Смекни!
smekni.com

Методы информационно-статистического анализа религиозности населения (стр. 2 из 4)

Русской Православной Церкви – 11525 (53,2%)

Протестантских – 4097 (19%)

Мусульманских – 3537 (16,3%)

НРД – 1040 (4,8%)

Старообрядческих – 284 (1,3%)

Иудейских – 267 (1,3%)

Римо-католических – 253 (1,2%)

Буддистских (включая нетрадиционные) – 192 (0,9%)

Неканонических православных юрисдикций – 137 (0,6%)

Языческих – 25 (0,1%)

Иных – 274 (1,3%)

4. оценки религиозных лидеров

Данный источник практически пригоден только для определения численности небольших религиозных групп, лидеры которых в состоянии точно подсчитать своих прихожан. Конечно, и в более крупных религиозных организациях руководители отдельных общин имеют представление о том, сколько людей ежедневно или по праздникам молится в их храме, мечети или синагоге, однако скомпилировать эти данные хотя бы по сотне мест технически проблематично. В итоге духовные лидеры крупных организаций вынуждены использовать для оценки числа своих последователей только данные первых трех источников. При этом надо помнить, что зачастую представители религиозных меньшинств имеют склонность к завышению своей численности, в то время как доля православных христиан может быть завышена максимум на 10% – ведь в противном случае она превысит 100%. Запутать исследователя может и явная несогласованность мнений в пределах одной религиозной традиции – так, в ходе проведенного одной еврейской газетой опроса среди представителей иудейского истеблишмента, оценки численности евреев в России варьировали от 250 тысяч до 10 миллионов человек.

Проблему численного изучения религиозности также поднимает профессор Валентин Евгеньевич Семенов, директор НИИ комплексных социальных исследований Санкт-Петербургского государственного университета (НИИКСИ). В статье «Религия и вера в современной России: социологический срез» он выделяет следующие методы статистического изучения религиозности населения:

1. Различные опросы населения;

2. Статистика религиозных организаций;

3. Другие пути изучения религии, например, Атласы религий.

Говоря о первой группе методов, он пишет, что в 2006 году две авторитетные социологические фирмы провели опросы, изучающие религиозность населения России, – Всероссийский институт изучения общественного мнения (ВЦИОМ) и Институт общественного проектирования (ИнОП, Москва). ВЦИОМ на сегодняшний день получает самые надежные и точные данные (всероссийская выборка, обычно 1500-1600 человек из 150 населенных пунктов в 46 областях, краях и республиках Российской Федерации). Оба института использовали схожие методики опроса, их данные репрезентативны, им можно доверять. И вот какую картину они получили:

Данные ВЦИОМ (%) Данные ИнОП (%)
Православные 63 62
Представители ислама 6 7
Другие конфессии 3 2
Веруют в Бога неконфессионально 11 14
Не считают себя верующими 16 15
Затруднились ответить 1 1

Как мы видим, православных в России – явное большинство, не сравнимое ни с одной другой конфессией. И в отличие от всех прочих опросов, здесь выделена особая строка – веруют в Бога неконфессионально. Это отчасти так называемые новые религиозные движения (НРД) и некие верования, когда человек верует в неопределенного Бога, в некое сверхъестественное существо. Такая вера у молодых людей возникает часто под влиянием фантастики, фэнтези, мистических фильмов и прочего. И эти новые религиозные движения пока остаются малоизученными, это актуальная задача для религиоведов и социальных антропологов.

Говоря о второй группе методов, В.Е. Семенов отмечает, что о религиозности можно судить не только по опросам социологов. Есть другие пути – например, изучение статистики религиозных организаций. На конец 2006 года в России было 12216 зарегистрированных организаций Русской Православной церкви (сюда включены общины, учебные заведения, монастыри и другие организации РПЦ). На втором месте по количеству – 3668 исламских организаций. На третьем, больше 3000 – протестанты (включая 965 организаций евангельских христиан-баптистов, 1486 –пятидесятников, 652 – адвентистов седьмого дня и других). И на четвертом – новые для нашей страны религиозные организации, веры Бахаи, сайентологов, кришнаитов и тому подобных).

Но этот способ изучения религиозности имеет свои минусы. Во-первых, количество организаций непостоянно, бывает и так, что сегодня организация есть, а завтра она развалилась. Во-вторых, количество членов в организациях – несравнимо: есть организации маленькие, а есть и очень крупные. И наконец, многие организации завышают количество членов, входящих в нее.

В.Е.Семенов считает, что дело могли бы поправить только специальные исследования, например, включенное наблюдение или доверительное интервьюирование.

