Важную роль в создании купеческого права сыграло складывание и оформление купеческих корпораций. Они создавали горизонтальные связи, которые позволяли более уверенно включаться в вертикально организованную общественную структуру и настаивать на своих правах. Получение корпорацией юридического статуса выводило купеческий слой на принципиальной иной уровень. Теперь, обладая собственной юрисдикцией, они требовали изъятия дел, касавшихся торговли, из ведения светских и церковных судов, издавали свои собственные установления. Те принципы и обычаи, которые издавна были приняты в купеческом сообществе, получали юридическое освещение.
Складывавшееся право ярмарок впитало в себя эти многовековые установления. Оно дало возможность местным купеческим обычаям перерасти в общеевропейское торговое право. Здесь для получения привилегий купцы разных городов объединялись в нации, а те в свою очередь - в universitates, обмениваясь юридическим опытом. Тем не менее, локальные особенности купеческого права всегда сохранялись. Учитывая это, английская Купеческая хартия 1303 года постановляла: «если возникнет спор по поводу контракта, судебное разбирательство должно производиться по праву и обычаям тех ярмарок и городов, где этот контракт был заключен».
Определенная унификация торгового права в значительной степени была обязана деятельности законоведов. Торговля, особенно дальняя, основывалась, естественно, на письменно фиксированных обязательствах. Само закрепление в письменной форме принятых норм общения делало их юридическим фактом. Недаром в 12 веке контракт стал восприниматься как источник права, который не нуждался в иных авторитетах - контрагенты опирались лишь на auctoritatemcontracty. Участие же в нем лиц, «опытных, искушенных в праве» - peritiiuris, -к которым тем чаще обращались купцы, чем обширнее и обильнее становились контакты с иноземными купцами, создавало относительную правовую однородность, позволявшую общаться купцам из разных мест. Нередко законоведов призывали в качестве судей и купеческие суды. И уже совсем необходимым было использование знатоков права при редактировании корпоративных статутов.
Наиболее ранние ярмарочные привилегии дошли до нас с Шампанских ярмарок. По привилегии 1174 года граф назначал должностных лиц с судебными и полицейскими полномочиями «rationemateriaeetpersonae» - т.е. «по поводу ярмарки и лиц, в ней участвующих». Процедура их суда исходила из нужд купца, прибывшего на ярмарку: он был незамедлительным и не подразумевал апелляции; система доказательств была основана только на клятве и письменных документах. Одной из важных черт этого суда суровость наказаний - должники отвечали телом и имуществом. Отсутствие на суде или на ярмарке не спасало должника - его дело передавалось по месту нахождения его имущества или его самого, и он счрттался «беглецом».
Компетентность суда такого типа и его адекватность потребностям торговли оказались столь явными, что во второй половине 13 века на время ярмарки ее обычаи были признаны выше любых других законов. Таким образом, хотя формально право осуществлялось в рамках графской юрисдикции, было создано юридическое пространство, где купеческое право доминировало.
Однако еще раньше торговое право начало оказывать влияние и на другие сферы правотворчества. Значение торговли в средиземноморских городах и купцов их городских структурах было столь велико, что городские статуты итальянских и южнофранцузских городов довольно быстро впитали в себя нормы купеческого права. Таким образом, «защищенное» юридическое пространство, где нормы купеческого права не были стеснены, расширилось до пределов городских стен. Особенно успешно этот процесс взаимодействия шел в итальянских городах, где с самого начала в торговой практике и теории ее юридического оформления участвовали законоведы, что повышало их юридическую технику.
2.4 Каноническое право средневековой Европы
В наше время большинство людей подразумевает под термином "право" исключительно право государственное, содержание которого определяют законы и подзаконные акты, исходящие от государственной власти. Между тем это лишь один, пусть наиболее развитой из нескольких выработанных человечеством правовых комплексов.
Взаимоотношения стран на мировой арене строятся на базе международного права, опирающегося на принятые в мировом сообществе конвенции, декларации, меморандумы, двусторонние и многосторонние межгосударственные соглашения и договоры.
Существует и частное право, то есть совокупность форм регламентации, официально вводимых для определенных сообществ людей их лидерами или руководителями (феодалами в своих вотчинах, руководящими органами в своих политических партиях или профессиональных организациях и т. п.).
