Смекни!
smekni.com

Наполеон III. Мексиканская авантюра (стр. 2 из 7)

В XIX в. была подчинена большая часть Африки. Методы подчинения были различны — от прямых военных захватов до экономического и финансового закабаления и навязывания неравноправных договоров. Контроль над странами Северной Африки и Египтом давал колониальным державам огромные экономические выгоды, господство в Средиземном море, открывал пути на юг континента и на Восток. С XVI в. страны Северной Африки, за исключением Марокко, и Египет входили в состав Османской империи. В конце XVIII в., когда военное превосходство османов над Европой уже было утрачено, Франция попыталась завоевать Египет и создать там опорный пункт для продвижения в Индию, но египетская экспедиция Наполеона 1798— 1801 гг. потерпела поражение. В 1830 г. Франция вторглась в Алжир и к 1848 г. полностью завоевала его. Тунис был подчинён "мирным" путём в острой конкурентной борьбе между Англией, Францией и Италией, которые в 1869 г. установили над Тунисом объединённый финансовый контроль. Постепенно французы вытеснили из Туниса конкурентов и в 1881 г. провозгласили над ним свой протекторат.

В 70-е гг. наступила очередь Египта, который, оставаясь в составе Османской империи, стремился проводить независимую политику. Строительство Суэцкого канала (1859—1869 гг.) принесло огромные выгоды Европе (открылся кратчайший путь из Средиземного моря в Индийский океан) и опустошило египетскую казну. Египет оказался в финансовой кабале у Франции и Англии, которые установили над ним в 1876—1882 гг. так называемый двойственный контроль. Страну грабили самым беспощадным образом, более двух третей государственных доходов уходило на выплату внешних долгов. По поводу двойственного контроля египтяне горько шутили: "Вы видели когда-нибудь собаку и кошку, ведущих вместе мышь на прогулку?" В 1882 г. Египет был оккупирован английскими войсками, а в 1914 г. Англия установила над ним свой протекторат. В 1922 г. протекторат был отменён, Египет провозглашён независимым и суверенным государством, но это была независимость на бумаге, поскольку Англия полностью контролировала экономическую, внешнеполитическую и военную сферы его жизни.

К началу XX в. свыше 90% территории Африки принадлежало крупнейшим колониальным державам: Англии, Франции, Германии, Бельгии, Италии, Португалии, Испании

К середине XIX века сильному давлению развитых стран Европы подверглась Османская империя. Страны Леванта (Ирак, Сирия, Ливан, Палестина), которые официально считались частью Османской империи в этот период, стали зоной активного проникновения западных держав — Франции, Англии, Германии. В этот же период Иран утратил не только экономическую, но и политическую самостоятельность. В конце XIX века его территория была поделена на сферы влияния между Англией и Россией. Таким образом в XIX веке практически все страны Востока попали в ту или иную форму зависимости от наиболее сильных капиталистических стран, превратившись в колонии или полуколонии. Для западных стран колонии являлись источником сырья, финансовых средств, рабочей силы, а также рынками сбыта. Эксплуатация колоний западными метрополиями носила жесточайший, хищнический характер. Ценой беспощадной эксплуатации и грабежа создавалось богатство западных метрополий, поддерживался относительно высокий уровень жизни их населения. [17; C. 174]

Надо заметить, что в первые три четверти XIX века континентальные страны не особенно и хлопотали о приобретении колоний. Между прочим, в середине прошлого столетия, как было уже упомянуто, господствовало учение о свободе международной торговли, которое относилось равнодушно к вопросу о колониях, но когда после франко-германской войны 1870—1871 года в торговой политике континентальные державы возвратились к протекционизму, усилилось и стремление к приобретению колоний. Между прочим, пожелали обладать ими Германия и Италия, которые, будучи политически раздробленными до шестидесятых-семидесятых годов XIX века, были лишены фактической возможности заводить свои колонии в других частях света. Обострение протекционистских стремлений и появление на исторической сцене Германской империи и Итальянского королевства привели к тому, что к концу XIX века политика крупных европейских держав получила империалистический характер. Между великими державами началось соперничество в деле приобретения заморских территорий. Англия только продолжала свои прежние захваты, но во Франции, в министерство Жюля Ферри, впервые была поставлена задача, и началось осуществление этой задачи: превращения данного государства в большую колониальную империю. К тому же времени относится начало колониальной политики и Германии, а также и Италии. Даже США в самом конце века заняли позицию в числе колониальных держав, отняв у Испании многие принадлежавшие ей острова на Атлантическом и Тихом океанах, что было концом колониального могущества Испании.

