Грамота
В постоянном попечении Нашем о благе народов, Всевышним Промыслом Держав Нашей вверенных, Мы с особенным тщанием рассматривали основания будущего устройства Царства Польского, и приняв в соображение истинные пользы и положение сего края, местные потребности оного, навыки жителей, и необходимость утвердить их спокойствие и благосостояние, теснейшим незыблемым соединением с Россией, начертали и даруем Царству Польскому следующие основные постановления:
I. Положения общие.
Статья 1. Царство Польское, присоединенное навсегда к Державе Российской, есть нераздельная оной часть. Оно будет иметь особое, сообразное с местными потребностями его управление, свои также особенные Уложения: Гражданское и Уголовное, и все доселе существовавшие в городах и в сельских обществах, дарованные им местные права и установления остаются на прежнем основании и в прежней силе.
Ст. 2. Корона Царства Польского есть наследственная в лице Нашем и Потомков Наших, Наследников и Преемников, по установленному для наследия Всероссийского Императорского Престола порядку.
Ст. 3. Коронование Императоров Всероссийских, Царей Польских, заключается в одном и том же священном обряде, который будет совершаем в Москве, в присутствии Депутатов Царства Польского, призываемых к участвованию в сем торжестве, вместе с Депутатами и прочих частей Империи.
Ст. 4. Во всех случаях, в коих по существующим или впредь имеющим быть постановлениям, в России долженствует быть учреждаемо Регентство, власть Правителя или Правительницы Государства распространяется и на Царство Польское.
Ст. 5. Свобода вероисповедания подтверждается в полной мере; всякое богослужение может быть отправляемо всеми без исключения, открыто и беспрепятственно, под защитой Правительства и различия в учении разных Христианских вер не могут быть поводом ни к какому различию в правах, всем жителям Царства дарованных. Священнослужители всех исповеданий состоят в равной степени под покровительством и наблюдением установленных законом властей. Впрочем вера Римско-Католическая, как исповедуемая большей частью подданных Наших Царства Польского, будет всегда предметом особенных попечений Правительства.
Ст. 6. Фундушевые имения, принадлежащие Духовенству Римско-Католическому и Греко-Унитскому, признаются общей неотчуждаемой собственностью церковной Иерархии, каждого из сих вероисповеданий по принадлежности.
Ст. 7. Покровительство законов распространяется равным образом на всех жителей Царства, без всякого различия состояний или званий. Каждый своими личными заслугами и достоинствами может достигать всех в Государстве мест и почестей, по установленному для сего законами порядку.
Ст. 8. Личная свобода каждого подтверждается и охраняется, на основании существующих узаконений. Всякий не иначе может быть взять под стражу или подвергнуть суду, как лишь в предписанных законом случаях, и с соблюдением всего определенного на сие порядка. Каждому взятому под стражу доставляется письменное извещение о причинах его заключения.
Ст. 9. Всякий, взятый под стражу, не позднее как в течение первых за тем трех дней, представляется надлежащему судебному месту, для допроса или суда, по установленному порядку. Если при сем первом исследовании, он будет признан невинным, то ему немедленно возвращается свобода; равным образом освобождается из-под стражи и тот, кто, в определяемых для сего законом случаях, представить за себя благонадежное поручительство.
Ст. 10. Порядок следствия и суда над первостепенными Чиновниками Царства и над лицами, обвиняемыми в Государственных преступлениях, будет определен особым законом, по правилам, согласным с существующими на сие узаконениями в прочих частях Империи Нашей.
Ст. 11. Право всякой, как на поверхности, так и в недрах земли находящейся собственности частных лиц и обществ, признается священным и ненарушимым, на основании существующих законов; каждый подданный Царства Польского имеет полную свободу переселяться и переносить свою собственность, куда он пожелает, с соблюдением токмо предписанных для сего правил.
Ст. 12. Наказание конфискацией имения определяется токмо за Государственные первой степени преступления, как сие будет с точностью означено особым постановлением.
