Смекни!
smekni.com

О щедрости (христианин и деньги) (стр. 4 из 5)

А если так, неизбежен следующий вопрос:

Как и сколько жертвовать?

Ясный ответ на него дает нам св. Писание. Прежде всего мы должны отдать себя самих, целиком и полностью, Господу Богу – иначе пользы от наших даров будет не больше, чем от Каиновой жертвы (2 Кор. 8:5). Далее, нами не должно двигать ни тщеславие, ни чувство превосходства, ни налоговые льготы [пояснение для русских читателей: в США таким способом невозможно ничего "выгадать", но в некоторых случаях пожертвования на церковь или благотворительность не облагаются федеральным подоходным налогом], ни даже упреки совести. Мы должны жертвовать Небесному Отцу из благодарности за Его дар – за жертву Его Единородного Сына, – с чистым сердцем, как Он Сам требует от нас: "…Прежде смирися с братом твоим, и тогда пришед принеси дар свой" (Мф. 5:24). Мы должны жертвовать с радостью, "доброхотна бо дателя любит Бог" (2 Кор. 9:7), и более всего – с любовью к Богу и ближнему. Ведь даже раздай мы все имение наше бедным, если сделаем это без любви – пользы не будет никакой (1 Кор. 13:3).

Лишь если мы жертвуем с молитвой, любовью и смирением, наши видимые дары Господу могуть иметь какую-то цену. Но в св. Писании мы находим и более конкретные указания: "Тогда, какое место изберет Господь Бог ваш, чтобы пребывать имени Его там, туда приносите все, что я заповедую вам: всесожжения ваши и жертвы ваши, десятины ваши и возношения рук ваших, и все, избранное по обетам вашим, что вы обещали Господу" (Втор. 12:11). Столь же конкретны слова ап. Павла: "В первый же день недели каждый пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволяет ему состояние" (1 Кор. 16:2). Значит, каждую неделю в воскресение мы должны приносить в церковь нашу десятину, в тот приход, которому мы принадлежим. Тогда и просфора (по-гречески "приношение"), которую мы подаем в алтарь для молитвенного поминовения, становится полноценным символом "возношения рук наших".

Итак, кто должен жертвовать? Каждый православный христианин. Когда? Каждое воскресение. Как? С радостью и чистым сердцем. Сколько? Не менее десятой части от того, что Господь дает нам.

Обязанность десятины распространяется на всех одинаково, и на бедных, и на богатых. И если бы православные сегодня хоть в какой-то мере ее исполняли, материальные возможности Церкви возросли бы неизмеримо. В среднем по США пожертвования православных составляют полпроцента от их дохода: ничего, кроме стыда, эта цифра не вызывает. Двадцать лет тому назад, когда мы зарабатывали куда меньше, мы жертвовали почти вшестеро большую долю – около 3%.

Однако, как было сказано, во исполнение Ветхого Закона христианину дан Новый Закон – закон любви. Так что вопрос "Сколько?" приобретает совсем другой вид: "Сколько денег из своего дохода мне следует оставить для себя и своей семьи?" И ответ на него уже не представляет никаких затруднений: "Ровно столько, сколько необходимо". А какова эта реальная необходимость, нам откроет Господь, к Которому мы обратимся с искренней и трезвой молитвой в каждом конкретном случае.

Если мы примем такое правило – начиная с молитвы, определять свои потребности и отдавать все, что их превышает – большинство православных семей в США станут жертвовать на Божие дело гораздо больше 10% дохода. Чем еще нам откликнуться на Его щедрость?

Некоторые, возможно, поставят мне в вину, что я не учитываю тех неимущих старушек, живущих на пособие, с трудом сводящих концы с концами, и аккуратно кладущих свой доллар на тарелку каждое воскресение. И надо сказать, что многие из них жертвуют куда больше тех, чей доход в десятки раз выше. Однако не в этом дело: всем известно, как высоко оценил Господь мизерную жертву вдовы по сравнению с обильными приношениями состоятельных людей (Мк. 12:41). Но если бы все мы жертвовали, сколько от нас требуется, у нас в приходах вообще не было бы неимущих и голодных, и для этого не приходилось бы обращаться за государственным пособием.

После всего сказанного, вопрос о пожертвованиях переходит из объективной сферы в субъективную, личную: "Почему я не отдаю Господу столько, сколько Он от меня требует? Люблю ли я Его? Доверяю ли Ему, что не останусь голоден и наг? Верю ли я в Него?..."

"Исключения" и "оправдания"

Поскольку заповедь о приношении десятой части нашего дохода сформулирована в Писании совершенно недвусмысленно, не допуская никаких разночтений, и адресована ко всем до единого, мы должны заключить, что те, кто ее не исполняет, либо а) не утверждены в православной вере, либо б) незнакомы с Господними заповедями, либо в) сознательно или бессознательно подыскали себе какое-то "исключение", хотя никакие исключения здесь невозможны.