Говоря о третьей группе методов, автор статьи приводит в качестве примера Американский атлас религий. Если мы посмотрим там, то увидим: в

России – 75 % христиан, а в США – 86 %. При этом подразумевается, что у нас, естественно, – это православные, а у них, конечно, в основном протестанты. Этот метод, как и опросысоциологов, отражает лишь общую

картину. Они дают адекватное представление только о больших конфессиях,

ухватывают только крупные явления, а в более мелких могут и ошибаться,

поскольку цифры по количеству сторонников небольших конфессий ниже границ статистической достоверности и учитываться не могут.

Поэтому, подводя итог, Семенов указывает на то, что несмотря на возможность проследить численные, статистические характеристики религиозности, глубину религиозных отношений сложно отразить в статистике.

Большое внимание проблеме определения численных характеристик религиозности уделяют Филатов Сергей Борисович - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, руководитель проекта "Энциклопедия современной религиозной жизни России" и Лункин Роман Николаевич - аспирант Института философии РАН, сотрудник того же проекта. В статье «Статистика российской религиозности: магия цифр и неоднозначная реальность» авторы выделяют следующие критерии принадлежности к определенной религиозной группе:

1. Этнический принцип;

2. Критерий религиозной самоидентификации («культурная религиозность»);

3. «Практическая религиозность» (на основе социологических опросов о регулярности посещения церкви);

4. Данные официальной статистики (Министерства юстиции);

5. Анализ численности существующих «местных организаций».

Православие объявляется этнической религией русских, украинцев, белорусов, чувашей, мордвы, карел, коми, осетин, части удмуртов и марийцев и т. д.) На основе такого метода подсчета согласно данным последней Всероссийской переписи 2002 года получается около 120 млн. православных (русских — почти 116 млн., украинцев — 3 млн., чувашей более полутора млн., мордвы — около 900 тысяч, белорусов — 800 тысяч чел и т.д.).

Этнический принцип исчисления религиозной принадлежности среди христиан используют не только православные. По оценкам митрополита Тадеуша Кондрусевича, общее число католиков в России — примерно 500-600 тыс. человек (Национальная служба новостей, Интервью недели, 25 дек. 2002 г.). Эти цифры могли появиться только на основании этнического принципа подсчета. «Этнических католиков», численность которых в России, по итогам Всероссийской переписи населения 2002 года, можно определить следующим образом: испанцев — 1547, итальянцев — 862, кубинцы — 707, литовцев — 45569, поляков — 73001, словаков — 568, французов — 819. Считается, что 25-30% российских немцев, которых 597212 человек, — католики. В России проживает значительное число белорусов и украинцев-католиков по семейной традиции. Кроме того, следует учесть, что многие люди, имеющие среди своих предков католиков, хотя и называют себя во время переписи русскими, в религиозной сфере идентифицируют себя со своим семейным католическим, а не православным наследием (сами мы часто были свидетелями такого поведения). Итого, действительно получается цифра где-то около 500-600 тыс. человек.

Похожая ситуация складывается и в отношении лютеран, некоторые лидеры которых используют этнический принцип исчисления своей паствы. Евангелическо-лютеранская Церковь Ингрии, представляет в России финскую лютеранскую традицию и опирается на финское и эстонское население. Титульных лютеран финской традиции в России — 63 тыс. человек, из которых финнов — 34 тыс., эстонцев — 28 тыс. Немецкая Лютеранская Церковь, исходя из этнического принципа объединяет, около 400 тыс. человек, т. е. 70-75% немцев России, которых в стране 597 тыс. человек.

Армян в России по результатам последней переписи 1, 130 тыс. Если исходить из этнического принципа исчисления религиозности, всех их следует отнести к членам Армянской апостольской церкви.

Мусульманские лидеры идут в методах подсчёта своих последователей ещё дальше. Самая распространенная упоминаемая ими численность мусульман в России — 20 млн. человек. Рассмотрим данные последней переписи. Представителей народов, у которых господствующей религией до присоединения к России был ислам: аварцы — 814473, адыгейцы — 128528, азербайджанцы — 621840, балкарцы — 108426, башкиры — 1673389, даргинцы — 510156, ингуши — 413016, кабардинцы — 519958, казахи — 653962, карачаевцы — 192182, кумыки — 422409, лакцы — 156545, лезгины — 411535, табасараны — 131785, таджики — 120136, татары — 5554601, турки — 92415, туркмены — 33053, узбеки — 122916, черкесы — 60517, чеченцы — 1360253. Таким образом, даже на основании этнического принципа (который позволяет вывести максимально возможную численность), судя по приведенным данным, мусульман около 14 млн. человек.

Этническим принципам, естественно, следуют лидеры иудаизма. По последним данным переписи населения, официальная численность евреев в России — 233439 чел.

Численность «этнических буддистов» в России в соответствии с данными прошедшей переписи составила — буряты — 445 тыс. чел, калмыки — 174 тысячи и тувинцы — 243 тыс. чел; итого — не более 900 тысяч чел.