Ст. 13. Обнародование мыслей посредством книгопечатания будет подвергаемо лишь тем ограничениям, кои необходимы для охранения должного уважения к вере, неприкосновенности Верховной Власти, чистоты нравов и личной чести. Для сего будут начертаны особые правила на тех же началах, кои служили основанием установлений, имеющих действие в прочих Областях Нашей Империи.
Ст. 14. Царство Польское будет в надлежащей соразмерности участвовать в общих на потребности Империи расходах. Следующая с оного на сие часть податей и прочих сборов, будет с точнейшей уравнительностью определена особыми постановлениями.
Ст. 15. Все существовавшие в Царстве Польском до ноября 1830 года подати и прочие сборы, будут взимаемы и впредь на том же основании, доколе род и количество сих податей и сборов не будут рассмотрены и установлены иным образом, для уравнения и облегчения, по мере возможности сих общих на потребности Государства повинностей.
Ст. 16. Финансы Царства Польского, так же как и прочие части Управления, заведываются отдельно от Управления других частей Империи.
Ст. 17. Государственный долг Царства Польского, признанный Нами, будет по прежнему охраняем ручательством Правительства и уплачиваем из доходов Царства.
Ст. 18. Банк Царства Польского и существовавшие доныне кредитные для недвижимых имений установления, будут, как и прежде, под покровительством Правительства.
Ст. 19. Порядок торговых сношений между Российской Империей и Царством Польским будет всегда определяем, сообразно взаимным отношениям Областей, соединенных общими Государственными пользами, но имеющих особенные управления.
Ст. 20. Армия Наша в Империи и Царстве составляет одно целое, без различия войск Русских и Польских. Мы предоставляем Себе определить в последствии особым положением, в какой мере и на каком основании Царство Польское будет участвовать в сем общем составе Нашей Армии. Число войск, долженствующих принадлежать к внутренней страже Царства, будет также определено особым положением.
Ст. 21. Те из подданных Наших Российской Империи, кои, поселясь в Царстве Польском, приобрели или приобретут в оном недвижимую собственность, будут по сему пользоваться всеми правами коренных жителей, также как и подданные Наши Царства Польского, поселившиеся и имеющие недвижимую собственность в прочих Областях Империи. Мы предоставляем Себе жаловать, по усмотрению Нашему, право коренных жителей Царства Польского и другим, хотя еще непоселившимся в пределах оного лицам, как Русским, так и иностранным. Подданные Наши Российской Империи, пребывающие временно в Царстве Польском, также как и подданные Наши сего Царства, имеющие пребывание в других частях Империи, равным образом подчиняются законам того края, в коем жительствуют.
II. О главном и местном Управлении.
Ст. 22. Главное Управление Царства Польского поручается Совету, действующему Именем Нашим, под председательством Наместника Царства.
Ст. 23. Совет Управления составляется: из Наместника Царства, Главных Директоров, Председательствующих в Комиссиях, между коими разделяются дела Управления, Генерального Контролера, Председательствующего в Высшей Счетной Палате и других, особыми Нашими повелениями назначаемых в оный Членов.
Ст. 24. Члены Совета Управления свободно изъявляют в оном свои мнения и каждый имеет право требовать, чтобы сии мнения были записываемы в протокол заседания. Дела решаются по большинству голосов; в случае равенства, голос Наместника Царства имеет перевес.
Ст. 25. Когда большая часть Членов не согласна с мнением Наместника Царства, а он с своей стороны признает, что предлагаемая ими мера имела бы важные неудобства, он может остановить исполнение решения, немедленно представляя о том, на усмотрение Наше и прилагая к делу список протокола рассуждений Совета.
Ст. 26. На основании положений особенного о сем Устава, Совет Управления избирает и представляет на усмотрение Наше, чрез Наместника Царства, Кандидатов на упраздняющиеся места Архиепископов, Главных Епископов, Директоров, Государственных Советников, Членов Высшего Суда и других, назначаемых Нами, по частям Правительственной и Судебной, Чиновников. Сии списки Кандидатов принимаются в соображение с другими сведениями, при определении представляемых Нам Советом Управления, или же иных достойных Нашей доверенности подданных Наших, как жителей Царства Польского, так и прочих Областей Империи, на открывающиеся места.