Группам а) и б), состоящим, очевидно, из тех, кто недавно пришел или возвратился в Церковь, помогут воцерковление и православное образование. Что же касается группы в), то необходимо извлечь на свет Божий все типичные "исключения" и "оправдания" и показать их полную несостоятельность.

В некоторых анкетах предлагают уклончивые или неопределенные варианты ответа: "в основном", "отчасти" и пр. Но Христос не дает нам на выбор такого разнообразия. На вопрос "Любиши ли Мя?" приходится отвечать либо "да", либо "нет". "Аще любите Мя, заповеди Моя соблюдите" (Ин. 14:15). Все заповеди. Не большинство, не почти все, а все без исключения.

Что же мешает нам исполнять Его заповедь о пожертвованиях?

Денежные заблуждения

У многих моих знакомых, не исключая и православных, встречаются заблуждения относительно денег вообще, в которых им крайне трудно разобраться. Похоже, что дьявол обманывает их, как прародителей в раю, или Каина, или евреев в пустыне, которые сделали себе золотого тельца вместо Истинного Бога. Ведь подобно тому, как св. таинства служат видимым проявлением невидимой Божией благодати, так и деньги могут стать чем-то вроде витрины всех наших трудов и всей нашей жизни. Поэтому, когда у человека нет ясного понятия о смысле и содержании своей жизни, у него с неизбежностью появятся заблуждения о "своих" деньгах, и наоборот.

Для одних деньги – это сила. Много денег, много дорогих вещей – и они чувствуют себя на высоте положения. "У денег свой язык", – гласит старинная пословица, и на этом языке они нашептывают нам свои безбожные бредни, кошмарную пародию на евангельскую истину. Другие надеются купить на свои деньги любовь, – но забыв, откуда она приходит, они сами теряют способность любить и быть любимыми и остаются, как у разбитого корыта, с одной видимостью, шелухой, цветной оберткой вместо любви. Разочарованные, они тогда пытаются купить людей, превратить их в свою собственность, и в результате вместо любви получают ненависть рабов к рабовладельцу.

Некоторым приходит в голову купить себе вечную жизнь, либо посредством медицинских ухищрений, либо, наоборот, с помощью памятников своему величию: зданий и улиц, названных в их честь, статуй и надгробий, воздвигнутых потомками, влиятельных организаций и фондов, устроенных на их деньги. Похоже, они намерены подписать контракт со смертью. Не о таких ли сказано "Иже бо аще хощет душу свою спасти, погубит ю"?

Иные даже не прочь подкупить Самого Бога. Когда обясняешь им, что это невозможно, они не скрывают недовольства и говорят, что обязательно найдут сговорчивого священника, который им это дело устроит, – а за деньгами, мол, они не постоят. Что ж, пусть попробуют. Надо бы им только учесть, что на "это дело" во всем мире не хватит денег.

Есть, впрочем, и такие, кто жертвует, причем весьма щедро, на церковь или на благотворительные цели, – но только с условием, чтобы их щедрость стала всем известна. В годовом финансовом отчете, либо в приходском листке, так или иначе требуют признательности от публики за исполнение Божией заповеди... Словно евреи во времени пророка Илии, хромают они "на оба колена"; неготовые предать себя всецело Христу Богу, они должны быть готовы к печальному финалу: "Изыдет дух его, и возвратится в землю свою; в той день погибнут вся помышления его". "Кая бо польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетить?" (Мф. 16:26)

"Мне самому не хватает!"

Говорящий так, или думающий, сталкивается с противоречием. С одной стороны, ему известна заповедь о пожертвовании десятой части дохода; с другой, как ему представляется, его потребности исчерпывают (а часто и превышают) его средства. Очевидный для всякого христианина выход – пересмотреть все свои "потребности" и исключить из них баловство, капризы и расточительство, которыми так изобилует современная жизнь. Сигареты, водка, регулярные посещения ресторанов, дорогих магазинов, "салонов красоты", увеселительных и распивочных заведений, горы модных тряпок, лотерейные билеты, азартные игры, новая "престижная" машина, безчисленные гастрономические выверты, безумные "круизы" и "программы отдыха" в отелях со звонкими названиями, и просто барахло без числа и меры, от которого некуда деться, – все это не имеет ни малейшего отношения к христианскому образу жизни.

При всем том нельзя забывать, что среди нас существует нужда; есть люди, у которых не остается лишняго цента от расходов на самое необходимое для себя и особенно для своих близких. В частности ради них от нас требуется усердие в пожертвованиях. Им следует со смирением принести свою символическую лепту и надеяться на Божию милость. Господь не оставляет без внимания приходящих к Нему с чистым сердцем; Он укажет способ пожертвования не менее, а подчас и более плодотворный, чем наличные деньги – трудовую помощь в церкви, уход за больными, престарелыми, одинокими. Их молитва за нас, за наши грехи, имеет особую цену перед лицом Господа.