Смекни!
smekni.com

Влияние партизанского движения в годы II мировой войны (стр. 3 из 6)

· Организация всенародной борьбы в тылу врага

Партизанское движение в годы Великой Отечественной войны направлялось Центральным Комитетом Комму­нистической партии и развивалось под непосредствен­ным руководством местных партийных организаций, действовавших во вражеском тылу.

Партизанская борьба началась с первых же дней нападения гитлеровской Германии на нашу страну. 29 июня 1941 г. ЦК ВКП(б) и СНК СССР направили партийным и советским организациям прифронтовых областей директиву, в которой наряду с общими зада­чами советского правительства в Великой Отечественной войне содержалась конкретная программа по разверты­ванию партизанской борьбы. «В занятых врагом райо­нах,—говорилось в директиве,— создавать партизан­ские отряды и диверсионные группы для борьбы с ча­стями вражеский армии, для разжигания партизанской войны, для взрыва мостов, дорог, порчи телефонной и телеграфной связи, поджога складов и т.д.» 18 июля 1941 г. ЦК ВКП(б) принял специаль­ное постановление “Об opганизации борьбы в тылу германских войск», которое дополняло и конкретизиро­вало директиву от 29 июня. В этом документе дава­лись указания о подготовке партийного подполья, ор­ганизации, комплектовании и вооружении партизан­ских отрядов, определялись основные задачи парти­занского движения. «Задача заключается в том,—го­ворилось в нем, — чтобы создать невыносимые условия для германских интервентов... срывать все их меропри­ятия». Центральный Комитет партии требовал, чтобы «вся эта борьба получила размах непосредственной, ши­рокой и героической поддержки Красной Армии, сра­жающейся на фронте с германским фашизмом».

В течение 1941 г. на захваченной врагом террито­рии развернули работу 18 подпольных обкомов, более 260 окружкомов, горкомов, райкомов и других под­польных партийных органов, большое количество пер­вичных партийных организаций и групп. Под их руководством проходил процесс создания и укрепления партизанских сил.

Партизанские отряды и группы в зависимости oт обстановки организовывались как до оккупации противником определенного района, так и в период окку­пации. Часто на положение партизанских отрядов пе­реходили истребительные батальоны, создававшиеся в прифронтовых pайонах для уничтожения забрасываемых врагом шпионов и диверсантов. Нередко парти­занские формирования opганизовывались из военно­служащих и чекистов с широким притоком в их ряды местного населения. В ходе войны партия широко практиковала заброску в тыл противника организаторских групп, на базе которых создавались партизанские отряды и даже крупные соединения. Особенно боль­шую роль такие группы сыграли в западных районах страны, где вследствие внезапности нападения врага и быстрого продвижения его в вглубь нашей террито­рии местные партийные органы не успели завершить необходимую работу по развертыванию партизанского движения.

Огромная работа, проведенная партийными органи­зациями прифронтовых республик и областей по соз­данию партийного подполья и партизанских формиро­ваний, во многом предопределила успешное разверты­вание всенародной войны в тылу врага.

К концу 1941 г. на оккупированной врагом терри­тории действовало более двух тысяч партизанских от­рядов и значительное количество боевых групп.

Для улучшения руководства и координации боевой деятельностью партизан партия создала специальные военно-боевые органы. 30 мая 1942 г. постановлением ГКО при Ставке Верховного Главнокомандования был образован Центральный штаб партизанского движения (ЦШПД),начальником которого был назначен секре­тарь ЦК КП(б) Белоруссии П. К. Пономаренко.

Вскоре были созданы республиканские и областные штабы партизанского движения — Украинский, Бело­русский, Карельский, Ленинградский, Орловский, За­падный, Калининский, Литовский, Латвийский, Эстон­ский, Крымский, Краснодарского и Ставропольского краев. Их возглавляли секретари или члены ЦК ком­партии союзных республик, крайкомов и обкомов. Окон­чательное оформление этих органов управления с чет­кими функциями и организационной структурой спо­собствовало укреплению и совершенствованию форм оперативного и стратегического руководства боевой деятельностью партизан.

По указанию ЦК ВКП(б) в августе—сентябре 1942 г. в ЦШПД состоялось несколько совещаний, на которых присутствовали командиры и комиссары ря­да партизанских формирований Белоруссии, Украины, Орловской и Смоленской областей, руководители пар­тийных органов этих республик и областей. Совещания были посвящены обобщению опыта партизанской борьбы, определению основных направлений деятель­ности партизан в соответствии со стратегическими за­мыслами Верховного Главнокомандования. В работе совещаний приняли участие руководители партии и правительства, ответственные работники аппарата ЦК ВКП(б) и Наркомата обороны Результаты обсуждения важнейших вопросов борьбы в тылу врага были отражены в приказе Наркома обороны И.В. Сталина от 5 сентября 1942 г. «О задачах партизанского движе­ния».