На почве колониальных отношений между некоторыми европейскими державами возникали конфликты, особенно у Англии, как с Францией, так и с Россией, которая в середине шестидесятых годов начала делать завоевания в Средней Азии по направлению к английским владениям в Индии. Дело до военных столкновений ни с Францией, ни с Россией у Англии не доходило, а в начале XX в. между последней, с одной стороны, и двумя первыми, с другой, даже были заключены специальные соглашения по их колониальным владениям. В общем, и вся колониальная политика конца XIX века постоянно улаживалась международными соглашениями. В эту эпоху был даже произведен настоящий "раздел Африки". В конце 1884 и в начале 1885 года в Берлине заседала конференция представителей четырнадцати государств, создавшая в Африке "независимое государство Конго", сделавшееся впоследствии достоянием Бельгии. За берлинской конференцией последовал ряд других, уже частных соглашений между отдельными государствами по колониальным делам. В самом конце XIX века произошли события (китайско-японская и американо-испанская войны, и восстание китайцев против европейцев), сделавшие центром политического внимания Дальний Восток и Великий Океан. К шести великим державам в Европе в международной политике прибавились вне ее две новые: Япония и Соединенные Штаты, и международная политика приняла в буквальном смысле мировой характер. Обнаружившаяся в это время слабость Китая повлекла за собою нечто вроде его раздела между европейскими державами, что вызвало, в свою очередь восстание в Китае против европейцев и вмешательство соединенной Европы в китайские дела, когда военные контингента разных государств совершили поход на столицу богдыхана под начальством германского фельдмаршала (1901). Этот поход был всего за тринадцать лет до начала мировой войны, одна из основных причин которой, как известно, и лежала в том резко империалистическом характере, какой приняла европейская внешняя политика в эти годы. [16; C. 102]

Для великих европейских держав конца XIX века колониальная экспансия была хозяйственной необходимостью. Все растущая индустрия требовала заокеанского сырья (хлопок, каучук), изобретение двигателей внутреннего сгорания вызвало колоссальную потребность в нефти и борьбу за ее ограниченные естественные источники. Наконец, победоносный капитализм, по природе своей не способный удовлетворяться внутренними рынками, начинает погоню за внешними. Политическое господство становится формой, орудием и броней экономической эксплуатации. Старые колониальные Империи Англии и Голландии просыпаются от вековой дремы для новой лихорадочной работы. Поздно пришедшие народы спешно строят свои новые Империи за морем: Франция, Бельгия, Италия, Германия. Впрочем, sero venientibus ossa. Для Германии не нашлось уже "места под солнцем" Африки и Азии, достаточно рентабельного, и она обратила главную ось своей экспансии на Ближний Восток. Здесь она проникла в империалистическую зону сил Англии и России, что и было одной из главных причин первой великой войны.

2. НАПОЛЕОН III И ЕГО ПОЛИТИКА

Наполеон III (Napoleon III) (1808–1873), император Франции, урожденный Шарль Луи Наполеон Бонапарт, родился 20 апреля 1808 в Париже. Своего отца почти не знал, так как насильственный брак его родителей был несчастлив и его мать жила в постоянной разлуке с мужем; через три года после рождения Луи Наполеона у неё родился незаконный сын, Шарль Деморни (отцом которого был побочный сын Талейрана). Сам Луи Наполеон был признан отцом, хотя впоследствии, во враждебной ему литературе (между прочим, у В. Гюго), высказывались сомнения в законности его его рождения, и не без фактических оснований. Выросший в блеске двора Наполеона I, под влиянием своей матери, Луи Наполеон с детства обнаруживал столь же страстное и столь же романтическое поклонение своему дяде, как и его мать. По натуре он был человек добрый, мягкий и кроткий, хотя изредка и вспыльчивый; отличался щедростью. Все его инстинкты и чувства перевешивала фанатическая вера в свою звезду и преданность "наполеоновским идеям", бывшим руководящими идеями его жизни. Человек страстный и вместе с тем полный самообладания (по выражению В. Гюго, голландец обуздывал в нем корсиканца), он с юности стремился к одной заветной цели, уверенно и твердо расчищая дорогу к ней и не стесняясь при этом в выборе средств.

Всю молодость, начиная с 1814 г., Луи Наполеон провел в скитальчестве, которое, впрочем, не было сопряжено с материальными лишениями, так как его мать успела скопить громадное состояние. Королева Гортензия не могла оставаться во Франции после падения императора, несмотря на личное сочувствие к ней Александра I. Из германских государств ее тоже изгоняли и потому она, переменив несколько мест жительства, купила себе замок Арененберг, в швейцарском кантоне Тургау, на берегу Боденского озера, где и поселилась, вместе с двумя сыновьями. Луи Наполеон, во время этих скитаний, не мог получить систематического школьного образования; недолго он посещал гимназию в Аугсбурге. Его личными воспитателями (кроме матери) были аббат Бертран и Леба, сын террориста.