§ 2. 2 Начало открытой проповеди Мухаммеда.
Начало открытой проповеди относят к 610г. В мусульманской исторической традиции сохранился рассказ о том, как несколько знатных курайшитов пригласили Мухаммеда и предложили ему стать вождём всех аравийских племён, посулили ему богатство. Мухаммед отказался от богатств и не смог доказать существование Аллаха, сделав чудеса. Но проповедь он совершить смог. После начала открытой проповеди среди курайшитов, хотя число мусульман удвоилось, всё же большинство сородичей Мухаммеда не присоединилось к нему. Соблюдая до определённого момента лояльность, курайшиты стали затем противодействовать Мухаммеду и даже проявлять враждебность к нему, когда он стал развенчивать их богов и утверждать, что их предки горят в геене огненной за их неверие. Мусульманам пришлось прекратить открытые молния и собираться небольшими группами в окрестностях Мекки, в пещерах и ущельях. Однако их не оставили в покое, нападали на них, и, как утверждается в жизнеописании Мухаммеда, во время одной из стычек пролилась кровь. Мухаммед с последователями переехали в Эфиопию. Но вскоре представители мекканских родов стали заступаться за мусульман, и гонения прекратились. Затем Мухаммед обратился к паломникам из Ясриба, где число его сторонников увеличивалось с каждым годом, вытесняя иудеев.
Мухаммед скончался, не успев назвать своего преемника и не оставив завещания о правилах передачи власти в обществе. Это обстоятельство вызвало замешательство в среде мусульман, и начались споры и столкновения между различными группировками. В конечном итоге победу одержали представители мухаджиров, и первым преемником Мухаммеда община верующих избрала Абу Бакра (правил с 632 по 634 г.).
§ 2. 3 Основные идеи проповеди Мухаммеда.
Ещё в ранний период проповеднической деятельности Мухаммеда определялись основные требования, предъявляемые к мусульманам. На первом месте следует поставить утверждение статуса Аллаха как единственного бога. Вместо двукратной молитвы, совершавшейся ещё до ислама, Мухаммед предложил пятикратную молитву, которую можно совершать в любом чистом месте, так как Богу можно поклоняться везде. Постепенно к этим обязательствам добавились соблюдение поста, уплата очистительной милостыни и совершение паломничества в Мекку. Многие проповеди Мухаммеда, его откровения были связаны с конкретными случаями запроса его последователей. В них отражены важные стороны жизни Аравии, мусульманской общины. Мухаммед порицал скупость, но и не приветствовал чрезмерную щедрость и всячески поощрял бережливость.
Что касается земли, основного богатства, она, согласно проповеди Мухаммеда, принадлежит Богу, и Он даёт её тем, кому захочет. Значительное внимание Мухаммед уделял проблеме повиновения.
Семейно-брачные отношения заняли в проповедях Мухаммеда важное место. Его усилия были направлены на укрепление индивидуальной семьи, хотя и была разрешена полигамия. Число жён ограничивалось четырьмя, и муж был обязан одинаково содержать их. Вопреки древнеарабской традиции женщины были включены в категорию наследников. По новым обычаям женщинам выделялась половина доли мужчины-наследника; это стало важным явлением в социальной жизни Аравии. Все заботы по содержанию жены и детей возлагались на мужа, а жена могла раздельно владеть своим имуществом, совершать торговые и финансовые сделки самостоятельно.
Запрещены были кровосмесительные браки до третьего колена кровного родства и второго колена молочного родства. При заключении браков мусульманам предписывалось отдавать предпочтение верующим невольникам и невольницам перед идолопоклонниками. Ибо Мухаммед верующую невольницу ставит выше многобожницы и верующего невольника выше многобожника.
Видимо, положение Мекки как крупного торгового центра и занятие торговлей основной массы курайшитов предопределило пристальное внимание Пророка к коммерческой деятельности. Он провозгласил моральные принципы, которых должны были придерживаться верующие при совершении сделок. Торговлю он объявил разрешенным и поощряемым Аллахом занятием. Пророк призывал торговать честно, не обмеривать, и не обвешивать. От имени Аллаха было запрещено ростовщичество.
В связи с тем что война занимала важное место в жизни общины. Мухаммед неоднократно обратится к этой теме, касалось ли дело кому идти на войну, как делить военную добычу и как поступать с пленными.