Приказ «О задачах партизанского движения» кон­кретизировал и развивал применительно к новым ус­ловиям борьбы основные идеи, содержавшиеся в по­становлении ЦК ВКП(б) от 18 июля 1941 г. Он явился конкретным проявлением усиления партийного ру­ководства всенародной борьбой в тылу врага. Про­граммой, определенной в этом важнейшем партийном документе, неуклонно руководствовались все партий­ные органы и штабы партизанского движения, все пар­тизаны и подпольщики.

В интересах укрепления руководства партизанской борьбой партия принимала меры по улучшению связи партизан с «Большой землей».

Доставка оружия и боеприпасов осуществлялась наземным путями через промежутки в боевых порядках противника на линии фронта.

Характерно, что с осени 1942 г. по июнь 1944 г. несмотря на постоянное и значительное сокращение территории, оккупированной врагом, в результате побед Советской Армии, численность партизан все время воз­растала. В ходе войны ими освобождались от врага обширные территории. Возникали партизанские края и зоны, имевшие большое политическое, военное и эко­номическое значение.

В ходе войны условия базирования партизанских формирований были различными. Одни из них базиро­вались на территории, контролируемой противником, другие—на территории, частично освобожденной от гитлеровцев (партизанские зоны), третьи —на территории, полностью очищенной от оккупантов (ее обыч­но называли партизанскими краями).

Подпольщики вели массово-политическую работу среди населения, поддерживали в народе твердую уве­ренность в победе над врагом и разоблачали его лжи­вую пропаганду, снабжали партизан необходимыми материальными средствами и пополняли их ряды, ор­ганизовывали саботаж населения мероприятиям окку­пантов.

Наряду с этим партийное подполье уделяло боль­шое внимание боевой деятельности патриотических групп. Для нанесения ущерба противнику создавались боевые, диверсионные, разведывательные и другие группы специального назначения.

Основными направлениями в боевой деятельности подпольщиков были разведка в интересах партизан и командования Советской Армии, диверсии, внезапные нападения на вражеские объекты, уничтожение видных гитлеровцев, разложение войск противника и его окку­пационного аппарата.

В годы войны многие боевые формирования подполья фактически представляли собой партизанские группы и отряды, личный состав которых находился на легальном положении. Днем подпольщики трудились в поле, рыбачили, работали на предприятиях врага, ночью выходили на боевые задания, уничтожали окку­пантов, выводили из строя их объекты. При необходи­мости боевые формирования подполья по указанию партийных органов преобразовывались в партизанские отряды и переходили к методам открытой вооруженной борьбы.

· Осуществление вооруженной борьбы партизан и подполья.

Коммунистическая партия направляла боевую деятельность партизан так, чтобы она прежде всего спо­собствовала интересам боевых действий войск Советской Армии. Важное место при этом отводилось выбору объемов, удары по которым оказывали бы наиболее существенную помощь советским войскам.

Такими объектами в ходе войны быливражескиекоммуникации, особенно железные дороги. В условиях второй мировой войны резко возросло значение четкой заботы транспорта и хорошего состояния коммуникаций. Успех боевых действий на фронтах зависел от своевременного пополнения войск личным составом, вооружением, боевой техникой, горючим и многими другими видами материальных средств. Маневренный характер вооруженной борьбы предопределял необхо­димость быстрой переброски войск из одного района в другой, что было связано с использованием транспорт­ных средств и дорог.

Уже с лета 1942 г по инициативе партии партиза­ны начинают планировать массированные удары по коммуникациям противника. Газета «Правда» 14 нояб­ря 1942 г. в передовой статье «За всенародное парти­занское движение» подчеркивала, что нанесение уда­ров по железным дорогам и транспорту врага является важнейшей задачей партизан.

В «Обращении к партизанам и ко всем трудящимся временно оккупированных районов области», принятом Х пленумом Смоленского обкома партии осенью 1942 г., отмечалось, что «...хорошая операция неболь­шой группы партизан на железной дороге равносиль­на выигрышу крупного сражения, танковый или пехот­ный полк — серьезная сила на поле боя, но он может быть уничтожен небольшой группой партизан.»