Естественно, прочное соединение государств под одной короной способствует их политической консолидации. Поэтому в реальных униях высока вероятность установления союзнических отношений. Например, Австро-Венгрию объединяла не только династия Габсбургов, но и учредительные документы, закреплявшие политический союз, — законы 1867 г., одобренные в отдельности австрийским и венгерским парламентами.
В настоящее время единственным примером реальной унии являются отношения между некоторыми государствами из числа стран-членов Британского Содружества. Структура Содружества неоднородна. В общем в его состав входит 49 государств. Основная их часть находится в довольно тесных политико-экономических отношениях с центром Содружества — Великобританией. И только четырнадцать из них (Австралия, Гренада, Канада, Новая Зеландия, Сент-Винсент и Гренадины, Ямайка и другие) объединены еще и в унию под общей короной. Отношения унии дополняются и усложняются другими союзническими связями, скрепляющими Содружество. Надо добавить, что королевская власть установлена не только над федеративными государствами, такими, как Австралия или Канада, но и над субъектами федерации (штатом, провинцией), составляющими территориальное пространство этих стран.
Корона возглавляет государства, входящие в унию. Ее представителями в государствах-участниках являются генерал-губернаторы (лейтенант-губернаторы), которых она назначает "по рекомендации" парламентов. Представители монарха выполняют все функции и пользуются для этого Большойпечатью, подтверждающей их полномочия, полученной от Короны. Для осуществления некоторых полномочий губернаторы могут получать специальное разрешение от монарха. Например, на объявление войны Японии австралийский генерал-губернатор был особо уполномочен королем. Члены унии сохраняют в Содружестве полный суверенитет. Более того, за последние несколько десятилетий мера их политической самостоятельности увеличилась. В Содружестве уже нет союзных органов, если не считать совещаний глав правительств и проведения конференций участников этого объединения. Согласование политики стран Содружества проходит в свободном, полуформальном порядке. В правительстве Великобритании упразднено министерство по делам Содружества и только департамент в составе министерства иностранных дел ведает отношениями между союзниками.
В странах Содружества исторически сложилась некоторая общность в области правового регулирования. Например, заимствуется прецедентная практика, некоторые из членов Содружества до настоящего времени применяют законы, некогда принятые Великобританией.
Как и в любой унии, в Содружестве нет единого подданства. Подданный Ее Величества Королевы Великобритании не является подданным королевы Австралии и наоборот. Отношения между государством и личностью являются предметом ведения каждого из членов унии, но не Содружества в целом. Это, однако, не исключает некоторой степени единства в правовом статусе подданных. Например, длительное время англичане пользовались избирательным правом в Канаде.
Сравнение унии и конфедерации позволяет сделать следующий вывод. Действительная политическая общность стран — обязательное условие существования конфедерации. Уния, напротив, вполне может существовать и без тесных межгосударственных связей, союзнических обязательств. На имперской конференции 1937 г. было официально зафиксировано, что каждый член Британского содружества наций участвует в многосторонних договорах как самостоятельная единица и что, если в договоре не предусмотрено противоположное, ни одни член Британского 06ществанаций ни в какой степени не отвечает по обязагельствам, принятым каким-либо другим его членом.Целостность конфедерации полностью зависит от внешнеполитического выбора ее членов, а реальная уния имеет прочные внутригосударственные юридические основы. Ее устойчивость непосредственно зависит от сохранения государствами монархического строя и власти династии[15].
При том, что политическое значение унии зачастую незаметно, оно все же ощущается хотя бы в вопросах войны. По юридическим соображениям состояние войны между членами унии немыслимо. Его трудно представить по той причине, что акт об объявлении войны должен быть санкционирован главой государства. Если бы член унии вознамерился воевать с другим, королю пришлось бы подписывать акт об объявлении войны одного своего государства другому своему же государству, а по существу самому себе[16].
Кроме того, участие в унии налагает на государства моральные обязанности. Во время второй мировой войны в Британском содружестве сложилась точка зрения, по которой какой-либо член этого общества наций не может оставаться нейтральным, если другие его члены находятся в состоянии войны. Хотя Австралия и Новая Зеландия не вступили в борьбу с Германией на стороне Англии, однако они объявили войну фашистским союзникам — Финляндии, Румынии, Венгрии и Японии.
Федерация, конфедерация, уния представляют собой такие объединения, которые, как правило, основаны на принципе юридического равенства между их участниками. Конечно, элементы неравноправного участия в таких объединениях встречаются, но их можно воспринимать как исключение. В отличие от них протекторат представляет собой заведомо неравноправный союз государств, юридическую форму подчинения одного государства другому.
Важно отличать протекторат государств от сходных ему явлений, таких, как вхождение в государство, аннексия, оккупация, международный протекторат. Они, как и протекторат государств, выражают зависимое состояние территории. Отличия между этими понятиями скорее формальные, чем содержательные. Протекторат государства может повлечь более серьезные ограничения для населения, чем, например, оккупация. Как и оккупация, протекторат может быть результатом вооруженного насилия.
Вхождение в состав государства представляет собой добровольное присоединение к нему, в результате которого другое государство полностью или частично утрачивает свой суверенитет. Оно становится административно-территориальной единицей или субъектом федерации. В отличие от этого участвующие в протекторате государства сохраняют свой суверенитет.
Аннексия есть включение в состав государства дополнительных территорий, обычно совершаемое по результатам войны, а иногда и ненасильственными действиями государства. Аннексия получает признание как юридический факт по нормам национального и, возможно, международного права. Аннексируемая территория является объектом внешнего воздействия, тогда как протекторат представляет собой правоотношения между государствами-субъектами .
Оккупация представляет собой временное насильственное занятие территории одного государства другим государством, находящимся с ним в состоянии войны. Оккупация — это переходное состояние, которое может завершиться аннексией, установлением протектората и даже освобождением территории. Протекторат — это постоянное или установленное на заранее определенный срок правовое состояние государства, основанное на договоре. Протекторат устанавливается при наличии формально выраженного согласия государств.
Международный протекторат (опека) устанавливается мировым сообществом, международными организациями над территориями, которые не имеют своей государственности, в которых население политически не организованно. Он имеет внешние сходства с протекторатом государств, поскольку осуществление международной опеки территорий обычно поручается конкретным государствам. Например, Восточное Самоа находится под опекой ООН, а управление этой территорией поручено США. Протекторат государств, напротив, устанавливается над странами, где имеется суверенная государственность. Например, Каролинские, Марианские и Маршалловы острова в Тихом океане, ранее состоявшие под международным протекторатом (опекой) ООН и переданные Соединенным Штатам в управление, трансформировались в государственные образования. Они вышли из-под международной опеки и, будучи государствами, заключили с США соглашения, которыми оформляются отношения уже не международного, а межгосударственного протектората ("содружества", "свободной ассоциации").
В протекторате участвуют две стороны — государство-протектор и подопечное государство. Причиной установления протектората могут быть насильственные действия одного государства в отношении более слабых стран, в результате которых господствующая сторона вынуждает покорившуюся нацию к заключению неравноправного договора, сохраняя, однако, государственность последней. Возможно также, что протекторат устанавливается над странами, которые в силу внутренней нестабильности, малочисленности населения, экономической отсталости и иных обстоятельств не имеют ресурсов для полноценного осуществления всех присущих государству функций. В этом случае государству становится выгодно принять опеку могущественной державы, которая по мотивам сохранения традиционных межнациональных связей, расширения сферы своего влияния и по другим соображениям соглашается предоставить подопечной стране политические услуги.