Еще один источник средневекового городского права, представление о котором имеют только специалисты, - право церковное (религиозное, конфессиональное), то есть совокупность внутренних юридических норм различных религиозных объединений. В рамках великих религий - буддизма, ислама, христианства - сформировались целостные разветвленные системы церковного права. В его состав у разных народов входят правила, зафиксированные в священных книгах, провозглашенные высшими конфессиональными авторитетами (в фетвах халифов у мусульман-суннитов, в папских буллах и энцикликах у католиков, в определениях далай-ламы у буддистов, в постановлениях христианских Вселенских и поместных соборов, исламских духовных советов кадиев и улемов, иудейского синедриона и т. д.).
У христиан то или иное положение, принятое церковью в качестве нормы, санкционированной свыше, именуется каноном. Слово "канон" - греческого происхождения; когда-то оно означало "мерило" - отвес, применяемый при работе плотниками; позже получило значение "правило". Этот термин повсеместно употребляется в обиходе христианских Церквей, значительно реже используется применительно к другим религиозным конфессиям. Таким образом, правовые установления христианских церквей представляют собой каноны. Поэтому христианское церковное право принято называть каноническим. Некоторые теоретики указывают, что понятия "церковное право" и "каноническое право" не вполне совпадают, так как в состав первого включаются и светские законы о церкви, а некоторые каноны касаются не только церковных дел. Однако упомянутые тонкости не мешают христианам повсеместно использовать как синонимы сочетания церковное и каноническое право.
Сфера отношений, регулируемых каноническим правом, не всегда одинаково широка. Так, на Западе, где папство, в отличие от православных церквей на Востоке, играет самостоятельную политическую роль, существуют каноны по поводу многих традиционно светских деяний и казусов. Однако в основе любого канонического права всегда лежат нормы, регулирующие жизнь церкви. Церковная организация, иерархические взаимоотношения и наказания для священников и верующих, порядок обрядности и его нарушения, епитимья и отлучение - вот неполный перечень основных сюжетов канонического права. В его состав официально входят и государственные законы о религии, если они канонизированы самой церковью[19].
В Риме, а затем и на территории Европы церковь активно занималась брачно-семейным правом, а также надзором за нравственностью. Поэтому в составе западно-европейского канонического права имеется немало установлений по данным предметам, многие из которых сохраняются до сих пор несмотря на наличие в Европе развитого государственного семейного законодательства.
Рассматривая священные тексты в качестве источников права, можно извлекать из них те или иные нормы юридического плана. При этом, однако, крупные христианские конфессии никогда не пытались составить на основе Писания и Предания полный свод правовых установлений, способный заменить собой право государственное. Что же касается церковно-правовой проблематики, то теоретики христианства уже в первые века нашей эры приступили к большой работе по составлению сводов канонического права. К IV в. существовали сборники апостольских правил, представлявшие собой собрания высказывании апостолов и известия об их мнениях по церковно-правовым вопросам. Со времен Первого Вселенского (Никейского) собора (325 г.) к ним добавились соборные правила, количество которых увеличивалось с каждым новым Вселенским собором[20].
В ранней Византии были составлены два наиболее авторитетных собрания канонического права. Одно именовалось "Сводом 50 титулов" и было подготовлено в середине VI в. известным богословом, будущим Константинопольским патриархом Иоанном Схоластиком. Оно включало, помимо апостольских и соборных канонов, правила монашеской жизни, написанные знаменитым отцом церкви Василием Великим.
Второе собрание - "Синтагма 14титулов" - появилось в 70-80-е гг. VI в. Оно анонимно, но историки связывают его составление с деятельностью двух константинопольских патриархов - Евтихия и Иоанна Постника.
"Синтагма 14 титулов" была целиком утверждена в Византии как каноническая на Трулльском церковном соборе в 692 г. В дальнейшем оба собрания ("Свод 50 титулов" и "Синтагма 14 титулов") продолжали пополняться за счет новых соборных установлений и выдержек из трудов отцов церкви. К ним стали добавлять также статьи светского законодательства о церкви византийских императоров. Государственный закон по-гречески - "номос". Поэтому новые правовые своды получили наименование "номоканоны" (соединение "номоса" и "канона").