Процессы разложения первобытнообщинного строя и раскол общества на классы предшествуют образованию древнерусского государства и протекают имманентно, конечно в связи со внешним миром, свидетельством чего являются и внешняя торговля, и монеты, и клады, но без решающего участия его во внутренней жизни славянского населения Центральной Европы.
Рассказывая об истории Чехии раннего средневековья, мы не раз прибегнем к "Чешской хронике", составленной в 1113 г. Козьмой, деканом пражской церкви. Пражская церковь, или пражский капитул, была основана одновременно с пражской еписко-пией в 973 г. Хроника Козьмы Пражского является древнейшим из сохранившихся сводом древнечеш-ской истории, и ее свидетельства трудно переоценить. Козьма так пишет о прошлом чешских земель: "В те времена поверхность этой страны покрывали большие леса, не населенные людьми; их наполнял шум роившихся там пчел, пение различных птиц. Лесов было бесконечное множество, подобно песку у моря или звездам на небе; леса беспрепятственно простирались, и стадам животных едва хватало земли. Табуны лошадей можно было бы сравнить только разве с саранчой, скачущей летом по полям. Там было много прозрачной воды, пригодной для употребления человеком, а также рыбы, вкусной и полезной для еды. Удивительно, насколько высоко расположена эта область. В этом легко можно убедиться, ибо ни одна чужая река не втекает сюда, но все потоки, малые и большие, беря начало в различных горах, поглощаются одной большой рекой, под названием Лаба, и текут отсюда в Северное море".
Девственность чешских лесов, свежесть речных долин и чистота вод и во времена Козьмы не были легендой, хотя топор и плуг уже вовсю преобразовывали ландшафт, а молотки каменщиков без устали украшали его рукотворными памятниками.
О первом поселении чехов в бассейне реки Влтава (левый приток Лабы) Козьма пишет: "Люди расположили свои первые поселения возле горы Ржип, между двумя реками, а именно, между Огржей и Влтавой; здесь они основали свои первые жилища..."
Гора Ржип имеет высоту 456 м. Она высится над левым берегом Лабы, между устьями рек Влтава и Огрже, в 30 км севернее Праги.
К востоку от русла Лабы в долинах северо-востока Чехии в раннем средневековье жили представители славянского союза хорватов. В V—VI вв. часть славян, населявших долины Карпат, выдвинулась к западу и югу от верхней Лабы. То была эпоха расцвета археологической культуры Прага — Корчак. В ту пору славяне шли на берега голубого Дуная.
Долина Лабы в районе горы Ржип приглянулась славянам неспроста. Славян привлекли плодородие почв, обилие воды и богатство лесных промысловых угодий. Козьма вложил такие слова в уста славянского старейшины: "Это та, именно та страна, которую я, как помню, часто обещал вам: никому не подвластная, полная зверя и птиц, меда и молока; воздух, как вы сами убедитесь, приятный для жительства. Со всех сторон много воды, изобилующей рыбой".
Согласно преданию, приведенному Козьмой, славяне назвали страну именем своего предводителя: "... и если твое имя Чех, то пусть и страна будет названа Чехией". Таким образом был назван чешским и союз славян осевших вокруг горы Ржип в V — VII вв. Древнейшего названия союза славян, из недр которого вышли чехи, мы не знаем. Вероятнее всего то были хорваты, ибо именно хорваты в эпоху летописания занимали северо-восток Чехии. Хотя чехи могли идти и от сербов, сидевших к северу от Чехии, на берегах средней Лабы.
Любопытно свидетельство Козьмы о выделении родовой знати, позже переродившейся в феодалов: "... если только ... в составе рода оказывался кто-либо, обладающий лучшими нравами и более уважаемый за свое богатство, люди добровольно обращались к тому человеку без его вызова, без свидетельства с печатью и с полной свободой толковали о своих спорных делах и о тех обидах, которые им нанесены. Среди таких людей выделился некий человек, по имени Крок, его именем назван град, заросший теперь уже деревьями и расположенный в лесу, что близ деревни Збечно".
В VIII — IX вв. лидеры славянских родов, подобные рассудительному, добронравному и состоятельному Кроку, стали обзаводиться собственными дружинами, собиравшими дань с окрестных селений. И не так важно, реальна ли фигура Крока или выдумана Козьмой, важна характеристика зачатков расслоения в некогда достаточно однородном, имевшем избиравшихся лидеров, обществе славян древнейших эпох. Хотя едва ли и в древнейшие эпохи славяне не делились как минимум на три слоя — аристократию, духовных апологетов и простых общинников. Но все же славяне из числа наиболее достойных именно выбирали лидера и всегда могли его заменить.
Согласно хронике у Крока были три дочери. Старшую звали Кази. Она искусно врачевала людей, знала свойства трав и была прорицательницей. Кази была погребена под курганом. Курган насыпали "... на берегу реки Мжи (совр. р. Бероун-ка) у дороги, которая ведет в область Бехин и проходит по горе Осек".
