурд боролся с драконом Фафниром, хранителем сокровищ карлов Нибелунгов. Он спрятался, когда дракон шел на водопой и, найдя уязвимое место на брюхе, всадил туда меч по самую рукоять. Потом он искупался в драконьей крови и стал неуязвим для оружия, и еще научился понимать птичью речь.

Со временем в сознании скандинавов стало наблюдаться представление об измельчании этих змеев: из космических гигантских чудовищ они превратились в существа, одолеть которых было под силу человеку.

Следует так же упомянуть, что викинги на свои корабли помещали деревянную голову дракона и судна назывались «дракарры»- «драконьи корабли». И у многих воинов были штандарты с драконьими головами.

Сюжет драконоборчества существует у многих народов, как у европейских, так и у жителей Азии. У восточных славян мы знаем миф оЗмее Горыныче, которого победил Добрыня Никитич.

Еще одно мифическое существо, известное в Скандинавии, - Тролль. Они огромного роста, наделены необычайной силой и непроходимой тупостью. Живут они обычно в пещерах, где хранят свои сокровища. Тролли ближе к смертным, чем их дальние родственники - ётуны и занимаются тем, что вредят человеку: похищают скот и красивых девушек, крадут младенцев и тому подобное. Тролли, так же как и карлики, боятся солнечного света, который превращает их в камень. У них рыжие волосы, ходят они в темных штанах и красных шапках. Троллей пугает шум: они думают, что за ними пришел с молотом сам Тор.

Одним из первых подвигов Беовульфа была победа над огромным троллем Гренделем. Короля данов Хродгара постоянно донимал тролль Грендель. Он убивал его дружииков. Тогда приплыл Беовульф со своей дружиной, поймал тролля и без оружия оторвал ему руку, отчего он и умер. Потом ему пришлось еще сразиться с его матерью.

По преданиям, конунг Олаф решил освободить от троллей высокую гору, внутри которой они жили.

«Велит он построить и с берега столкнуть

Ладью отменой оснастки.

Отсель мы отправимся, что задать

Нечистой силе острастке!

Кормщик взобрался на груду добра.

«Стоянка с худою славой

У Хорнелуммера: эта гора

Захвачена троллей оравой.

Множество лет живет на земле

Старшой их, по прозвищу Аред.

Наши ладьи с молодцами в скале

Замыкает злодей и скаред.

Пышут кострами гляделки его.

Ногти чернее дегтя,

Загнуты вроде козлиных рогов,

Длиной не менее локтя.

Его бородища у самых колен

Треплется конской гривой.

Тошно глядеть на когти его

И видеть хвост шелудивый».[22]

Но конунг не испугался и не отказался от своего намерения. Только ладья подошла к горе, как навстречу конунгу вышел сам Аред.

«Скажи мне, Рыжая Борода,

Как ты со страху не умер?

Большая тебя ожидает беда!

Помнишь ты Хорнелуммер!

Никто не причаливал к нашей земле!

Вот собью с тебя спесь:

В скалу одной рукой засажу

Ладью, что болтается здесь!»

Аред попытался выполнить угрозу, но лишь увяз в скале по колена. Он воскликнул:

«Я в камне завяз, но хребта и рук

Ничуть не утратил силу.

На собственной шкуре испробуешь ты

Мою молодецкую жилу!»

Конунг ответил:

«Каменной глыбой, нечистый дух,

На глазах у крещеного люда

Ты простоишь до судного дня,

Никому, не делая худа!».[23]

А остальных маленьких троллей он запер в пещере.

Таким образом, люди боролись с троллями, но прежде всего это вменялось в обязанность конунгам. Вот почему, как считали скандинавы, к эпохе викингов троллей уже было мало.