Права и преимущества
§ 17. Чиновники управлений Сухумского отдела, как гражданского ведомства, так и военного, пользуются общими правами и преимуществами, предоставленными чиновникам, служащим в Закавказском крае; все же военные чины, служащие в управлениях отдела, сверх общих прав, предоставленных им по роду оружия, пользуются всеми правами и преимуществами, предоставленными военным чинам, служащим в военно-народных управлениях Терской и Дагестанской областей, по высочайше утвержденному 29-го апреля 1861 г. положению Кавказского комитета (Свода военн. пост. ч. 2 кн. 2 ст. 17, примеч. 2 и ст. 1105 примеч., ч. 4 кн. 3 примеч. 1 к ст. 170) по 2 Прод. (и приказ по Кавказской армии 1862 года ? 101).
Примечание: На депутатов судов: окружных и главного, а равно и на переводчиков из туземцев распространяются права, предоставленные этим лицам из туземцев в Терской и Дагестанской областях (приказы военного министра 18 марта и 7 октября 1862 года 38029 и 38728).
Ответственность
§ 18. Чины всех управлений отдела, окружных и главного судов, а равно все служащие по выборам, за преступления по должностям подлежат суду на основании гражданских законов.
Права Кутаисского Генерал-Губернатора по управлению Сухумским отделом и чинов входящих в состав оного
§ 19. Кутаисский генерал-губернатор по делам, касающимся населения отдела, действует на основании инструкции, помещенной в приложении к 456 ст., (примеч.) Свода зак. т. II учрежд. Закавк. по продолжению 1863 г.), по управлению же туземными населениями право и обязанности его определяются особо инструкциею главнокомандующего армией.
§ 20. На этом основании и по всем вообще делам гражданского населения отдела, требующим высшего разрешения, кутаисский генерал-губернатор входит с представлениями, установленным порядком, к наместнику кавказскому, по делам же, касающимся туземцев, он представляет главнокомандующему Кавказской армией непосредственно или чрез Кавказское горское управление.
§ 21. Начальник отдела по внутреннему управлению отдела и по части судебной пользуется правами, предоставленными военным губернатором в Закавказском крае; сими же правами определяются и отношения его к войскам и учреждениям военного ведомства.
Примечание: 1. По делам тяжебным и исковым между туземцами, рассматриваемым в Сухумском главном суде, начальнику отдела предоставляется право, когда он признает нужным, по важности дела, принять на себя председательство; в сем случае он пользуется только правами председателя суда.
Примечание: 2. Войска, расположенные в отделе, обязаны безотлагательно исполнять требования начальника отдела относительно оказания вооруженного содействия к подавлению восстания и устранения всякого беспорядка, грозящего нарушением общественного спокойствия.
Примечание: 3. Сухумская морская станция подчиняется начальнику отдела на основаниях, изложенных в положении об этой станции (приказ по Кавказской армии 30 января 1856 г. ? 33).
Примечание: 4. Начальник отдела управляет гор. Сухумом на правах, установленных вообще для градоначальников в империи, с применением их к правам и обязанностям военных губернаторов, управляющих гражданской частию в Закавказском крае.
§ 22. Сухумский городничий и Сухумское полицейское управление состоит в тех же отношениях к начальнику отдела, как городская полиция губернских городов за Кавказом к губернскому начальству.
§ 23. Предметы ведомства Сухумского полицейского управления суть такие же, как и уездных полицейских управлений Тифлисской и Бакинской губерний.
Примечание: На сие же управление возлагается обязанность принимать к совершению и явке разного рода крепостные акты, кроме купчих, закладных и дарственных записей.
§ 24. Окружные начальники суть непосредственные блюстители и хранители спокойствия и законного порядка в округах. Им подчиняются все чины окружных управлений.
§ 25. Начальнику округа предоставляются: а) по внутреннему управлению - права уездного начальника; б) по судебной части - право взыскания по бесспорным обязательствам и договорам всякого рода и на всякую сумму и право решения спорных дел лиц нетуземного происхождения до 100 руб. окончательно; по спорам же свыше этой суммы он отсылает тяжущихся к разбирательству в Главный суд; все же спорные дела, касающиеся туземцев, без ограничения суммы, передает на рассмотрение в Окружной словесный суд; в) по отношению к подчиненным ему военным чинам - право полкового командира.
Примечание: Войска, расположенные в округе, обязаны исполнять безотлагательно все требования окружного начальника относительно оказания вооруженного содействия к подавлению восстания и к устранению всякого беспорядка, угрожающего нарушениям общественного спокойствия.
§ 26. Распределение дел по судебным местам округа и самый порядок судопроизводства, впредь до окончательного преобразования судебной части вообще, устанавливаются на основании особых временных правил.
Печатается по изданию: Полное собрание законов Российской империи. Собрание второе. Том 41. Отделение первое. 1866. СПб., 1868. С. 1022-1025.