Область Бехин расположена на юге Чехии. Ее отождествляют с краем, занятым союзом дудлебов (дулебов). То были ближайшие сородичи дулебов в VI в., живших на Волыни. Возможно, часть дулебов в VI—VII вв. бежала от притеснений авар с Волыни в Чехию под защиту государства Само. Местоположение горы Осек не понятно.
Вторую дочь Крока звали Тэтка. Это была "женщина тонкого вкуса, свободно, без мужа жила". Тэтка выстроила город на берегу реки Мжи (р. Бероунка) и назвала его своим именем Тэтин. Он расположен вблизи современного города Бероун. Тэтин был поставлен на вершине крутой горы и надежно защищен природой. Козьма пишет, что Тэтка научила народ поклоняться лесным и водяным нимфам.
Тут Козьма, бывший христианином, досадует: "До сих пор многие крестьяне поклоняются язычникам: один почитает огонь и воду, другой поклоняется рощам, деревьям и камням, а третий приносит жертвы горам и холмам и просит глухих и безмолвных идолов, которых он сам же создал, защитить его и его дом".
Третью дочь Крока звали Либуша. Она превосходила сестер мудростью. Либуша обладала даром прорицания и после кончины отца была избрана в судьи. Либуша основала город Либушин [около Смечны на Сланску). "Очень мощный град возле леса, который тянется до деревни Збечно".
Однажды Любуша была оскорблена земледельцем, заявившим, что "у всех женщин волос долог, а ум короток. Лучше мужчинам умереть, чем терпеть подобное". Чехи потребовали князя-мужчину. Либуша посоветовалась с сестрами и, созвав собрание, с высокого престола возвестила народу: "Вон за теми горами... находится небольшая река Билина, на берегу которой расположена деревня, известная под названием Стадице. А в ней имеется пашня в 12 шагов длиной и во столько же шагов шириной (древнечешская мера земли). Как ни удивительно, но пашня эта хотя расположена среди стольких полей, тем не менее она не относится ни к какому полю. На этой пашне на двух пестрых волах пашет ваш князь... приведите его себе в князья, а мне в супруги. Имя же этому человеку Пржемысл, он выдумает много законов, которые обрушатся на ваши головы и шеи, ибо по латыни это имя означает "наперед обдумывающий" или "сверх обдумывающий". Потомки же его будут вечно править в этой стране".
Деревня Стадице расположена на севере Чехии, в долине реки Билины (левый приток Лабы), вблизи города Усти над Лабой. В раннем средневековье данная местность населялась славянским союзом лемузов. Чешские короли подчеркивали свое уважение к преданию о Стадицах и выделяли в долине Билины наделы, считавшиеся фамильной собственностью Пржемысловичей. На берегу Билины селили "дедичей". Это были земледельцы, обладавшие особыми привилегиями, гарантированными королями.
Но вернемся к хронике Козьмы. Либуша дала послам, не ведавшим дороги, коня и сказала: "Что же вы медлите? Идите спокойно, следуя за моим конем: он поведет вас по правильной дороге и приведет обратно, ибо уже не раз доводилось ему ступать по ней".
Пржемысл пас волов, когда посольство приблизилось к Стадице. Выслушав от пришедших призвание в князья, Пржемысл отобедал с послами и сделал такое заявление: "... Знайте, из нашего рода многие родятся господами, но властвовать будет всегда один. И если бы госпожа ваша не спешила столь с этим делом, выждала бы некоторое время веление рока и не прислала бы столь быстро за мной, то земля ваша имела бы столько господ, сколько природа может создавать благороднорожденных".
Затем Пржемысл облачился в княжеские одежды, сел на коня и взял с собой в поход навстречу короне лапти, сплетенные из лыка. Поздний чешский хронист Пулькава сообщает о том, что лапти и сума Пржемысла сохранялись церковью при короле Карле, и всякий раз при коронации выносились духовенством для показа народу. Недаром Козьма пишет, что лапти и сума "хранятся в Вышеграде в королевских палатах до ныне и во веки".
Сам Пржемысл так объяснил свой приказ сохранять лапти и суму: "Я приказал и приказываю их сохранить вечно для того, чтобы наши потомки знали, откуда они ведут свой род, чтобы они всегда жили в страхе и настороженности и чтобы людей, посланных им богом, они не угнетали, не обращались с ними несправедливо по причине надменности, ибо все мы созданы равными по природе". Кроме того, Пржемысл сказал и такие мудрые слова: "... бывает так, что земное достоинство, которое некогда вело к славе, будучи утеряно, ведет к бесчестью, а бедность, побежденная добродетелью, не прячется под волчьей шкурой, а возвышает победителя до звезд, в то время как раньше увлекало его в преисподнюю".
Время жизни Пржемысла, Крока и его дочерей относят ко второй половине VIII в. Во второй половине VIII в. на войну с франками поднялся князь Людевид, сидевший в долине реки Савы (приток среднего Дуная). Не могли не ощутить опасности, шедшей с берегов Рейна, и славянские союзы, в VIII в. сидевшие на землях исторической Чехии. На этих землях не могли не помнить о государстве Само VII в. Во второй половине VIII в. чехам действительно требовался мужественный князь, способный оборонять страну.