Смекни!
smekni.com

Методы информационно-статистического анализа религиозности населения (стр. 3 из 4)

Итак, исходя из этнического принципа исчисления религиозной принадлежности, сейчас в России: 120 млн. православных, 600 тысяч католиков, более миллиона верующих Армянской Апостольской Церкви, 14 миллионов мусульман, 230 тысяч иудаистов и 900 тысяч буддистов.

Данные численности, полученные на основе этого принципа, даже не говорят о числе людей, принадлежащих к культурной традиции, выросшей в лоне какой-либо религии. Единственное, о чем они говорят, о величине претензий к власти и обществу со стороны религиозных деятелей, политиков, и национальных лидеров, исповедующих принцип «один народ — одна вера» и стремящихся сделать заявленную ими племенную веру одним из оснований построения государства.

Более содержателен критерий религиозной самоидентификации (назовем его «культурной» религиозностью). Если человек объявил себя принадлежащим к определенной религиозной традиции, он вовсе необязательно разделяет её вероучение, участвует в её таинствах и обрядах, является членом религиозной общины. Тем не менее, сам факт утверждения своей принадлежности к определенному религиозному течению, независимо от религиозных убеждений, является важным (или по крайней мере может быть важным) для мировоззрения, нравственной, культурной и политической ориентации гражданина. Человек называющий себя православным, мусульманином или лютеранином, в каких бы отношениях он ни был (или не был ни в каких) с соответствующей религиозной общиной и как бы мало он не разделял соответствующее вероучение, вкладывает какой-то смысл в свою самоидентификацию. Соответствующая религия имеет для его сознания особую, по сравнению с другими религиями, ценность.

Таким образом, говоря о критерии «культурной религиозности», можно отметить следующее.

Православными последние несколько лет объявляют себя по результатам различных опросов 55-59% граждан России или до 82% русских людей. Т. е. 70-85 млн. человек.

Протестанты в целом, а также католики в различных опросах получают около 1%. Протестанты обычно побольше, католики — меньше. 0,5-1% населения называющих себя католиками — это около 1 млн., т. е. «культурных» католиков оказывается больше, чем католиков «этнических».

Второй по численности и влиянию религией в России после христианства является ислам. В соответствии с данными различных опросов число людей, называющих себя мусульманами колеблется от 4% до 6% , т. е. от 6 до 9 млн. человек.

Официальная численность евреев в России, как мы уже отмечали, по данным последней переписи — 233 439 чел. Иудаистами в этом опросе назвали себя только 8% евреев, т.е. это всего лишь около 20 тыс. человек.

Всероссийские опросы демонстрируют число буддистов в стране около 1% населения. Исчисление из кого состоят эти «культурные» буддисты представляет особую сложность.

Исходя из всего вышесказанного, возникает закономерный вопрос: «Можно ли вообще как-то измерить и систематизировать эту изменчивую и аморфную реальность?» При желании можно, но главное помнить о её изменчивости, неорганизованности и несерьёзности (никто за такую веру не согласится поплатиться чем-то серьёзным). И это тоже религиозная культура, охватывающая в большей или меньшей степени большинство россиян.

Итак, самые общие показатели культурной религиозности (т. е. численность людей считающих себя представителями данного религиозного движения) выглядят следующим образом:

Христиан всего: 85-95 млн.

Православных — 75-85 млн.

Католиков — до 1 млн.

Протестантов — 1,5-1,8 млн.

Староверов — менее 1,5 млн.

Мусульман — 6-9 млн.

Иудаистов — до 50 тыс.

Буддистов — около. 550 тысяч

Жестко организованных НРД (т. наз. «тоталитарных сект») — не более 300 тыс.

Наиболее простой, чаще всего используемый в социологической практике на западе принцип определения членов церкви, включает один вопрос, касающийся только религиозной практики- были ли Вы на богослужении в прошлое воскресенье? Естественно спрашивают не после Пасхи или Рождества (в США «да» отвечают до 50% опрошенных). В наших опросах его перестали задавать, так как положительных ответов слишком мало. У нас спрашивают «бываете ли Вы на богослужении раз в месяц или чаще?» На этот вопрос положительных ответов — 5-10%.

Расширяя или сужая строгость критериев, можно сказать, что практикующих православных в России от 2 до 10% населения, т. е. от 3 до 15 млн. человек. Аналогичные сложности возникают и при исчислении практикующих верующих других этнических христианских конфессий и нехристианских религий.

Существуют лишь кое-какие данные в первую очередь региональных опросов об исламской религиозности, которые могут хоть как-то прояснить ситуацию. По данным Р. Мусиной, среди татар горожан совершают молитву дома — 8,4 %, посещают мечети — 4,3 %. По данным Д. Фурмана, среди татар в Татарии ок. 20% верующих мусульман.

К четвертой группе критериев определения религиозной принадлежности относятся данные официальной статистики зарегистрированных религиозных организаций, которая может хотя бы в самой общей приблизительной форме прояснить ситуацию.