№ 74. Докладная записка Кутаисского Генерал-Губернатора наместнику 10 октября 1866 года о вознаграждении представителей дома Шервашидзе.
(извлечение)
По географическому положению своему и некоторым особенностям своего внутреннего устройства, Абхазия имела весьма большое значение во все время Кавказской войны. Через эту страну, составляющую узкую полосу между морем и неприступными горами, лежал единственный путь для вторжения непокорных горских племен западного Кавказа в пределы христианского народонаселения долин Ингура и Риона. При непокорности Абхазии военная граница наша отодвинулась бы до Ингура и понадобилось бы немало средств для устройства по этой реке военно-кордонной линии, на подобие других военных линий на Кавказе. Покорность Абхазии избавляла нас почти от военной границы в этой части Кавказа, и настолько сберегала наши силы и издержки.
Считая себя мусульманами и принадлежа к одному племени с соседними непокорными горцами, абхазцы без сомнения бы к ним присоединились, если бы к этому не служила препятствием особенность внутреннего их устройства. Особенность эта состояла в том, что во всех черкесских и абхазских племен, только у абхазцев сохранилась политическая власть в лице владетеля. С первых годов вступления русских в Закавказский край, владетели Абхазии, возвратившись к христианской вере, искали покровительства России и вступили в ее подданство.
Значение Абхазии в отношении военных дел на Кавказе и польза от подчинения этой страны владетелю христианину были понятны и вполне оценены как главными начальниками Кавказского края, так и верховной властью. Правительство поддерживало всеми мерами власть владетеля и вместе с тем посредством материальных выгод и почестей старалось удержать его в верности и преданности России. Таким образом, последний владетель Абхазии князь Михаил Шервашидзе был удостоен звания ген.-ад., кроме денежного вознаграждения за таможенные доходы, ему была пожалована ежегодная аренда в десять тысяч рублей и старший сын его был зачислен в малолетстве офицером в лейб-гвардии Преображенский полк.
Поведение владетеля часто подавало повод к неудовольствию местных, соседних и высших властей, но и в этих случаях ему всегда оказывались снисхождение и уступчивость. Такой образ действий правительства в отношении кн. Шервашидзе был вызван политической необходимостью и отчасти глубоким чувством справедливости. Действительно, положение владетеля Абхазии было весьма затруднительно и вряд ли он мог даже при наилучших желаниях избегнуть двойственной роли, налагаемой на него силою обстоятельств; власть его в Абхазии поддерживалась в известной степени нашей силой, но поддержка эта давалась ему в силу его влияния на абхазцев и на соседние горские племена. Он должен был употреблять это влияние в нашу пользу, чтобы сохранить наше покровительство и вместе с тем во многих случаях угождать абхазцам и в особенности соседним горцам, дабы сохранить добрые отношения с ними и влияние дающие ему перед нами силу и значение.
В 1847 году князь Михаил Шервашидзе, по причине расстроенного здоровья, а может быть в сущности по затруднительности своего положения, просил об увольнении его от звания и обязанностей владетеля Абхазии, с тем чтобы взамен владения Абхазского ему было отведено имение в 1500 дворов крестьян в Имеретии. Бывший тогда наместник кавказский кн. Воронцов употребил все старания, чтобы отклонить кн. Шервашидзе от такого намерения, и действительно по вышеизложенным причинам, удаление владетеля поставило бы нас в то время, в весьма затруднительное положение.
C покорением Западного Кавказа в 1864 году положение дел совершенно изменилось и существование владельческой власти в Абхазии, стало препятствием к осуществлению того единства в управлении, которое признавалось необходимым для водворения законного порядка и спокойствия в крае. В этих видах еще ранней весной 1864 года в. и. выс. угодно было испросить высочайшее повеление об увольнении кн. Михаила Шервашидзе и его наследников от управления Абхазией. С своей стороны владетель, предчувствуя изменение в своем положении вследствие последних событий на Кавказе, в письме от 26 февраля 1864 года, просил моего ходатайства об увольнении его по расстроенному здоровью от действительной службы. Как впоследствии оказалось желание кн. Шервашидзе состояло в том, чтобы выйти в отставку и уехать за границу, а владение передать сыну.
Во избежание крутого поворота в обращении с владетелем и для большей уверенности в сохранении спокойствия в Абхазии при предстоящем перевороте, в. и. выс. желали склонить кн. Шервашидзе к добровольному отказу от владетельских прав. Но когда все попытки с этой целью остались безуспешными, предписанием от 24 июня ? 365 вам угодно было мне повелеть передать владетелю рескрипт от того же числа, с объяснением высочайшей воли об увольнении кн. Михаила Шервашидзе и его наследников от управления Абхазией, принять эту страну в непосредственное наше управление и предложить кн. Шервашидзе выехать немедленно из Абхазии, так как пребывание его там, до окончательного введения нового порядка управления, признавалось положительно вредным.