В своих откровениях Мухаммед неоднократно обращался к рабству как к социальному институту, прочно утвердившемуся в Аравии. Отпуск рабов на волю был объявлен богоугодным делом, однако Мухаммед этим не ограничивался. При определении видов наказания за клевету, за празднословие, за убийство и другие прегрешения мусульманам предписывался отпуск верующего раба на волю. Мусульмане должны были своих вольноотпущенников наделить письменной отпускной и частью имущества, чтобы бывшие рабы могли начать самостоятельную хозяйственную жизнь.
У арабов кровная месть являлась одним из древнейших обычаев, соблюдение которых приводило к гибели многих людей и который служил поводом для межплеменных кровавых столкновений. Мухаммед осудил кровную месть и утвердил выкуп как наиболее приемлемый выход из ситуации.
Все установления Мухаммеда, которые он произносил как полученные от Аллаха откровения, легли в основу мусульманского закона – шариата.
Глава 3. Священные книги ислама.
§ 3.1. Коран – главная книга мусульман.
Во многих религиях мира имеются книги, которые почитаются верующими как священные. Таковы Веды у индусов, Авеста у зороастрийцев, Ветхий Завет у иудеев. Обычно в них содержатся сказания о боге и о богах, их вестниках, посланниках и пророках, рассказы о загробном царстве, ангелах и чертях, рае и аде, о том, как и кем, сотворены мир, земля, человек, животные и растения, установлены обряды и обычаи, определены поступки верующих. Порой даже перечисляются, какие из них похвальные, достойные награды – земной и загробной и какие – осуждаемые, преследуемые людскими и небесными законами…
Проповедники всех религий утверждают, что только книги их веры правильные, божественные, боговдохновенные. Наука же подходит ко всем этим книгам одинаково, объективно, без предвзятости. Естественно, что создание столь крупного произведения, как Коран, хотя и производящего при ближайшем ознакомлении впечатление сборника высказываний, проповедей, сказаний и правовых норм, как правило, тематически и хронологически не систематизированных, было делом непростым, да ещё у народа, не имевшего до этого столь обширных письменно зафиксированных религиозных или светских сочинений.
Корану свойственно мифологическое мышление, в котором преобладает эмоционально-интуитивое начало, например, пишут про Аллаха: «Скажи, если бы собрались люди и джинны, подобное этому Корану, они не создали бы ничего подобного» - отсюда следует, что для сочинивших эту фразу сказочные демонические силы – джинны – были столь же реальными, как и люди, содержится это начало и в рассказах о его ниспослании людям.
Коран (по-арабски «аль-Курьан») – это обычно солидный том, включающий более 500 страниц текста на арабском языке. Почти таков же объём его перевода на восточные и западные языки. В нём 114 разделов, или глав, разной длины, каждая из которых называется сурой, что по-арабски означает шеренга или ряд, например, ряд камней в кладке здания. В Коране сура также обозначает часть книги или отдельное поучение.
Суры Корана разного размера: во 2-й, наибольшей из них – 286 айятов, а в наименьших – 103, 108 и 110-й – всего по 3 айята. Первая сура – «аль-Фатиха» - «Открывающая» содержит всего семь айятов; употребляется как молитва. Своего рода мусульманский «Отче наш». Вторая сура – корова – самая длинная, состоит из 286 айятов. Всего Коран включает 6204 айята, которые разделяются для удобства пользования и в связи с потребностями культа на 30 частей – джузов и 60 разделов – хизбов. В Коране отсутствует систематизированное изложение религиозной догматики, а выдвигаются лишь общие положения. Большая часть коранического текста содержит полемику между Аллахом от первого лица либо через посредников, но всегда устами Мухаммеда, а также обращения бога к последователям Пророка с увещеваниями, предостережениями и предписаниями. Коран отразил исторические, экономические, политические и культурные реалии своего времени. Около четверти книги содержит сведения о жизнедеятельности различных, главным образом библейских пророков.
По вероучению ислама, Коран – книга несотворённая, существующая предвечно, как сам бог, Аллах; она его «слово». Название «Коран» происходит от арабского «караа», означающего читать вслух речитативом, декламировать. Оригинал Корана, согласно исламу, начертан на арабском языке на листах – сухуф и свитки с ним хранятся на седьмом небе. Отсюда и одно из его названий – Свитки, Книга. Коран –«Мать книги»- Умм аль-китаб, находится под престолом Аллаха; и только один Аллах в этой небесной книге «стирает, что желает и утверждает», что считает нужным.