По данным Минюста РФ на 1 января 2004 г. зарегистрировано местных религиозных организаций:

Христиан

РПЦ — 10767

Староверов — 267

Католиков — 235

Армянская апостольская церковь — 57

Протестантов — 4232

из них:

пятидесятников — 1460

баптистов и евангелистов — 1571

АДС — 620

лютеран — 202, из них ЕЛЦ (т. е. лютеран-немцев) — 119

методистов — 98

Иудаистов — 256

Мусульман — 3397

из них в Дагестане 1,7 тыс.

Буддистов — 180.

На основе имеющихся данных о численности местных религиозных организаций затем делаются выводы о количестве практикующих верующих:

РПЦ — 3-15 млн. чел.

Староверов — 50-80 тысяч чел.

Католиков — 60-200 тысяч чел.

Протестантов — более 1,5 млн. чел.

Иудаистов — 30 тыс. чел.

Мусульман — не более 2,8 млн. чел.

Буддистов — не более 500 тысяч чел.

Авторитарно организованных НРД — не более 300 тысяч чел.

Таким образом, попытка многих ученых разобраться в реальной численности верующих различных религий современной России показывает насколько имеющиеся данные опросов, официальной и конфессиональной статистики недостаточны для точных и полноценных выводов. Тем не менее, со значительными допусками и припусками общая картина в принципе прослеживается. И когда более точные данные, полученные социологами в будущем, скорректируют некоторые из наших допущений, порядок цифр и общее соотношение численности представителей различных религий от этого значительно не изменится.

Проблема статистического анализа социального служения религиозных организаций.

Для оценки религиозности населения кроме определения численности религиозных объединений и религиозного населения, также большое значение имеют статистические данные о социальной деятельности данных объединений. Однако, если имеются хоть какие-то более менее надежные методы информационно-статистического анализа религиозного населения и религиозных организаций, то при попытке статистического анализа их социального служения и социально значимой деятельности возникают большие сложности, связанные с недостатком статистических данных.

Рассмотрим для примера статистику социальной деятельности религиозных организаций города Москвы.

По некоторым имеющимся данным в Церкви существует 2253 церковных социально-благотворительных центра. Из них 1577 — это благотворительные столовые, 161 — детские приюты и 183 — богадельни. Но эти цифры сильно устарели. Так, согласно «Атласу современной религиозной жизни России», изданному в трех томах (М., 2005, 2006, 2008), в России имеется 1100 церковно-мирянских организаций.

Согласно данным, предоставленным социальными структурами столицы, сегодня в Москве 123 центра социального обслуживания, шесть социальных приютов и шесть социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, восемь хосписов, восемь учреждений социальной помощи для бездомных граждан на 1477 мест, 156 отделений милосердия для лиц, находящихся на постельном режиме (а таких 4650 человек). На учете в комиссиях по делам несовершеннолетних стоит более 9 тыс. человек. Около 135 тысяч пенсионеров и инвалидов одиноки и нуждаются в уходе и помощи на дому.

Подсчет центров социальной помощи сложен еще и тем, что не каждый из них имеет регистрацию. Часто такие центры существуют в виде служб. Например, из материалов, основывающихся на данных епархиальной комиссии по социальному служению Москвы, распространенных перед началом семинара, явствует, что в Москве и Московской области имеются следующие социальные службы Церкви: благотворительные столовые — 25; благотворительные фонды — 3; богадельни — 7; братства — 6; группы милосердия — 66; детские дома — 6; детские лагеря, скаутские организации, организации походов и досуга — 5; курсы патронажных и сестер милосердия — 3; медслужбы — 9; молодежные объединения и центры (военно-спортивные лагеря, досуговые центры) — 15; общественные и некоммерческие организации — 6; патронажные службы — 12; православные библиотеки — 4; православные приюты — 6; пункты сбора и распределения пожертвований — 60; сестричества — 12; службы помощи заключенным — 24; службы помощи семье — 9; училища сестер милосердия — 3; центры реабилитации наркозависимых, алкоголиков, жертв сект и бывших заключенных — 14; юридические службы — 5.

Основные источники информации о структуре доходов религиозных организаций: «Россия в цифрах» (2003), Российский статистический ежегодник (2003), Национальные счета России в 1995―2002 годах (2003), Выборочное исследование НКО, проведенное ФСГС (2000).

Согласно их данным, общая доля доходов данных организаций в доходах всех НКО составляет 8,2%. Доля бюджетных поступлений в структуре доходов религиозных организаций составляет 2,82%, что в 3 раза выше доли бюджетных поступлений в доходах НКО, работающих в области здравоохранения, физической культуры и социального обеспечения. Около четверти доходов религиозных организаций (23,3%) составляет выручка от продажи товаров, работ и услуг населению. Пожертвования, поступающие от населения, составляют 18,08% доходов. Более ¼ доходов религиозных организаций составляют поступления из-за границы. Таким образом, группа религиозных организаций имеет наиболее устойчивую диверсифицированную финансовую базу из всех НКО.